Как законно отложить срок подписания контракта по 44-ФЗ и не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков?

Привет всем!

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Итак, конкурсная процедура проведена, победитель определен, но контракт по его вине не подписан в установленный срок. Для участника тендера такое действие расценивается как уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ, в результате чего юридическое лицо (сведения о самой организации и управляющих ею должностных лицах) попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Насколько серьезна такая мера? Этот реестр – своего рода черный список компаний, с которыми большинство заказчиков в сфере госзакупок дела вести не хотят. В большинстве случаев тендерная документация содержит требование о том, чтобы участники не числились в качестве недобросовестных поставщиков. Хотя заказчика никто не обязывает непременно устанавливать подобное требование, но реестр для того и ведется, чтобы не допустить ненадежных исполнителей к участию в госзакупках. Поэтому почти нереально найти тендер, где в документации не предусмотрено данное условие.

Неподписание контракта победителем вовсе не означает, что его тут же автоматически занесут в реестр. Поэтому участник может принять кое-какие меры, чтобы не попасть в этот список.

Чтобы признать факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан прежде всего направить информацию в территориальный орган ФАС. Затем в последующие 10 рабочих дней назначается заседание комиссии, которая должна разобраться в обстоятельствах дела. Обе стороны приглашаются на заседание и имеют возможность объяснить свою позицию.

Если уведомление победителю тендера было направлено с какими-либо нарушениями или его вообще не пригласили на заседание, то компания имеет хорошие шансы опротестовать в арбитражном суде решение о занесении ее в реестр. Но это только в том случае, если участник сам не виноват в том, что уведомление до него не дошло. Например, им допущена ошибка в контракте – указан неверный адрес, на которой и было направлено уведомление.

Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ рассматривается на комиссии ФАС. Победитель тендера должен защитить свою позицию и объяснить, по какой причине он не смог подписать договор в соответствии с требованиями закона. Ему нужно привести аргументы в пользу того, что его поведение нельзя считать недобросовестным, он сделал все от него зависящее, чтобы подписать контракт.

В подтверждение своих слов компания должна предоставить документы в максимально возможном количестве. Если на заседании комиссии победитель тендера заявит о том, что никаких препятствий для надлежащего оформления и исполнения договора с его стороны не имеется, то это сильно укрепит его позиции.

Нарушением процедуры подписания контракта является и внесение обеспечения позже установленного срока. Но если исполнитель все-таки перечислил эту сумму, то данный факт расценивается в его пользу как намерение выполнить поставку. Чтобы укрепить свои позиции в последующих разбирательствах, даже если вы видите невозможность подписать контракт, лучше внести сумму обеспечения.

Еще один аргумент в пользу добросовестности намерений исполнителя – наличие на его складе товаров, предполагаемых к поставке по госконтракту (данный факт нужно подтвердить документами). Если же объектом договора являются услуги или работы, то надо предоставить бумаги (накладные, счета-фактуры и пр.), доказывающие, что у исполнителя достаточно ресурсов для их производства.

Могут быть объективные обстоятельства, которые помешали победителю конкурсной процедуры вовремя подписать контракт. Например, сломался компьютер, на котором осуществлялась работа с ЕИС, не открывается флешка с электронной подписью уполномоченного должностного лица. В этом случае нужно запастись соответствующими документами, подтверждающими подобные обстоятельства, например акт из сервисной мастерской о приеме компьютера в ремонт.

Также нелишним будет установить хорошие отношения с заказчиком. Тогда можно рассчитывать на его поддержку на заседании комиссии. У вас будут шансы на хороший исход, если заказчик не станет требовать занести компанию в реестр.

Если вам все-таки не удалось убедить комиссию в своей добросовестности, то в течение 3 месяцев после принятия ею решения можно обратиться в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации и уже там отстаивать свои интересы.

Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ

После проведения тендера выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, инициатором которого является бюджетное учреждение любого уровня. С ним заказчик подписывает договор на поставку в соответствии с теми условиями, которые были изложены в документации по закупке и в предложении самого потенциального поставщика. Все положения контракта также должны соответствовать нормам закона.

Если договор в итоге не был подписан по вине победителя электронной процедуры, то в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона о контрактной системе можно говорить о его уклонении от заключения контракта по 44-ФЗ.

Данный факт признается по таким основаниям:

  • Заказчик направил исполнителю подписанный контракт, но не получил его назад в установленные законом сроки с подписью уполномоченного лица.
  • Исполнитель не оформил протокол разногласий (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ).
  • Исполнитель нарушил положения ст. 37 44-ФЗ, когда по итогам конкурсной процедуры стоимость контракта оказалась на 25 % ниже НМЦК.

Если наступают указанные выше обстоятельства, то заказчик обязан закрепить факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ протоколом не позже следующего рабочего дня. Протокол должен включать информацию о месте и дате его оформления, сведения об уклонившемся победителе и причине, послужившей основанием признания факта. Последний пункт подтверждается документально, а в протоколе дается ссылка на соответствующий документ. Протокол должен быть опубликован в Единой информационной системе.

Что делать участнику закупки?

В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.

Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:

— доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта

— представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)

— объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника)

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в практике антимонопольных органов о включении сведений о поставщике в РНП. Все будет непосредственно зависеть и от доказательственной базы сторон и убедительности их доводов в процессе рассмотрения конкретного дела. В любом случае, став победителем закупки, контрагенту следует своевременно выполнить все обязанности по подписанию контракта во избежание неблагоприятных последствий.

См. Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *