Допуск к ГИА

Все ученики, оканчивающие 9 класс средней школы, сдают Основной государственный экзамен (ОГЭ). Это важный момент в жизни каждого выпускника, ведь от успешного прохождения аттестации зависит будущее. Одни учащиеся продолжат обучение в школе, перейдя в 10 класс, а другие, определившись со специальностью, будут поступать в иные учебные заведения — колледжи, техникумы. Но так или иначе, чтобы добиться желаемого, нужно сдать ОГЭ. С 2020 года к аттестации необходимо получить допуск — пройти устное собеседование по русскому языку.

Довольно долго, почти двадцать лет, проработал учителем физической культуры (в Вашем варианте «физ-ра»). Неаттестованных учеников было немного. В среднем, из тысячи учащихся не смог аттестовать пять-шесть. Почти все они неаттествывались по состоянию здоровья. И только один ученик за всю мою карьеру был неаттестован мною из-за полного пропуска ВСЕХ моих уроков. Решением педагогического совета школы ученик был направлен ко мне для сдачи экзамена по «физ-ре». Был такой экзамен. Он явился без формы и с пачкой денег. Я его выгнал «взашей». Имел потом неприятности от родаков ученика. Но на своем настоял. Он не был аттестован в четверти и в году. Вместо аттестата «зрелости» получил справку о том, что прослушал курс средней школы.

Повторюсь, это был единственный случай, когда я «встал на дыбы». Всегда шел навстречу своим ученикам. Делал свои уроки интересными и даже весёлыми. Но откровенное и открытое пренебрежение к своему и так «забитому» предмету всегда наказывал.

Что ждать Вам от неаттестации? Если Вы ученик средней школы, ждите вышеуказанную справку. Если студент — уходите в академический отпуск или отчисляйтесь с правом восстановления.

Общие сведения об экзамене по русскому языку

Русский язык, как и математика, является обязательным экзаменом в 2020 году. Сдавать его придется каждому ученику общеобразовательной школы. Как математика делится на модули «Алгебра» и «Геометрия», так и русский язык делится на две части: устную и письменную. Первую часть проводят до начала ОГЭ, поскольку это допуск, вторая часть проходит в обычном порядке согласно утвержденным датам государственной аттестации.

Устная часть состоит из четырех блоков — чтения, пересказа, монолога и диалога с экзаменатором. На выполнение всех заданий дается 15 минут. Отвечать в обязательном порядке нужно подробно, только за развернутый ответ можно получить высокий балл. Цель устного собеседования по русскому языку — проверить, насколько коммуникативно компетентными являются ученики: умеют ли они высказывать свои мысли на различные темы в виде монолога, в состоянии ли вести продуктивный диалог, как им дается выразительное чтение вслух с соблюдением всех правил и пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

О том, насколько высок уровень сформированности языковой компетенции ученика 9 класса, говорят навыки и умения выпускника соблюдать языковые нормы (лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические). Выполнение учащимися всего комплекса предложенных в билете заданий позволяет экзаменатору оценить, соответствуют ли уровень подготовки ребенка и его знания, полученные на протяжении всего периода обучения, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку.

Важно то, что во время прохождения устного собеседования ученик вправе самостоятельно выбирать тему для монолога и диалога. Предоставляется три варианта — выбирается один, изменить который невозможно.

Собеседования проходят непосредственно в школе, где учатся выпускники. Оценивает умения и навыки учеников независимый эксперт, которого специально приглашает руководство учебного заведения, во время того, как отвечает выпускник.

Оценка ребенку ставится в соответствии со специально разработанными критериями, и обязательно учитывается соблюдение норм литературного русского языка. Устное собеседование считается успешным, если ученик получает зачет — минимум 10 баллов из 19, при этом оценка не ставится. Если с первого раза выпускник получает незачет, ему предоставляется возможность сдать устное собеседование еще раз. Всего у ребенка три попытки получить допуск — одна основная и две дополнительные. 6 мая — последняя возможность получить зачет.

Успешное прохождение устного собеседования по русскому языку — это допуск к остальным экзаменам. Помимо обязательных ОГЭ, выпускники проходят аттестацию по двум или трем дополнительным дисциплинам. На свое усмотрение выпускник может выбрать для сдачи физику, химию, географию, биологию, информатику, литературу, историю, иностранный язык (немецкий, английский, французский, испанский) или обществознание.

Вторая часть экзамена по русскому языку письменная и состоит из трех блоков, разделенных на 16 заданий. Первый блок (задание №1) — написание изложения по тексту, который читает экзаменатор. Второй блок (задания №2-14) — задания, основывающиеся на прочитанном тексте. Третий блок (задание №15) — выполнение задания, где необходимо дать развернутый ответ на одну из трех предложенных тем, которую ученик выбирает самостоятельно. На письменную часть дается 3 часа 55 минут.

Как получить допуск к ОГЭ 2020?

Допуск к Основному государственному экзамену в 2020 году получается «зачетом» по устному собеседованию по русскому языку, состоящему из четырех заданий. Максимально за выполнение упражнений можно получить 19 баллов, а минимум, чтобы итоговое собеседование было засчитано, – 10 баллов. При этом не имеет значения, за какие именно задания ученик их получит: некоторые упражнения могут быть не выполнены, тогда как за счет других 10 баллов будут набраны.

Итак, устное собеседование по русскому языку предполагает выполнение таких заданий:

  • чтение предложенного текста;
  • пересказ текста, прочитанного экзаменатором, с применением дополнительной информации;
  • монолог на выбранную тему;
  • диалог с собеседником-экзаменатором на одну из трех предложенных тем.

На выполнение каждой части дается определенное время, и оцениваются они по-разному.

Чтение

Первое задание многие ученики считают самым легким, хотя таковым оно на самом деле не является. К чтению текста также необходимо подойти со всей ответственностью и серьезностью. Текст состоит из 170-200 слов. Задание посвящается известным личностям — писателям, спортсменам, ученым. Выпускнику дается 2 минуты, чтобы подготовиться.

Во время подготовительного этапа обязательно необходимо уделить внимание:

  • незнакомым именам и фамилиям;
  • сложным или незнакомым словам;
  • географическим названиям (названиям областей, городов, стран);
  • формам числительных.

Для упрощения заданий следует выделять микротемы — главные мысли каждого абзаца. Во время этапа подготовки разрешается делать любые пометки на условии задания. Непонятные слова рекомендуется перечитать несколько раз, чтобы убедиться в правильности ударения. При этом не стоит забывать, что в тексте некоторые слова уже даны с ударением. Если ученик во время чтения все равно ошибается, за это снимается 1 балл. Столько же снимается за неправильное прочтение формы числительного, поэтому правила склонения этой части речи следует повторить во время подготовки к устному собеседованию. Читайте не спеша и соблюдайте интонацию, ведь именно на эти пункты обращают внимание экзаменаторы.

Пересказ

Второе задание, по статистике, является самым сложным. От ученика требуется пересказать текст, который он прочитал в предыдущем задании. Сложность в том, что нужно также использовать дополнительную информацию. Подготовительный этап — 2 минуты.

К пересказу предъявляется всего два требования, но их обязательно нужно выполнить для получения высокого балла:

  1. Во-первых, текст должен быть детальным. При этом учащемуся не требуется учить наизусть материал или придерживаться слов, которые были в исходном тексте. Главное, что необходимо сделать, — затронуть все микротемы. В основном их количество соответствует количеству абзацев. В текстах, которые выносятся на ОГЭ, как правило, 4 абзаца.
  2. Во-вторых, обязательно использовать дополнительные материалы. Вместе с условием задания ученику предоставляют карточку с цитатой о человеке, о котором идет речь в тексте. Эту информацию учащийся должен логично и уместно вставить в свой пересказ.

Экзаменаторы оценивают четыре наиболее важных пункта:

  • полную передачу всех микротем;
  • отсутствие фактологических ошибок;
  • уместное введение предложенной цитаты;
  • наличие/отсутствие ошибок при цитировании.

Во время подготовки к пересказу разрешается делать пометки на поле для заметок. Текст будет у ученика в процессе выполнения первого задания, подготовительного этапа ко второму заданию. После этого его забирает экзаменатор, но личными пометками пользоваться разрешается.

Совет! В текстах часто указаны точные даты определенных событий: 1985 год, 1994 год и подобное. Если конкретное число не получилось ни запомнить, ни записать, рекомендуется использовать обобщения, например, «середина или конец ХХ века». В таком случае фактическая ошибка не будет допущена.

Пересказ — действительно сложное задание, поэтому готовиться к нему нужно сразу, как начинается учебный год. Чтение книг, просмотр фильмов, спектаклей и пересказ их содержания семье или товарищам очень поможет. Выполнение второго задания устного собеседования по русскому языку пройдет легче.

Монолог

Третье задание проще предыдущих двух, потому что ученик может сам выбрать тему. Выпускнику предоставляется карточка с тремя вариантами — необходимо выбрать только один.

Три темы — три разных типа речи. Учащийся выбирает либо описание, либо повествование, либо рассуждение.

Первый вариант предполагает описание фотографии, второй — рассказ о важном событии из жизни ученика, третий — размышления о вопросе, выносящемся на экзамен.

Выбирать лучше тип речи, который проще для конкретного ученика, а не тот, что обычно считается легче. Это все сугубо индивидуально.

Готовить монолог следует, основываясь на вопросах из карточки. Необходимо составить текст, состоящий минимум из 10 фраз, а во время рассказа нужно уложиться в 3 минуты. Не стоит забывать, что фразой является одно простое предложение. Сложное же предложение — это две и более фразы. Монолог — это текст, который должен быть связным и цельным. Обязательная часть такого материала — заключение. Чтобы получить высший балл за выполнение этого задания, нужно в конце сделать общий вывод. Необходимо исключать слова-паразиты, строить логический текст, соблюдать правила литературного русского языка.

Диалог

Важно акцентировать внимание на том, что диалог — единственное задание, на подготовку к которому не дается времени. Оно начинается сразу после того, как ученик завершает монолог. Суть диалога — экзаменатор задает ученику вопросы, связанные с темой, которую он выбрал в третьем задании.

Оценивает диалог не экзаменатор-собеседник, а независимый эксперт, не принимающий участие в беседе. Он только присутствует на экзамене и наблюдает, не задавая вопросы и совершенно не вмешиваясь в ход аттестации. Эксперт может не находиться в аудитории лично на экзамене. В этом случае собеседование с экзаменатором записывается на диктофон, передается эксперту, и он на протяжении пяти рабочих дней проверяет и оглашает вердикт. Чтобы беседа прошла хорошо, необходимо внимательно слушать экзаменатора и давать четкие развернутые ответы, которые передадут всю суть вопроса. Отвечать по существу — главное, ненужная детализация и отклонение от темы не гарантируют получение высокого балла. Как и в монологе, пересказе, в ответах на вопросы экзаменатора не должно быть просторечных выражений, сленга, слов-паразитов. Если в процессе ответа учение допустил орфоэпическую, лексическую или другую ошибку, но сам ее исправил, при оценивании ее не считают.

Критерии оценивания устного собеседования

Четыре задания устного собеседования по русскому языку оцениваются по-разному. За чтение и пересказ текста, за монолог и диалог можно получить разное количество баллов. Добиться желаемого результата вполне реально, главное — придерживаться всех требований.

Максимальный балл за чтение — 2. Первое задание оценивается по двум критериям: интонация и темп чтения. Интонация должна полностью соответствовать пунктуации в тексте: запятая — короткая пауза, точка — пауза немного дольше. Обязательно следует делать восклицательную или вопросительную интонацию при наличии соответствующих знаков препинания. Что касается темпа, то он должен быть умеренным. Ни к чему читать слишком медленно или торопиться. Произносить слова необходимо четко и внятно, не проглатывая окончания. Волнение в случае с чтением будет только мешать: читать текст следует неторопливо, уверенно и спокойно.

За выполнение второго задания можно получить максимум 4 балла. По 1 баллу присуждается, если:

  • ученик сохранил все микротемы оригинального текста (если одна или несколько микротем пропущены, а вместо этого добавлены другие, выпускник получает 0);
  • соблюдена фактологическая точность (если смысл текста был утерян из-за отсутствия фактического подтверждения, результат аннулируется);
  • учащийся логично, а главное — уместно ввел в пересказ цитату, которая написана на карточке;
  • ошибки в цитировании отсутствуют.

Во время оценивания чтения и пересказала в расчет берется правильность речи. Должны отсутствовать грамматические, орфоэпические, речевые ошибки. На результат не влияет, если во время пересказала была допущена всего одна ошибка, связанная с ударением. Не рекомендуется искажать слова, ведь это отразится на оценке. Ученик должен избежать нарушений правил литературного русского языка. Итак, по 1 баллу добавляется за отсутствие:

  • грамматических ошибок;
  • орфоэпических ошибок;
  • речевых ошибок;
  • искажения слов.

Монолог оценивается в 3 балла. Их можно получить, если:

  1. Текст соответствует коммуникативной задаче. Монолог состоит из 10 фраз, в нем отсутствуют фактические ошибки, но есть ответы на все вопросы из карточки. При этом вопросы должны служить только основой для ответов. Монолог должен быть связным текстом, а не строиться по принципу «вопрос — ответ». Ошибкой считается, если ученик читает вопрос, отвечает на него и переходит к следующему вопросу. В этом случае будет утеряна целостность текста и балл, соответственно.
  2. Учтена речевая ситуация, то есть текст построен с соблюдением правил русского языка, отсутствует сленговая, жаргонная лексика.
  3. Монолог оформлен правильно. Учитывается цельность, связность и последовательность текста. Обязательно наличие заключения и отсутствие логических ошибок. Монолог не должен быть однотипным, необходимо избегать тавтологии и использовать весь словарный запас.

За диалог можно получить максимум 2 балла. При этом учитывается два критерия:

  • коммуникативная задача выполнена;
  • речевая ситуация учтена.

Если ученик справился с коммуникативной задачей, то есть хорошо и по правилам ответил на все вопросы экзаменатора, ему присуждается 1 балл, как и в случае, если он учел речевую ситуацию (избегал слов-паразитов и т. п.). За отсутствие грамматических, орфоэпических ошибок и правильное речевое оформление, как и в чтении и пересказе, учащийся получает по 1 баллу.

Задание Балл за выполнение Балл за правильность речи
Чтение 2 2
Пересказ 4 2
Монолог 3 2
Диалог 2 2
4 задания 11 8
Общая сумма баллов 19 19

Итак, за выполнение первых двух заданий (чтение и пересказ) ученик может получить максимум 10 баллов и еще 9 баллов за задания три и четыре (монолог и диалог). Суммарное количество баллов за устное собеседование по русскому языку — 19. Зачет ставится, если ученик набрал 10 и более баллов. В этом случае он допускается к остальным экзаменам государственной аттестации.

Порядок проведения экзамена-допуска

Экзамен проводится согласно определенному порядку. Существуют общие правила, которых придерживаются все учебные заведения Российской Федерации. Особенность устного собеседования в том, что ученики сдают его не все вместе, а каждый по отдельности. То есть учащегося вызывают в аудиторию для беседы. За день или несколько дней ученика предупреждают об этом. Важно то, что экзамен может проводиться без отрыва от учебного процесса: учащийся отлучается с урока, проходит итоговое собеседование и возвращается в класс.

В общей сложности экзамен-допуск длится 15 минут. Время для выполнения заданий увеличивается до 30 минут, если у ученика проблемы с речевым аппаратом, например заикание. Устное собеседование проводит не тот учитель, который преподает в классе русский язык. Экзаменатором становится другой учитель из школы или преподаватель из иного учебного заведения.

Итоговое собеседование проводят в специально подготовленном классе, предоставленном администрацией школы. Экзамен может записываться на диктофон, если эксперт, оценивающий диалог ученика, не присутствует лично. Выпускнику разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах — карточках с заданиями. Не запрещается также использовать черновики, которые особенно нужны учащимся во время подготовки ко второму заданию — пересказу прочитанного текста. Способ использования черновиков определяется учебным заведением или городским департаментом образования.

Пройти устное собеседование по русскому языку несложно, но готовиться к нему нужно с особым усердием, ведь от успешной его сдачи зависит дальнейшая аттестация. Для получения высокого балла необходимо тренироваться с выполнением заданий, которые выносятся на экзамен. Любимые книги, статьи в газетах и журналах лучше читать вслух, делая паузы и придерживаясь правильной интонации. Рекомендуется брать любые темы из школьной программы и рассуждать на них вслух. Лучше будет, если записывать монологи на диктофон. Это позволит обратить внимание на постоянные ошибки и избавиться от них. Необходимо вести больше конструктивных диалогов, также следуя всем правилам. Нужно повторить биографии выдающихся личностей, которые сыграли ключевые роли в истории России, но и не забывать следить за последними новостями о современных героях. Все это очень поможет во время итогового собеседования по русскому языку.

Что такое ГВЭ

Государственный выпускной экзамен — это упрощённая версия аттестации в 9 и 11 классах. Её сдают ребята, у которых есть ограничения по здоровью.

Если ученик хочет сдавать ГВЭ вместо ОГЭ или ЕГЭ, нужно пройти специальную комиссию, состоящую из психологов, медиков и педагогов.

Комиссия определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдаёт специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше.

ГВЭ предусматривает различные послабления. Приведём основные из них.

  • Формат экзамена определяется на основании заключении медицинской комиссии. Иногда право выбора формата экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения.
  • Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
  • Для тех выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут явиться на экзамен, организуется его проведение на дому: приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения.

Подготовка к ГИА

Итоговая аттестация требует от обучающихся не только системных знаний, но и довольно специфических умений: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.

Важно не только знать школьную программу, но и формат конкретного экзамена. Для этого необходимо регулярно тренироваться, решая демоверсии, пробники и экзаменационные варианты прошлых лет. ГИА подразумевает непрерывное «набивание руки».

Можно готовиться к государственным экзаменам самостоятельно, а можно подключать репетиторов, дополнительные курсы или онлайн-школы.

Школа, репетитор, курсы или онлайн-школа: готовимся к ОГЭ и ЕГЭ →

Вот несколько преимуществ подготовки к государственной итоговой аттестации в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».

Персональные маршруты

Подготовка к государственным экзаменам в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» начинается с 8 класса. Прокачивать предметы, необходимые для сдачи экзаменов, можно в рамках индивидуального образовательного маршрута. В «Домашней школе Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный. В каждом маршруте есть модуль подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Профориентация

Ребёнок не знает, что сдавать в качестве дополнительных предметов и какую специальность выбрать? Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя тест, разработанный платформой Skillfolio, и консультацию с тьютором. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности. А тьютор поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного образовательного маршрута.

Классные преподаватели

В «Фоксфорде» работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами государственной итоговой аттестации. Они горят своим делом и стремятся заразить учеников любовью к предмету.

Лайфхаки для учеников

К каждому ученику может быть прикреплён персональный наставник. Его задача — помогать в разрешении любых вопросов, мотивировать учиться и поддерживать. Большинство наставников — умные и талантливые студенты старших курсов или недавние выпускники. И они с удовольствием делятся своим опытом сдачи государственных аттестаций.

Доступность

Все занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в любой удобный момент, с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *