Искать пропавших людей в России будут сразу и по делу

МВД, Генпрокуратура и СКР намерены принимать сообщения о пропавших людях, невзирая на давность, отсутствие адреса, анкетных данных и фото, а при малейших подозрениях на криминал — возбуждать дело

Российские правоохранительные органы меняют систему розыска без вести пропавших людей, в первую очередь детей и подростков. МВД, Генпрокуратура и Следственный комитет разработали и направили на утверждение в Минюст совместный приказ, регламентирующий систему розыска без вести пропавших. Решено, что сообщения о таких случаях будут приниматься в любом из этих ведомств независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии. Розыск будут начинать сразу же, а в случае малейшего подозрения на криминальные причины исчезновения будет возбуждаться уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство»), дающей широкие полномочия для проведения разыскных мероприятий.

Одним из поводов для разработки совместного приказа стал запрос члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, который осенью 2014 года направил обращения на имя главы МВД Владимира Колокольцева, председателя СКР Александра Бастрыкина и генпрокурора РФ Юрия Чайки.

Парламентарий просил силовиков пересмотреть систему розыска пропавших детей. В частности, он предлагал начинать розыск сразу же после сообщения о пропаже ребенка, а также по возможности возбуждать уголовное дело по ст. 105 УК («Убийство»). Такая квалификация случаев пропажи человека не говорит однозначно о том, что он убит. В российском УК нет отдельной статьи о пропаже человека, поэтому дела автоматически возбуждаются по «максимальной» ст. 105 УК, дающей широкие полномочия для розыска — проводить допросы, обыски, прослушивать телефоны, получать различную информацию из баз данных.

Проблема также заключалась в том, что единственная профильная инструкция по розыску пропавших людей была принята в 2010 году, когда еще Следственный комитет, который может возбуждать уголовные дела по ст. 105 УК, входил в систему Генпрокуратуры. В 2011 году СКР стал автономным ведомством, однако регламентирующая инструкция до сих пор не менялась. Таким образом, следователи из этой цепочки оказались исключены, а внятного регламента и условий взаимодействия при поиске пропавших не было прописано. Это приводило к ситуациям, когда следователи по надуманным основаниям отказывались искать людей либо возбуждать уголовные дела после их пропажи.

— По статистике, за последние 4 года в среднем только в одном из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего возбуждается уголовное дело, — рассказали «Известиям» в МВД. — Между тем чем быстрее начнется розыск, тем он будет эффективнее. Весь комплекс мер по розыску можно проводить только после возбуждения уголовного дела.

Чтобы исправить эту ситуацию, правоведы МВД, Генпрокуратуры и СКР разработали совместный приказ от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий «Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц».

В нем силовики договорились, как они будут реагировать на случаи пропажи человека. Например, больше не будет пресловутых трех дней или часов, которые некоторые недобросовестные представители правоохранительных органов придумали для того, чтобы отговорить родственников от подачи заявления и не брать на себя лишние хлопоты.

Подобные нарушения регулярно вскрывает Генпрокуратура.

«Результаты надзорной практики свидетельствуют, что рассмотрение обращений о без вести пропавших и их розыск правоохранительными органами сопровождаются нарушениями закона», — сообщил замгенпрокурора Виктор Гринь в официальном ответе на депутатский запрос Ильи Костунова.

Теперь, согласно инструкции, сообщения о пропаже будут приниматься независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения. В случае пропажи человека следователь СК обязан будет незамедлительно возбудить уголовное дело по ст. 105 УК, если есть основания полагать, что причины исчезновения были криминальные.

— При этом определяется перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего человека, — пояснили «Известиям» в пресс-службе МВД. — Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у без вести пропавшего крупной суммы наличных или драгоценностей.

Если во время розыска выяснится, что человек был ограблен или похищен, уголовное дело будет переквалифицировано.

Эксперты считают, что новая инструкция положительно скажется на системе розыска.

— Надеюсь, мои запросы помогли форсировать подписание документа, разработанного руководителями трех ведомств — МВД, СКР и Генпрокуратуры, — сообщил «Известиям» член комитета Госдумы по безопасности Илья Костунов. — После его регистрации в Минюсте сотрудники МВД и СКР на местах будут более эффективно взаимодействовать и не будут отказывать в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.

— То, что сыщики угрозыска не сразу начинали розыск людей, происходило потому, что пропажу людей зачастую трудно раскрыть, а само разыскное дело будет «висяком», которое портит статистику подразделения, — рассказал «Известиям» глава Профсоюза работников милиции Михаил Пашкин. — А новая инструкция позволит немедленно приступать к розыску без отговорок.

— Теперь у гражданина появится больше оснований надавить на какого-нибудь сотрудника полиции, не предпринимающего активных действий по поиску пропавшего. В ряде случаев принятие этой инструкции, конечно, принесет пользу, — считает координатор содружества волонтеров «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв.

Однако он опасается, что решение о том, возбуждать или нет уголовное дело, будет, как и прежде, зависеть от конкретного сотрудника.

На начало ноября 2014 года в разыскной базе МВД числятся пропавшими без вести 46 395 человек. Дети составляют менее 1% от общего числа всех пропавших.

Какие существуют виды розыска?

У нас в России всего есть 5 категорий розыска:

  1. Самый первый и распространенный — это местный розыск, который организовывается в конкретном населенном пункте пропавшего без вести и его окрестностях.
  2. Региональный, охватывающий регион, в котором пропавшие лицо проживало.
  3. Федеральный розыск, который охватывает территорию всей нашей страны. Объявляется в отношении особо опасных преступников, рецидивистов. В том числе, если местные и региональные не принесли никаких результатов.
  4. Межгосударственный — распространяется на территории стран СНГ.
  5. Розыск международный охватывает весь мир и осуществляется с помощью организации Интерпол.

Кто может проводить розыск?

Оперативно-розыскные мероприятия безусловно должна проводить полиция. Могут и ещё две организации: федеральная служба судебных приставов (ФССП) и федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). И больше никто.

Последствия возвращения безвестно отсутствующего

В практике есть ситуации, когда гражданин, уже признанный судом пропавшим, является к месту жительства или обнаруживается в другом регионе. Согласно статье 44 Гражданского кодекса постановление суда в таком случае должно быть отменено, а человеку возвращены все его права и обязанности. Управление его имуществом через доверительное лицо прекращается, и законный владелец снова получает свою недвижимость или другое имущество. Также за ним сохраняется право на жилье, в котором он проживал ранее.

Это значит, что все ранее совершенные действия и постановления становятся недействительными. К примеру, аннулируется усыновление детей и расторжение брака. Появившийся гражданин имеет право на восстановление на рабочем месте, если причины его исчезновения признаны вынужденными.

Что входит в оперативно-розыскные мероприятия?

Это опрос знакомых, родственников, супругов (в том числе и бывших супругов), осмотр жилья пропавшего, запросы в лечебные учреждения, морги, на работу. И что самое важное установление контроля за теми предполагаемыми лицами, с которыми пропавший, либо скрывшийся (это касается в первую очередь преступников) может контактировать.

Проще говоря прослушка и слежка.

Также рассылаются ориентировки: в ГИБДД, линейные отделы транспортной полиции, вокзалы и аэропорты.

Где обычный гражданин может узнать находится ли тот или иной человек в розыске?

На сайте МВД в разделе «Внимание розыск». Также гражданин может обратиться прямо в полицию, если он является родственником и может это документально доказать. Мало прийти и сказать, что я двоюродный брат.

С такой просьбой может обратиться только ближайшие родственники в территориальный отдел полиции или к судебному приставу. Родство придется доказывать Обычно отвечают только:

  • супругам (действующим супругам, бывшим нет);
  • детям;
  • усыновленным и родным братьям и сестрам;
  • бабушкам и дедушкам.
  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований для их проведения и для решения задач, возложенных на них Законом об ОРД. Конкретный порядок ведения дел оперативного учета и их перечень определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД (приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

О заведении дела оперативного учета оперативный сотрудник выносит соответствующее постановление, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина: для проведения соответствующих мероприятий все равно необходимо получать санкцию судьи.

После вынесения постановления о заведении дела оперативный сотрудник составляет план проведения мероприятий. В дальнейшем по результатам проведения этих ОРМ оформляются соответствующие документы, которые и подлежат внесению в дело и хранятся в нем в соответствии со специальной описью (описью документов, находящихся в деле).

Дело заводится на определенный срок; по истечении срока оперативный сотрудник выносит постановление о его продлении или прекращении, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.

Постановление о прекращении дела выносится в случаях, предусмотренных законом: в случаях решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

39. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ СРОКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Срок в ОРД – продолжительность времени, в течение которого лицо должно принять какое-либо решение или может совершать определенные действия.

Виды сроков:

1) в зависимости от правоотношений:

а) сроки проведения мероприятий: затрагивающих конституционные права граждан – не более шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении судьи. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения, при этом течение срока не прерывается; при необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов; не затрагивающих конституционные права граждан – в соответствии с вынесенным оперативным сотрудником постановлением, утвержденным его руководителем;

б) сроки на уведомлениеполучение разрешения на проведение мероприятий: незамедлительно рассматриваются уполномоченным на то судьейматериалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ; без получения санкции судьи,но с обязательным уведомлением его в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения затрагивающего конституционные права граждан ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении ОРМ либо прекратить его проведение (касается случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающихугрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД); без получения санкции судьи, но с обязательным уведомлениемего в течение 48 часов (касается случаев возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме) в отношении прослушивания переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;

в) иные сроки (сроки хранения материалов ОРД (один год, если служебные интересы или правосудие не требуют иного; за три месяца до дня уничтожения материалов с результатами ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья), сроки льготной пенсионной выслуги для оперативных сотрудников и др.);

2) в зависимости от правовой регламентации – установленные нормативными правовыми актами (законом и ведомственными актами); определяемые самостоятельно;

3) в зависимости от субъекта – устанавливаемые судьей, прокурором, следователем, органом дознания, органом, осуществляющим ОРД, оперативным сотрудником, лицом, сотрудничающим с органами, осуществляющими ОРД.

40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД

Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Результаты ОРДотражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

41. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, определены Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд(2007 г.), в соответствии с которой:

а) результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу;

в) результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

42. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Результаты ОРД представляются в виде рапортаоб обнаружении признаков преступления или сообщенияо результатах ОРД, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в установленном порядке.

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщениявключает в себя: а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ,утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина,к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости рассекречиваниясведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Способ фактической передачи результатов ОРДдознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К передаваемым документам могут прилагатьсяполученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

43. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих ОРД, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.

При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну.

В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРДоргану дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:вводной, описательной и резолютивной.

Вводная частьвключает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной частипостановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Закона об ОРД.

В резолютивной частипостановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

44. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД

В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в РФ существует система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

В соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» лица, осуществляющие ОРД, подлежат государственной защите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *