Акватория

Статья 50 ВК РФ.

Комментарий к статье 50 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. Первая часть расшифровывает понятие «рекреационные цели», которое охватывает отдых, туризм и спорт. В ней также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению правил пользования водных объектов в порядке, установленном статьей 6 ВК РФ. Вторая часть содержит правило, согласно которому развитие и эксплуатация инфраструктуры, предназначенной для использования водных объектов для рекреационных целей, осуществляются в соответствии с водным и градостроительным законодательством.

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.

Целями комментируемой статьи являются уточнение полномочий органов местного самоуправления в сфере водных отношений, а также определение особенностей регулирования в сфере развития и эксплуатации инфраструктуры, используемой для рекреационных целей.

Сфера действия статьи ограничена целями, заявленными в части 1, и распространяется на отношения, возникающие в сфере использования водных объектов в рекреационных целях, в том числе отдыха, туризма и спорта. С учетом положений статей 6, 49 и 51 положения комментируемой статьи применимы исключительно к использованию в рекреационных целях водных объектов общего пользования в случаях, если это не связано с рыбалкой, охотой и использованием водных объектов в лечебно-оздоровительных целях.

Адресатами предписаний являются, в первую очередь, органы местного самоуправления, органы государственной власти в сфере регулирования водных отношений, водопользователи, которые организуют или намереваются организовывать использование водных объектов в рекреационных целях (в том числе связанных с развитием и эксплуатацией объектов инфраструктуры).

3.1. Рекреационные цели (отдых, туризм, спорт). Под отдыхом в русском языке понимается время для восстановления сил, свободное от каких-либо занятий, работы <312>. Отдых с точки зрения медицины означает состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Различают три вида отдыха: ежедневный (в том числе сон), еженедельный (выходные дни) и ежегодный (периоды отпуска). <313> Отдых, туризм и спорт являются взаимопроникающими понятиями, поскольку туризм и занятия физической культурой являются разновидностями активного отдыха <314>.

———————————
<312> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 414.

<313> См. подробнее: Популярная медицинская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 428 — 429.

<314> Указ. соч. С. 616 — 617.

В свою очередь, туризм может осуществляться в рекреационных или спортивных целях. Так, например, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <315> туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Туризм может быть и видом спорта (например, альпинизм, спортивное ориентирование и т.п.).

———————————
<315> СЗ РФ. 1996 N 49. Ст. 5491.

Следует также учитывать, что спорт может быть как любительским (осуществляемым для рекреационных целей, то есть как средство отдыха от основной деятельности), так и профессиональным.

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <316> спорт — это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (ст. 2).

———————————
<316> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Спорт подразделяется на массовый и профессиональный. Указанный Федеральный закон помимо спорта отдельно выделяет такой вид деятельности, как физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Организация спортивных мероприятий и занятий физической культурой может сопровождаться созданием спортивных сооружений на водных объектах (например, водные стадионы, места хранения плавательных средств, используемых для проведения спортивных соревнований) и поддержанием их функционирования, либо осуществляться без таковых (например, заплывы на открытой воде). При этом граждане могут самостоятельно заниматься физической культурой и спортом на водных объектах с учетом действующих ограничений.

3.2. Обустройство пляжей. Под пляжем в русском языке понимается отлогий берег, удобный для купания и солнечных ванн <317>. На сегодняшний день нормативно закреплено понятие лечебного пляжа. Согласно СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» <318> под лечебным пляжем понимается «участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала».

———————————
<317> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 464.

<318> http://www.stroyplan.ru/docs.php?showitem=8624

Лечебные пляжи подразделяются по характеру грунта на песчаные (размер песчинок от 0,1 до 1 мм), гравийные или ракушечниковые (от 1 до 10 мм), галечные (от 10 до 100 мм), валунные (более 100 мм), смешанные (содержащие песок, галечник, валуны. По степени благоустройства и оборудованию — на лечебные пляжи высшей, первой и второй категорий.

Вместимость лечебных пляжей принимается при санаториях для взрослых: малая — до 1000 мест, средняя — от 1000 до 3000 и большая — более 3000 мест. При санаториях для родителей с детьми — до 500 мест, при детских санаториях, санаториях для подростков и санаторных пионерских лагерях — до 600 мест. При расчете необходимой площади пляжа для санаторно-курортных учреждений различного профиля необходимо учитывать коэффициенты одновременного пребывания больных на пляже (от коечной вместимости санаториев): санатории для взрослых на бальнеоклиматических и грязеклиматических курортах — 0,6; санатории для взрослых на климатических курортах — 0,8; санатории для родителей с детьми — 1,0; санатории для детей и подростков, санаторные пионерские лагеря — 1,0.

При устройстве лечебных пляжей следует исходить из минимально допустимых норм на 1 место: специализированных (для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата) — 8 — 12 кв. м; морских — 5 кв. м; озерных и речных — 8 кв. м; детских — 5 кв. м. При этом протяженность береговой полосы на 1 человека на пляже, при ширине пляжной полосы 25 метров и более, должна составлять не менее 0,2 м, площадь водной поверхности на море и реке — не менее 5 кв. м, в пресноводных непроточных и малопроточных водоемах (озера, водохранилища) — не менее 10 кв. м.

Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.

Следует отметить, что на сегодняшний день уполномоченным органом в области организации физической культуры, спорта и туризма утверждена Система классификации пляжей <319>, которая тем не менее применяется на добровольной основе.

———————————
<319> Приказ Ростуризма от 05.09.2006 N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей» // БНА РФ. 2006. N 44.

4. Развитие законодательства. Статья 49 Водного кодекса РСФСР 1972 г. «Порядок пользования водами для отдыха и спорта» предусматривала возможность пользования водными объектами для отдыха и спорта «без особого на то разрешения». Для массового отдыха водные объекты могли использоваться в местах, установленных исполнительными комитетами Советов народных депутатов по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, общества спасания на водах, а на судоходных и лесосплавных путях — по согласованию с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.

Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могли предоставляться «в обособленное пользование государственных и общественных организаций». Статья 143 Водного кодекса РФ 1995 г. «Использование водных объектов для рекреации» предусматривала аналогичный (согласовательный) порядок использования водных объектов в рекреационных целях.

Принятие действующего ВК РФ ознаменовало разграничение пользования водными объектами общего пользования для личных нужд (в рекреационных целях) и организованное использование водных объектов при посредничестве субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями.

В комментируемую статью изменения вносились лишь однажды. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <320> из части 2 комментируемой статьи было исключено слово «размещение». Указанное изменение связано с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ <321>, в котором закреплены и систематизированы правила территориального зонирования, в том числе предусмотрено создание зон рекреационного назначения.

———————————
<320> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

<321> СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

В соответствии с частью 11 ст. 35 указанного Кодекса в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

5. Связь с другими статьями. По общему правилу (часть 1 ст. 11 ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования.

Особым образом регулируется использование для рекреационных целей водохранилищ. В соответствии со ст. 45 ВК РФ такое регулирование может осуществляться типовыми правилами использования водохранилищ (ч. 1 ст. 45 ВК РФ) или индивидуально для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование (ч. 3 ст. 45 ВК РФ). Правительством РФ утверждается перечень водохранилищ, для которых устанавливаются индивидуальные правила использования. Такие планы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (см. комментарий к ст. 45).

В соответствии с Типовыми правилами использования водохранилищ <322> их использование для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с ВК РФ. Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

———————————
<322> Приказ Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 «Об утверждении типовых правил использования водохранилищ» // РГ. 2010. N 219.

6. Субъекты водопользования для рекреационных целей. Водопользователей, использующих водные объекты для рекреационных целей, следует разделить на 2 группы:

а) субъекты, осуществляющие организацию использования водных объектов для рекреационных целей (массовый отдых, спортивные мероприятия, туризм);

б) субъекты, использующие водные объекты для личных нужд.

Действительно, в соответствии с частью 1 ст. 11 ВК РФ акватория водных объектов предоставляется для рекреационных целей на основании договора водопользования. Решения о предоставлении водного объекта в пользование принимаются в случаях, если водопользование осуществляется для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (ч. 2 ст. 11 ВК РФ).

В соответствии с частью 3 ст. 11 ВК РФ не требуется разрешительных документов на водопользование для осуществления в том числе плавания маломерных судов, разового взлета и посадки воздушных судов, рыболовства, охоты, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. При этом только рыбалка, охота, купание и иные виды отдыха не связаны с необходимостью оборудования причалов и стоянок. На последние распространяются правила части 2 ст. 11 ВК РФ.

Соответственно, положения части 1 комментируемой статьи распространяются в основном на такие виды отдыха, как купание и отдых на пляже (см. комментарий к ст. 6).

Положения части 2 комментируемой статьи затрагивают в основном права и обязанности субъектов, предоставляющие гражданам услуги посредством развития инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха, спорта и туризма. Соответственно, такие субъекты приобретают право пользования на основе договоров, заключаемых по результатам аукционов в соответствии со статьей 16 ВК РФ (см. комментарий к ст. 16) и Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» <323>.

———————————
<323> СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2046.

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.

7. Нормирование воздействия. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <324> водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

———————————
<324> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» <325> до утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

———————————
<325> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2380.

Нормируемые виды воздействий по видам пользования <326>

Вид пользования Нормируемое воздействие

Привнос

химических

и взвешен-

ных веществ Привнос

радиоактив-

ных веществ Привнос

микроор-

ганизмов

Привнос

тепла

Сброс

воды Изъятие

водных

ресурсов

использование

акватории водных

объектов, в том

числе для

рекреационных

целей

+

+

+

размещение

причалов + + +

размещения

стационарных и

(или) плавучих

платформ

+

+

+

+

+

работы, связан-

ные с изменением

дна и берегов

водных объектов

+

+

+

+

+

+

организованный

отдых детей, а

также

организованный

отдых ветеранов,

пожилых людей и

инвалидов

+

+

+

+

В соответствии с пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

8. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации зданий, строений, сооружений, предназначенных для рекреационных целей. Общие требования в области охраны окружающей среды установлены статьями 34 — 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <327>, а также ст. ст. 55, 56, 60 — 61 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним). Специальные требования содержатся в многочисленных санитарных правилах и нормах, руководствах, инструкциях, руководящих документах и т.п. <328>. Правила, содержащиеся в таких документах, относительно обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности, в том числе водных объектов, подлежат применению в полном объеме.

———————————
<327> См. комментарий к ним: Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.

9. Проблемные ситуации и трудности применения. Ряд проблем связан с тем, что понятия отдых, туризм и спорт являются настолько емкими, что могут предполагать использование самых разных аппаратов, приспособлений и устройств, обращение с которыми регулируется отраслевым законодательством (например, транспортным). Так, использование акваторий для плавания маломерных судов, взлета и посадки летательных аппаратов и других механизмов (независимо от целей пользования) является предметом регулирования отраслевых нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Правилами использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов <329>, юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:

а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;

б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;

в) руководствуются законодательством РФ, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов, отнесенных к особо охраняемым водным объектам; входящих в состав особо охраняемых природных территорий; расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов — источников питьевого водоснабжения; расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон; содержащих природные лечебные ресурсы; расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны;

г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:

а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;

в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.

Однако наибольшее количество проблем возникает с применением положений статьи 6 комментируемого Кодекса относительно свободного использования объектов общего пользования для личных нужд (в том числе для купания).

Пример.

ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе» является санаторно-курортной организацией и осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности. Береговая полоса, расположенная по адресу город Сочи, ул. Курортный проспект, 85, является лечебным пляжем. Санаторий имеет Паспорт лечебного пляжа ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе», утвержденный в том числе и администрацией города Сочи. Паспортом утверждена предельная емкость пляжа санатория — 550 человек. Санаторий установил забор, препятствующий доступу неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования.

Администрации города Сочи обратилась с иском к санаторию об устранении препятствий в круглосуточном доступе неограниченного круга лиц к объекту общего пользования — береговой полосе объекта Черное море путем демонтажа металлического забора, возведенного в Хостинском районе города Сочи, Курортный проспект, 87.

Суды установили, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Суды исходили из того, что положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, введено ограничение на их посещение и использование. Санаторию при использовании лечебного пляжа, оборудованного для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала, необходимо организовать ограждение и пропускной режим с целью в том числе организации сохранности оборудования пляжа. При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении заявленных требований <330>.

———————————
<330> Определение ВАС РФ от 05.08.2010 N ВАС-7095/10 по делу N А32-38708/2009-15/550.

С учетом изложенного, следует полагать, что установленное статьей 6 право беспрепятственного пользования гражданами береговой линией водных объектов общего пользования для личных нужд (в том числе отдыха) не является безусловным.

Под землями водного фонда в РФ подразумевают специализированные участки земли, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, отводные полосы, зоны водозабора, гидротехнические сооружения и иные участки, объекты и сооружения, причисляющиеся к водному хозяйству.

Основная часть из вышеуказанных земель относится к водным объектам:

  • поверхностным водам – рекам, озерам, болотам, водохранилищам, ледникам и т.д.;
  • внутренним и территориальным морям;
  • подземным водам – бассейнам, водоносным горизонтам, источникам и выходам подземных вод.

К фонду причисляется не только дно водоемов, но и прибрежная зона. Происхождение объекта (искусственный или естественный) роли не играет. Но без сохранения гидравлической связи и постоянства, объект не может считаться водным, таковыми не являются контейнеры с жидкостью или дождевые лужи.

Законодательство России относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории допустима легальная хозяйственная деятельность, с соблюдением целевого назначения и правового режима.

Охранный режим фонда

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Режим собственности

Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, пользователи (физические лица – для собственных нужд, юридические лица – для осуществления предпринимательской деятельности при наличии специальной лицензии).

На водные объекты и земли фонда распространяется федеральная собственность. Муниципальные образования и частные лица имеют такое право только на обособленные водные объекты. Субъекты РФ – только на те водоемы, которые полностью находятся в пределах субъекта и не относятся к федеральной собственности.

В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:

  1. Обособленность и замкнутость.
  2. Небольшая площадь.
  3. Отсутствие протоков.
  4. Отсутствие связи с другими водными объектами.

В исключительном ведении РФ находятся водоемы:

  1. Находящиеся на территории двух и более субъектов.
  2. Отвечающие за нужды обороны и иные нужды федерального значения.
  3. Являющиеся средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
  4. Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
  5. Являющиеся курортными зонами, особо охраняемыми территориями, лечебно – оздоровительными зонами федерального значения.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

Важно! В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:

  1. Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
  2. Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
  3. Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
  4. Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
  5. Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.

Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *