Что такое фрахт в грузоперевозках?

Грузоперевозки – неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Успех международной сделки, стоимость и безопасность доставки зависят от способа доставки, выбора перевозчика, условий транспортировки. Одна из важных задач – разобраться в тонкостях фрахта. Для этого необходимо понять значения термина, принципы расчета ставок, узнать условия договора фрахтования.

Что такое фрахт?

Простыми словами, термин фрахт означает плату за доставку. Ее выплачивает фрахтователь либо отправитель груза судовладельцу. Она устанавливается условиями договора или положениями закона. Размер фрахта при отсутствии договоренности сторон формируется с учетом ставок, которые применяются в месте погрузки. Предметом договора является сдача судна в аренду, но не транспортировка груза.

Другие значения слова:

  1. Доставка на зафрахтованном судне. Стороны договариваются об условиях транспортировки, оценивают состояние груза;
  2. Договор на транспортировку с описанием груза, указанием обязанностей грузоперевозчика, суммы платы.

Если фактический объем отправляемого груза превышает указанный в договоре, сумма фрахта будет выше. Если груза окажется меньше, судовладелец вправе потребовать компенсации упущенной выгоды. В ситуации, когда установленный договором фрахт оплачивается независимо от объема груза, применяется термин люмпсум.

Фрахтование – договор, согласно с которым одна сторона (фрахтовщик) предоставляет другой (фрахтователю) транспортное средство целиком или частично на оговоренный срок, для выполнения определенной работы, на один или несколько рейсов.

Транспортные уставы и кодексы определяют порядок заключения договора фрахтования (чартера) и его форму. Договор заключается в письменном виде и, согласно ст. 120 КТМ РФ, содержит все основные сведения о сторонах сделки. Такая информация включает: наименование и местонахождение сторон, название судна, место погрузки груза, тип груза, размер платы, место назначения (направление) судна, а также иные условия и оговорки.

Итак, фрахтование судна – это договор предоставления транспортного средства для перевозки грузов за плату (фрахт).

Согласно ст. 117 КТМ, кроме чартера при грузоперевозках заполняется коносамент. Этот ценный документ подтверждает факт приема груза перевозчиком и, при наличии отсылки на условия договора фрахтования (ст. 119 КТМ), определяет отношения между перевозчиком и получателем груза. Если одна из сторон договора перевозки совпадает с получателем (например, когда транспорт фрахтует покупатель товара), то отношения между грузополучателем и грузоперевозчиком регулируются чартером.

  • Чартер заполняется согласно типовым или частным формам (проформам), разработанным для грузов разных видов – наливных, зерновых, рудных, генеральных и пр.
  • Законодательство допускает перевозку грузов по коносаменту без чартера, но запрещает грузоперевозку по чартеру без коносамента.

Фрахтователь вправе заключать договоры субчартера, что не отменяет обязательств по первоначальному договору.

Правовые аспекты фрахтования

По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз продавца (отправителя) в пункт назначения и передать покупателю (получателю). Фрахтование подразумевает, что фрахтовщик обязуется предоставить судно полностью или определенную его часть, но при этом не обязан сопровождать груз и не отвечает за его сохранность. Здесь кроется отличие перевозки от фрахтования.

Фрахтователь сопровождает груз и имеет право требовать, чтобы посторонние товары не находились на судне, в предоставленной договором вместимости судна.

Сверившись со ст. 606 ГК РФ, можно понять, что факт передачи судна или его части делает фрахтование близким к понятию аренды: арендатор платит за временное пользование (владение) имуществом арендодателя. Однако понятие фрахтования неразрывно связано с доставкой грузов – зафрахтованные суда можно эксплуатировать только в целях торгового мореплавания.

Фрахтовщик, предоставляя судно для целевого использования, остается фактическим владельцем транспортного средства и лишь передает фрахтователю вместимость. В этом и заключается отличие фрахтования от аренды транспортного средства.

Виды фрахтования судна

Разграничивают фрахтование рейсовое – для выполнения определенной транспортной работы – и на определенный срок (на время).

Рейсовое фрахтование: подвиды

  • На один рейс (one voyage C/P). Когда груз сдан получателю и выполнены расчеты по рейсу фрахтователь и фрахтовщик взаимно освобождаются от всех обязательств.
  • На ряд последовательных рейсов (consecutive voyage С/Р). Завершив один рейс, перевозчик отправляет судно в следующий, и т.д.
  • По контракту. За срок действия договора фрахтования судовладелец обязуется перевезти конкретное количество груза, привлекая собственный или арендованный тоннаж.

Фрахтование на время: популярные формы

  • Тайм-чартер.Фрахтователь получает судно с экипажем и покрывает только расходы, связанные с транспортной работой (портовые сборы, оплата швартовых операций, буксирная помощь, топливо и пр.).
  • Димайз-чартер. Фрахтователь становится работодателем экипажа и берет на себя абсолютно все затраты на эксплуатацию судна.
  • Бербоут-чартер. Фрахтователь получает судно без экипажа и самостоятельно занимается наймом моряков.

Итак: при тайм-чартере судовладелец остается работодателем моряка и оплачивает содержание, страхование, ремонт, техобслуживание судна. Условия фрахтования по договору димайз- и бербоут-чартера таковы, что ответственность за экипаж ложится на фрахтователя.

Комментарий к статье 787 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья дает в ч. 1 традиционное для транспортного права определение договора фрахтования, который именуется также чартером (см. п. 1 ст. 120 КТМ, ст. 134 ВК).

2. Договор фрахтования широко применяется при водных и воздушных перевозках, порядок его заключения и основные условия определены в КТМ, где имеется система норм о чартере, и ВК, где ему посвящена специальная глава (гл. IX «Чартер»).

3. Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера, выработанных в рамках международных неправительственных морских организаций.

4. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Условия погрузки фрахта

Они предусматривают обязанность оплачивать погрузочно-разгрузочные работы отправителем или получателем груза. Условия могут быть следующие:

  • Free Out (FO) – перевозка без выгрузки. Во фрахт данный вид работ не входит;
  • Free In – доставка без погрузки. Оплата погрузки товара в порту выгрузки не включена в стоимость фрахта;
  • Liner Out (LO) – условие доставки, когда обработка груза, контейнера и их выгрузка включены в стоимость;
  • Liner In (LI) – условие перевозки, когда выгрузка, погрузка входят в ставку перевозки.

Условия погрузки прописываются в договоре поставки, транспортной документации, которая устанавливает обязанность сторон по оплате этапов фрахта.

Стоимость зависит от условий погрузки фрахта.

Морской фрахт

Морской фрахт осуществляется на основании договора, где прописывается порядок найма судна, обязанности фрахтователя и фрахтовщика, определяются условия оплаты доставки. В международных грузоперевозках есть разная практика распределения расходов и ответственности между грузоотправителем и получателем. Договор фрахтования бывает двух типов:

  1. Бэрбоут-чартер. Судовладелец предоставляет фрахтователю судно без экипажа.
  2. Тайм-чартер. Предполагает передачу судна вместе с экипажем на конкретный период.

Какие документы нужны

Морская перевозка, погрузочно-разгрузочные работы сопровождаются специальными документами, которые необходимы как владельцу, перевозчику груза, так и таможне:

  • Коносамент. В нем прописывается право собственности на доставляемый груз. Документ позволяет перепродавать товар еще на пути следования с внесением всех записей о сделках;
  • Штурманская расписка. Подтверждает передачу товара грузоперевозчику;
  • Морская накладная. Удостоверяет наличие договора, которым определена обязанность перевозчика доставить груз в порт получения;
  • Упаковочный лист. Содержит данные всех перевозимых товаров и товарных мест.

В пакет документов также входит доковая расписка. Она подтверждает, что груз прибыл в порт для дальнейшей транспортировки по морю.

Морская перевозка востребована благодаря ряду преимуществ:

  • Доступность. Транспортировка судном позволяет привозить товары крупными партиями и экономить средства;
  • Безопасность. Доставка морем позволяет перевозить грузы в целости и сохранности.

Предприниматели могут доставлять морем грузы самых разных типов: негабарит, опасные, ценные, хрупкие.

При морских перевозках обычно используются контейнеры – универсальные для всех наземных типов транспорта. Их легко можно перегружать на ж/д состав, автотранспорт для дальнейшей наземной отправки из порта.

Доставка морем имеет свои риски и особенности:

  • Срыв сроков доставки в связи с погодными условиями. Из-за непогоды судна могут потерять время в пути следования, пережидать ненастье в порту отправки;
  • Невозможность доставки от двери к двери. Для этого заказчику необходимо выбирать мультимодальную перевозку и доплачивать за перевалочные работы, доставку по суше;
  • Невозможность срочной доставки. Для экстренных случаев предпочтительно авиасообщение.

Несмотря на минусы, морской фрахт пользуется большим спросом у участников ВЭД благодаря доступности и возможности доставлять крупные партии грузов.

Авиафрахт

К основным документам при авиаперевозке относятся:

  • Авиагрузовая накладная. Подтверждает заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком, принятие груза, содержит условия доставки;
  • Грузовой манифест. Составляется на все накладные, в нем указаны данные о товаре на конкретном рейсе;
  • Инвойс. Включает наименование товара, его количество, описание, стоимость;
  • Упаковочный лист. Также включает наименование товаров с указанием веса нетто, брутто, габаритов.

Пакет документов может включать паспорт безопасности, удостоверяющий безопасность отправления для доставки воздухом.

Преимущества авиафрахта:

  • Высокая скорость доставки. Позволяет транспортировать срочные и скоропортящиеся грузы за 1 день;
  • Безопасность. При перевозке грузы фиксируются специальными креплениями;
  • Возможность доставлять в любые города, в которых есть аэропорты.

Недостатки:

  • Дороговизна. Доставка самолетом гораздо дороже, чем морем или автомобильным транспортом;
  • Ограниченная грузоподъемность. Самолеты не могут вместить большое количество грузов и негабаритные отправления;
  • Невозможность перевозки жидких, взрывоопасных, сыпучих материалов.

Скорость и экономия средств определяют выбор способа грузоперевозки. Если заказчику важно доставить товар за 1–2 дня, предпочтителен авиафрахт. В приоритете экономия средств – в этом случае выручит морская доставка, но в ущерб скорости перевозки.

Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность Ставки за таможенные сборы в 2020 в удобной таблице Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2020 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *