Использование и содержание нежилого помещения в многоквартирном доме

oleandra / .com

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации стал вопрос о конституционности положений ст. 181.4 и ст. 181.5 Гражданского кодекса и ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о возможности признания недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливающего различные размеры платы за содержание общего имущества в таком доме для собственников жилых и нежилых помещений (Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П).

Обращение в КС РФ было вызвано следующими обстоятельствами.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирного дома были определены размеры платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома, причем для собственников нежилых помещений плата была установлена в меньшем размере, чем для собственников жилых помещений.

Заявитель, не согласившийся с такой дифференциацией платежей, попытался оспорить решение общего собрания собственников помещений в суде. Однако суды в удовлетворении данного требования отказали. В итоге заявитель обратился в КС РФ.

КС РФ счел, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.

Он отметил, что в расходах на содержание общего имущества участвуют все собственники помещений в доме.

Доля участия каждого конкретного собственника в несении этих расходов по общему правилу определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество.

Вместе с тем общее собрание собственников помещений при принятии решения об установлении величины платы за содержание жилья (включающей в себя в том числе суммы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме) либо размера обязательных платежей, связанных с несением затрат на содержание общего имущества, может учитывать особенности помещений в доме (в частности, их назначение), а также иные объективные обстоятельства.

Однако дифференциация размеров платежей, основанная на избранных общим собранием дополнительных критериях для определения долей такого участия, не должна влечь за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений одной и той же категории.

Также КС РФ подчеркнул, что оспариваемые нормы не препятствуют собственнику, который не принимал участия в общем собрании, на котором рассматривался вопрос об установлении размера данных платежей, или голосовал против принятия решения, устанавливающего их конкретные размеры, обратиться в суд с заявлением об обжаловании данного решения в установленный законом срок, если он полагает, что таким решением нарушены его права и законные интересы.

Суд вправе признать недействительным решение общего собрания собственников об установлении размера платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме), в том числе предусматривающего различные размеры такого рода платежей для собственников жилых и нежилых помещений. Однако это возможно лишь в случае, если суд придет к выводу о том, что такое решение нарушает требования закона.

Требования к содержанию подвалов установлены, в частности, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.

В соответствии с п. 2 Правил технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно п. 10 Правил общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п. 9.1 СанПиН не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования. В соответствии с п. 9.2. необходимо своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия.

При установлении собственниками помещений фактов затопления подвалов необходимо обратиться в управляющую компанию для проведения осмотра подвала, по результатам которого составляется акт осмотра (п. 14 Правил). Указанный акт является основанием для принятия решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

В случае установления фактов оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества ненадлежащего качества собственники помещений вправе обратиться в управляющую организацию с заявлением об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Указанное заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6-ти месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. Управляющая организация, в адрес которой сделано такое заявление, обязана в течение 2-х рабочих дней с даты его получения направить собственнику помещения извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней, в течение которых продолжалось нарушение, от стоимости соответствующей услуги в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *