Как зарегистрировать музыкальную группу?

Сегодня хочу предложить Вам тему, которая будет, полагаю, интересна, прежде всего, музыкантам. Речь пойдет о юридическом оформлении музыкального коллектива.
Многие начинающие и не очень начинающие музыкальные коллективы рано или поздно задаются вопросом об оформлении своей группы (или оркестра, если хотите) с юридической точки зрения. Вариантов тут существует несколько, но я расскажу об одном; на мой взгляд вполне приемлемом.
Вообще, для начала, нужно понимать, зачем это нужно и как вообще строятся отношения в музыкальной индустрии между разными субъектами шоу-бизнеса. Всем известно, что существуют так называемые лейблы. Не будем сейчас вдаваться в подробности относительно их номенклатуры, рассмотрим лишь общий принцип работы. Лейблы нацелены, прежде всего, на извлечение прибыли из музыкантов. Вступая в отношения с лейблом, нужно быть готовым к тому, что на Вас будут наложены определенные обязательства. Происходит всё зачастую по схеме, согласно которой лейбл нанимает музыкантов, вступая с ними в правоотношения посредством специального договора (контракта на западный манер). В этом контракте и установлены все права и обязанности сторон по отношению друг к другу. Как это не печально, но в музыкальной индустрии такие контракты чаще всего носят почти грабительский характер. Особенно если группа молодая и малоизвестная, то рассчитывать на какие-либо значимые денежные выгоды от такого сотрудничества не приходится.
Поэтому многие музыканты идут другим путем. В чем-то он сложнее, но зато он позволяет обезопасить Вас как от не очень добросовестных действий акул отрасли, так и от разногласий внутри коллектива. Я говорю сейчас о способе оформления творческого коллектива как… Общество с ограниченной ответственностью. На первый взгляд, для человека не подготовленного это может показаться абсурдом. Музыкальная группа – коммерческая организация?
Да, на мой взгляд такой подход может существенно упростить процесс Вашего взаимодействия с различными контрагентами, да и с налогами, авторскими правами, и многими другими моментами таким образом разбираться проще.

Кстати, из примеров можно привести группу Billy’s band. На их официальном сайте можно найти реквизиты ООО «Биллис бенд» (ОГРН 1047855056281).

В качестве индивидуального предпринимателя, например, оформлен Рома Зверь. Кроме того, он владеет 100% доли в ООО «Звери» (ОГРН 1057748388356).

А вот группа «Несчастный случай» до определенного момента была оформлена в организационно-правовой форме ЗАО (ОГРН 1077746643391).

Не отстает и известная продюсер Яна Рудковская: товарный знак «ДИМА БИЛАН» зарегистрирован в 2009 году на ООО «Французская студия Плюс», которое принадлежит Яне Александровне (99%) и некоему г-ну Иджяну (1%).
Существенным и основным минусом такой формы для начинающих музыкантов является отсутствие у новоиспеченного ООО своих каналов сбыта музыкальной продукции. Если у известных лейблов существует либо своя, либо приближенная к ним розничная сеть продажи музыкальной продукции, схваченные контакты в концертных залах, студиях, и т.п., то Вашему ООО придется поискать такую сеть самостоятельно, либо заключить соответствующее соглашение с тем же лейблом, но уже на несколько ином уровне.
Существенным плюсом оформления музыкального коллектива в форме коммерческой организации является возможность участников группы (учредителей компании) нанимать и увольнять, а также контролировать деятельность своего директора и держать руку на пульсе финансового положения группы. Вы имеете возможность совершенно легально нанимать самих себя на работу, получать зарплату, а также нанимать себе продюсеров, концертных директоров, музыкантов, юристов, бухгалтеров, гримеров, да кого угодно. Вам проще вести расчеты с концертными залами, теле-радио компаниями и студиями.
Что же касается авторских прав, то тут тоже появляется ясность. Во-первых, сразу появляется возможность зарегистрировать название группы в качестве товарного знака. Во-вторых, можно предоставить Вашему ООО право использования своих результатов интеллектуальной деятельности и получать авторские отчисления, а можно вообще полностью передать исключительное право вашей компании (если на то есть причины) и не боятся нежелательного использования со стороны третьих заинтересованных лиц. Короче говоря, возможностей много.
Так что если у Вас есть толковый директор, готовый взять на себя все вопросы, касающиеся сбыта продукции и организации концертов, то смело оформляйте свой коллектив в качестве коммерческой организации. А будут вопросы – обращайтесь!

Одна из интересных областей интеллектуального права – права на название музыкальных проектов, групп и звукозаписывающих лэйблов. Интересна она тем, что здесь смешивается авторское право на произведения творчества и интеллектуальные права на товарную марку. Чтобы разобраться в том, как зарегистрировать название группы, нужно ознакомиться и с патентным законодательством, и с законом об авторском праве.

Коллектив, придумавший свое оригинальное название может надеяться на закон «Об авторском праве и смежных правах». Закон гласит, что авторские права распространяются на название произведения, которое произведено творческим трудом автора. Таким образом, музыканту нужно назвать песню или альбом таким же именем, как и коллектив, и на название группы распространится авторское право. Но, нужно помнить, что право воспроизведения названия, если оно является общеупотребительным литературным словом, вы ни у кого отнять не можете.

Однако, такой метод не является прямой гарантией, что имя не украдут, да и не всегда удобен. Бюро «Globus Patent» рекомендует надежный способ – регистрацию названия группы как товарный знак. А уже товарный знак может принадлежать как, группе, так и музыкальному лейблу. Если вы не знаете, как зарегистрировать музыкальный лейбл и с чего начать – для начала подумайте об оформлении документов на юридическое лицо и регистрации обозначения лейбла.
У четверки крупнейших музыкальных лейблов – Sony, EMI, Universal и Warner – зарегистрированы товарные знаки и имеются права на обозначения большого количества мелких лейблов, которые им принадлежат.

Сколько стоит зарегистрировать название группы?

Поговорим о регистрации торгового знака для музыкальной группы. Перед начинающими и амбициозными музыкантами часто встает вопрос: сколько стоит зарегистрировать название группы? Стоимость регистрации товарного знака группы варьируется в зависимости от тех продуктов, которые будут маркироваться им. Допустим, это будут не только диски, пластинки и кассеты, но и сувенирная продукция, одежда и прочее. Чем больше видов товаров – тем выше пошлина государству. На настоящий момент регистрация товарного знака по одному классу товаров обойдется в сумму около 35 000 рублей.

Да, сумма немаленькая, но при этом вы сможете оформить на себя название, логотип или фирменное изображение, а за копирование вашего торгового знака конкурент будет наказан законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *