Арест имущества

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе принять решение о замене ареста имущества на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок, отвечающую требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса;

2) залог имущества налогоплательщика-организации, оформленный в соответствии с пунктом 2 статьи 73 настоящего Кодекса;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего Кодекса.

В целях настоящего подпункта поручитель должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 2.1 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

(п. 12.1 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или принятии решения о замене ареста имущества в соответствии с пунктом 12.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

С момента признания имущества находящимся в залоге у налогового органа ранее наложенный на это имущество арест прекращается.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора, плательщика страховых взносов — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

(п. 15 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Общие сведения

Согласно действующему законодательству РФ, граждане обязаны ежемесячно оплачивать государственные налоги, такие как пенсионный фонд, медицинское страхование, соцзащита и др. В противном случае, должники будут привлечены к административной ответственности и штрафным взысканиям. При злостном уклонении от оплаты (просрочке платежей более полугода) на имущество налагается арест.

Арест — это запрещающие меры распоряжения собственностью должника, по отношению к движимому или недвижимому имуществу. Такая процедура является крайним методом воздействия на гражданина и применяется только при наличии весомых на то оснований (например, если налогоплательщик намерен скрыть счета в банке). Арест проводится в соответствии с НК РФ и применяется на основании решения руководителя налогового или таможенного органа.

Согласно статье №77 действующего законодательства, арест движимости, недвижимости и ценных вещей налогоплательщика может быть двух видов:

  1. Полный – когда должник утрачивает право распоряжения имуществом;
  2. Частичный — владелец остается собственником, однако вправе распоряжаться имуществом только под строгим контролем правоохранительных органов.

Аресту подлежит только та часть собственности, балансовая стоимость которой равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны.

Законные основания

Наложение обременения на имущество злостного неплательщика осуществляется с целью покрытия имеющихся долговых обязательств перед налоговой службой.

Согласно статье №446 ГПК РФ, в перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, входит:

  • единственное жилье налогоплательщика и его семьи (за исключением ипотечной квартиры);
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в первом пункте;
  • личные вещи и предметы индивидуального пользования (одежда, обувь и другие);
  • инвентарь, необходимый для работы;
  • средства транспорта и вещи, необходимые гражданину-должнику в связи с его инвалидностью;
  • призы, государственные награды.

Основания наложения обременения могут быть следующими:

  • наличие движимой и недвижимой собственности или ценных вещей, стоимость которых составляет более 25 % суммы неоплаченного налога;
  • наличие дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не выплачивает НДФЛ в установленном законом порядке (в течение более 6 месяцев);
  • размер общей суммы долга превышает 50 процентов от стоимости собственности;
  • при изучении бухгалтерской отчетности, на основании которой должник уклонялся от оплаты НДФЛ;
  • срочная распродажа имущества или переоформление на третьих лиц;
  • участие посреднических фирм в расчетах ООО;
  • получение сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога.

Порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика

Для того чтобы наложение обременения на имущество было законным, уполномоченные лица обязаны подтвердить правомерность своих действий и доказать виновность должника.

Статьей №77 НК РФ предусмотрен порядок документального оформления действий налогового органа по аресту имущества и процедура его проведения:

  • решение о наложении обременения принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления. Текст документа должен содержать следующее:
    • ФИО должностного лица;
    • дату вынесения и номер постановления;
    • паспортные данные должника;
    • ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты налогов;
    • сумму задолженности;
    • вид ареста (полный или частичный);
    • перечень недвижимости, движимости и ценных вещей, подлежащих аресту;
    • основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть собственность;
  • на основании постановления налоговым органом оформляется протокол об аресте имущества (ст. 77 НК РФ). В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется или описывается имущество, подлежащее обременению, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости;
  • арест имущества производится при участии свидетелей.

На счета должника

Одним из видов имущества налогоплательщика, на которое может быть наложен арест, является банковский счет. Сотрудники правоохранительных органов вправе реализовать доходы в счет погашения имеющейся задолженности. Если стоимость счета не покрывает полную сумму долга, изымается та часть денежных средств, которая имеется в наличии.

Согласно статье №81 ФЗ «Об исполнительном производстве», если неплательщик умышленно скрывает или предоставляет недостоверные данные о банковском счете, судебные приставы направляют специальное постановление в банк.

Задолженность может быть компенсирована также за счет государственных пособий, таких как:

  • пенсия;
  • стипендия;
  • пособие по инвалидности и т.д

Список документов

Для того чтобы наложить арест на имущество должника потребуются следующие документы:

  • исковое заявление о привлечении должника к ответственности;
  • письма ответчику в порядке досудебного разрешения конфликта;
  • выписка из налоговой о состоянии общей задолженности;
  • постановление о реализации движимости, недвижимости и ценных вещей;
  • выписка из банка о состоянии счетов налогоплательщика;
  • информация о имуществе должника и др.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика

Постановление о том, что на имущество организации налогоплательщика наложен арест не позднее трехдневного срока с момента его вынесения должно быть направлено в трех экземплярах в прокуратуру, которая осуществляет надзор законности действий соответствующей налоговой для принятия решения о санкционировании такого ареста.

Если накладывается частичный арест, в этом случае в постановлении должен быть прописан порядок, по которому налогоплательщик может распоряжаться арестованным имуществом.

Также в постановлении указывается и обязанность, в соответствии с которой налогоплательщик должен обращаться в налоговый орган при желании отчуждать арестованное имущество по договору залога, аренды для получения соответствующего разрешения.

Постановление также должно содержать предупреждение налогоплательщика о том, что в случае несоблюдения им установленного порядка для осуществления права собственности (либо другого аспекта права собственности) на имущество он несет ответственность, предусмотренную законом.

Решение о санкционировании ареста

Санкционировать арест по принятому налоговой решению может только прокуратура. Получать санкцию прокурора на арест имущества должника необходимо в соответствии с положениями статьи 77 НК РФ с целью обеспечения установленного в данной норме закона порядка наложения ареста.

Также следует заметить, что законодательство не определяет возможность обжаловать отказ в даче санкции для ареста, а также нет возможности и отменить такой отказ вышестоящим органом прокуратуры. Однако положения статьи 77 не содержат и указания на то, прокурором какого уровня (района города и т. д.) должна выдаваться такая санкция.

Сроки исполнения ареста на имущество

Обязанностью налогового органа является не позднее того дня, который следует за днем выдачи прокурором санкции, вручить постановление о проведении ареста на имущество налогоплательщика (его представителю), лично под роспись.

Оно может быть также направлено налоговым органом заказным письмом по почте не позже трех рабочих дней с момента санкционирования прокуратурой ареста имущества налогоплательщика — должника.

Производство ареста должно сопровождаться ведением протокола согласно форме, которая установлена приложением № 10 к приказу ФНС России от 03.10.2012.

Протокол об аресте имущества

Протокол, а также опись, которая к нему прилагается должны содержать перечисление имущества, которое арестовывается. В описи имущества указывается точное наименование, количество, а также индивидуализирующие предметы признаки и их стоимость.

В протоколе, также, как и в постановлении, отражается предупреждение налогоплательщика о применении к нему ответственности за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Протокол должен быть подписан:

  • сотрудником налоговой, который проводит арест;
  • присутствующими понятыми
  • а также специалистами, в случае их участия.
  • также в протоколе должна стоять подпись и самого налогоплательщика либо его представителя.

Факт отказа от подписи любого из указанных лиц отражается в протоколе налоговой не позднее дня, который следует за днем составления протокола.

Налоговая должна его вручить налогоплательщику под роспись либо отправить заказным письмом по юридическому адресу должника.

Если же имущество, которое подлежит аресту, находится не в одном месте, то может быть составлено несколько протоколов.

Виды ареста имущества

Существующие налоговые отношения предусматривают определенный порядок наложения ареста на имущество, установленный ст. 77 НК РФ, а также другими нормами налогового права (гл. 8 НК РФ), касаемо принудительного исполнения обязанности относительно уплаты налогов.

Начиная с момента ареста имущества, его собственники ограничены в правах на него, и в этом ракурсе объем таких ограничений определяет и права собственника, которые он может осуществлять после ареста и которые напрямую зависит от вида ареста.

Положения статьи 77 устанавливают правовую возможность применять два вида ареста:

  • полный;
  • частичный.

В первом случае при осуществлении ареста налогоплательщик (собственник) ограничен в распоряжении арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться им под контролем и с разрешения уполномоченного (таможенного, налогового) органа собственник может.

К примеру, частичный арест недвижимого имущества дает право его собственнику владеть, распоряжаться и пользоваться им в полном объеме, но при этом необходимо получать разрешение налогового органа, под контролем которого вышеуказанные действия могут проводиться.

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как режим ареста, которым является совокупность каких-либо средств мероприятий и правил, применяющихся для достижения необходимого результата.

Режим ареста в налоговом праве является особым порядком, по которому осуществляются права на имущество налогоплательщиком – его собственником, в том числе и третьими лицами. Несоблюдение установленного режима ареста предусматривает за это ответственность нарушителя (ст. 125 НК РФ).

Условия наложения ареста на имущество

Налоговое законодательство, как непременное условие принятия законного и обоснованного решения об аресте, устанавливает два обстоятельства. Их существование должно быть одновременным.

1. Неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, касаемо уплаты налогов с соблюдением установленных сроков. Небольшое несоответствие в точности формулировки состоит в определении условий, которые касаются понимания нарушения срока уплата налогов.

При таких обстоятельствах любое отклонение от срока позволяет считать условия ареста свершенными. Хотя акцент в данном случае, исходя из понимания норм налогового законодательства, не делается на наличие недоимки по налогам, а не, к примеру, касаемо наличия задолженности (по выплате пени), при котором арест наложен быть не может.

Кроме этого может быть арестовано только то имущество, которое покрывает размер недоимки, не учитывая при этом пеню.

2. Вторым условием является наличие у уполномоченных органов достаточных оснований для того чтобы полагать, что обязанное лицо уклоняется от уплаты налогов и предпринимает меры для сокрытия своего имущества (ч. 2 п. 1 ст. 77 НК РФ).

Однако налоговое законодательство не прописывает точного определения достаточности таких оснований. Это означает, что налоговый орган может наложить арест на имущество, принадлежащее недоимщику, по своему внутреннему убеждению, поскольку правовых ориентиров налоговые нормы для установления вышеуказанных оснований не содержат.

Такая норма статья 77 НК РФ исключает не ясность и не двусмысленность ее толкования и применения для определения оснований, которые позволяют предположить, что организация намерена скрыться либо скрыть имущество от уплаты налогов. ФНС России был издан Приказ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404, которым утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество.

Еще одним основанием (условием наложения ареста) может служить то, что налоговый орган уже принимал меры для принудительного взыскания задолженности, как это установлено положениями ст.ст. 46, 47 НК РФ.

Основание и порядок реализации арестованного имущества налогоплательщика для погашения налоговой недоимки

В соответствии с налоговым законодательством РФ все налогоплательщики обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы в бюджет государства. Данную обязанность прямо предусматривает статья 23 НК РФ. При этом, налоговое законодательство РФ предусматривает и добровольное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налогов и сборов (см. абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). Но к сожалению, не всегда и не все налогоплательщики выполняют данное требование. Так, сумма налога, неуплаченная в установленный законом срок, признается налоговой недоимкой (налоговой задолженностью) (см. п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Так же о принудительном взыскании задолженности по налогам с налогоплательщиков читайте в статье «Сроки давности для выявления и взыскания налоговой недоимки».

Так, недоимка может быть выявлена налоговыми органами:

  • со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в налоговую инспекцию сведения о начисленной сумме платежа;
  • со следующего дня после сдачи налоговой декларации в налоговую инспекцию, если налогоплательщик подает отчетность позже установленного срока платежа;
  • со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки (п. 9 ст. 101 НК РФ).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа, а также процентов в течение 20 дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки (см. п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ).

Важно! С 01 июля 2015 года в п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрена возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014г. № 347- ФЗ).

Если налоговая недоимка выявлена вне рамок налоговой проверки, налоговая инспекция фиксирует факт ее выявления, составив документ о выявлении недоимки. Такой документ о выявлении недоимки самому налогоплательщику не направляется. При этом, мероприятия по принудительному взысканию налоговой недоимки с налогоплательщика начинается именно с даты составления данного документа.

Подробнее о правовом регулировании принудительного взыскания задолженности с налогоплательщика, о порядке выявления недоимки и оформления читайте в нашей статье: «Принудительное взыскание начисленной задолженности по вступившему в силу, но не исполненному налогоплательщиком в добровольном порядке решению налогового органа».

Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации, когда его имущественное положение не позволяет уплатить налог, либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности (банкротства), такая задолженность может быть урегулирована налоговым органом путем предоставления рассрочки или отсрочки уплаты налога, по заявлению налогоплательщика (см. п.п. 1 — 3 ст. 61, п.п. 3, 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). Если же налогоплательщик не уплатил недоимку и пени, и не обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налоговой задолженности, налоговый орган вправе взыскать имеющуюся недоимку в принудительном порядке. Первым этапом принудительного взыскания налоговой недоимки является взыскание задолженности за счет принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Данная мера применяется по отношению к должникам — организациям или индивидуальным предпринимателям.

Взыскание недоимки (пеней, штрафов, процентов) осуществляется без обращения в суд – в так называемом в бесспорном порядке. Исключением из правила является бесспорное взыскание задолженности с лицевых счетов организаций. В данном случае существует требование о размере взыскиваемой суммы. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ она не должна превышать 5 млн. руб. Соответствующие изменения в пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ внесены с 01 января 2015 года.

Решение о взыскании налоговой недоимки за счет денежных средств налогоплательщика может быть вынесено инспектором не позднее двух месяцев, после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании налоговой недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, должно быть вручено налогоплательщику не позднее шести дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). Если у налогоплательщика недостаточно средств, для погашения налоговой недоимки, налоговый орган вправе вынести решение о взыскании задолженности за счет иного имущества организации-налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). После вынесения решения о взыскании недоимки за счет имущества организации-налогоплательщика, инспектор вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). По мнению законодателей, такая мера позволяет обеспечить исполнение решения налогового органа. Так, решение налогового органа о взыскании налоговой недоимки за счет имущества организации может быть вынесено в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налогов, пеней и штрафов (абз. 3 п. 1, п. 8 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании налоговой задолженности за счет имущества организации-налогоплательщика принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Исполнением решения занимаются судебные приставы. С целью принудительного исполнения решения, налоговый орган направляет приставам постановление о взыскании налоговой задолженности за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя (абз. 2 п. 1, п. п. 4, 8 ст. 47 НК РФ). Пункт 5 статьи 47 НК РФ устанавливает очередность обращения взыскания на движимое и недвижимое имущество налогоплательщика. После того, как приставы получат постановление налогового органа, взыскание налогов, пеней и штрафов за счет имущества организации-налогоплательщика осуществляется по общим правилам, в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Срок исполнения постановления равен двум месяцам, со дня поступления к судебным приставам-исполнителям постановления налогового органа. Далее приставы вправе:

  • наложить арест на имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 — 84, 86 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • произвести оценку имущества (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей, в предусмотренных законом случаях производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Если в установленный срок организация-налогоплательщик не уплатит сумму налоговой недоимки в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию. Прежде всего, пристав изымает у организации-налогоплательщика или ИП денежные средства, которые сначала перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем уходят в бюджет. Если у налогоплательщика денег нет, пристав изымет иное имущество налогоплательщика и передаст его специализированной организации на реализацию (см. ч.4 ст.69, ч.1 ст. 87 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). После этого судебные приставы завершают исполнительное производство. Если мероприятия по принудительному взысканию задолженности не привели к ее погашению в полном объеме, следующим этапом наступает банкротство организации-налогоплательщика или ИП что, как правило, влечет полное прекращение деятельности организации-должника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *