Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Ограничение конкуренции в контрактной системе по 44-ФЗ является грубым нарушением ее принципов. Такие действия грозят заказчику привлечением к ответственности по нормам административного и уголовного законодательства.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовые нормы

Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК.

Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.

Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах.

Принцип свободной конкуренции в рыночной экономике стимулирует производителей товаров и услуг делать их более качественными и не допускает необоснованный рост цен. В закупочной отрасли свободная конкуренция позволяет реализовывать принцип бюджетной экономии.

Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки.

На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.

Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения

Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.

Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.

Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:

  1. Отказ участника закупки от самостоятельного участия в закупке.
  2. Согласованные действия от нескольких участников закупки.
  3. Воздействие на ход торгов.
  4. Обеспечение незаконного доступа к конфиденциальной информации.
  5. Заключение соглашений в целях создания преимуществ для отдельного участника.
  6. Нарушение установленного законом порядка отбора победителей.
  7. Отклонение поступивших на участие заявок при отсутствии правовых оснований на это.
  8. Установление заведомо невыполнимых требований заказчиком.
  9. Подготовка документации под определенного поставщика.
  10. Участие в закупке лиц, которые не имели на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
  11. Ограничение доступа по участию в закупке через установление дополнительных незаконных требований к участникам.
  12. Включение в один закупочный лот не связанных между собой товаров, работ и услуг и пр.

Нарушение принципов свободной конкуренции может привести к признанию закупки и заключенного сторонами госконтракта недействительными.

Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.

Антидемпинговые меры

В сфере госзаказа нередки случаи, когда победитель тендера обманывает заказчика. Например, некачественно выполняет работы (предоставляет услуги) или поставляет ненадлежащий товар. Чтобы защититься от этого, были разработаны антидемпинговые меры.

Существует несколько причин, по которым поставщики значительно уменьшают стоимость обязательств:

  • Заказчик неправильно рассчитал НМЦК, и, даже снизив сумму на 25%, исполнитель останется «в плюсе».
  • Участник заинтересован именно в этой закупке и планирует качественно выполнить работу за небольшие деньги.
  • Участник с самого начала запланировал сжульничать. Например, поставить плохой товар или получить аванс и исчезнуть. ​
  • Участник допустил ошибки в расчетах и контракт для него невыгоден. Но выполнять его все равно придется, иначе грозит автоматическое попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Подтверждать добросовестность нужно участнику, победившему в конкурсе или аукционе. К другим видам закупок эти условия не относятся.

Какие антидемпинговые меры есть в 44-ФЗ?

  • Если НМЦК превышает 15 млн. руб., то победитель вносит обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза от того, которое было указано в контракте.
  • Если НМЦК менее 15 млн. руб., то:

— внести ОИК в 1,5 раза больше, чем указано в контракте;

— или подготовить сведения, подтверждающие добросовестность и предоставить ОИК в стандартном размере.

Важный момент! Антидемпинговые меры включаются только при снижении НМЦК на 25 и более процентов.

По финансовому подтверждению вопросов не возникает: победитель перечисляет заказчику необходимую сумму или предоставляет банковскую гарантию.

А документально собственную добросовестность нужно подтверждать информацией из реестра заключенных контрактов:

  • О 3-х (или более) выполненных контрактах за последний год без штрафов и пеней;

Сумма одного из контрактов не должна быть меньше 20% от суммы, по которой участник желает заключить данный договор. Например, если цена понижена до 1 млн. руб., то один из контрактов за предыдущий срок не должен быть меньше 200 тыс. руб.

Данные из реестра и сведения участника не должны расходиться. Отчеты об исполненных договорах заказчики обязаны разместить в реестре за 5 рабочих дней. Если предыдущий заказчик не выполнил свою обязанность, участнику следует ему напомнить об этом. Еще один способ – подготовить копии актов приемки. Они тоже будут являться подтверждением того, что участник выполнил свои обязательства.

Ряд отдельных требований предусмотрен для жизненно необходимых товаров (продукты, топливо, лекарства, средства для оказания скорой помощи). Участник, понизивший стоимость госзаказа на 25% или более, обязан по-другому доказать добросовестность и представить заказчику:

  • Гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара.
  • Документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки.
  • Другие документы и расчеты, которые подтверждают возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Причины демпинга в госзакупках

Встречаясь с ситуациями, когда поставщики выигрывают тендер с ценой на 60-80% ниже установленной, возникает резонный вопрос: зачем они это делают? Рассмотрим самые распространенные причины из множества существующих.

Победитель – «дебютант»

Дебютант, то есть новичок. Он невнимательно отнесся к изучению технического задания, не увидел в нем ключевые моменты, составил нерентабельный бизнес-план (или вообще не составлял его). Такой поставщик мог взять работу на поставку, а оказалось, что нужно произвести еще монтаж и сборку. Что нужно лично присутствовать на приемке по каждому этапу. Что работники должны иметь санитарные книжки, а используемые товары — сертификаты качества.

В результате у него не примут товар, заказчик расторгнет контракт и отправит информацию о нем в РНП. Это понятно, однако серьезные поставщики этот заказ уже потеряли.

Договоренность между сторонами

Победитель и заказчик незаконно договорились о том, что падение в цене будет каким-то образом возмещено. Например:

  • Увеличение цены на 10%.
  • Прямой контракт на дополнительные, включая несуществующие услуги, которые не нужно будет исполнять.
  • Частично работы будут произведены силами сотрудников заказчика без дополнительной оплаты.
  • Не весь товар из перечня будет поставлен.
  • Вместо новой продукции – будет поставлен б/у товар.
  • И другие варианты.

Ошибки поставщиков

  • Завышенная себестоимость.
  • Конкурент имеет какие-то особенные преимущества в логистике, отношениях с субподрядчиками (производителями и т.п.).
  • Конкурент поставляет или использует в работе более дешевый товарный знак.
  • Переплачивание налогов или собственные излишние расходы.
  • И др.

Проверьте все варианты. Ищите ресурсы для снижения. Аналитика в бизнесе – важный момент.

Поставщик стал жертвой схемы «таран» или подобной

Несмотря на то, что этот пункт является темой для отдельной статьи, скажем о схеме «таран» в нескольких словах. Суть его заключается в сговоре нескольких поставщиков (обычно 3-х). Все они принимают участие в торгах наряду с вами. Участник № 1 делает небольшой шаг на 0,5% или 1%. А затем в игру вступают участники №2 и №3 и быстро снижают цену до 50% и более. Это делается ради победы участника №1. Затем на этапе оценки заявок поставщики под номерами 2 и 3 отсеиваются (не хватает документов, допусков, лицензий и т.д) и контракт заключается именно с 1-м поставщиком.

Победитель – мошенник

Демпингующий участник не собирается качественно исполнять обязательства по контракту. Он планирует договориться с заказчиком о приемке ТРУ, не соответствующих техзаданию. Такой поставщик будет действовать на «авось прокатит». И, конечно, он рискует попасть в РНП.

Также мошенники действуют и по другой схеме: находят субподрядчика, убеждают его выполнить работы без предоплаты, а сами получают деньги из бюджета. Затем, не расплачиваясь, пропадают. Фирму переоформляют на зиц-председателя с уставным капиталом в 10 тыс. руб., без имущества, работников и расчетного счета.

Победителю не важна цена контракта

Выигравшему участнику важен сам контракт или быстрая оборачиваемость капитала. Какие цели он преследует?

  • Разгрузка складского помещения.
  • Быстрое получение денежных средств.
  • Выход на престижного заказчика.
  • Получение опыта.
  • Портфолио.
  • Корректировка сезонных факторов.
  • Возмещение убытков от проседания других каналов продаж.
  • И другие обстоятельства.

Способы ограничения конкуренции при проведении тендеров

В сфере государственных закупок заказчики находят пути недобросовестного проведения процедур, которые ограничивают конкуренцию. Какие махинации производятся, чтобы отдать контракт «своему» человеку и избавиться от «нежелательных» подрядчиков?

Система госзакупок изначально разрабатывалась для прозрачных взаимоотношений сторон. ФАС России ежегодно проверяет десятки тысяч процедур и выявляет огромное количество нарушений по итогам проверок. Выносятся тысячи предписаний по устранению нарушений. Рассмотрим наиболее частые способы ограничения конкуренции при проведении тендеров.

«Заточка» под единственного поставщика

Это один из самых популярных методов, когда техзадание готовится таким образом, что только одна компания в силах справиться с его условиями или отвечает установленным критериям.

Например, указывается наличие конкретного оборудования или товара, которые для исполнения всех обязательств в целом и не важны, но именно их отсутствие не даст «пройти» другим соискателям. Иногда даже указываются конкретные товарные знаки, бренды и производители, что является непосредственным нарушением закона. Нередко такие нарушения встречаются в сфере поставок медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий, предназначенных для реабилитации инвалидов.

Искусственное занижение стоимости контракта

Демпинг применяется для устранения соперников. Борьба по цене проходит на законных основаниях, поэтому обнаружить недобросовестных поставщиков сложно. Однако при явно незаконных практиках обычно участвуют третьи фирмы, которые нужны для отпугивания других фирм. Такая компания никогда не принимает настоящего участия в конкурсе, а лишь создает необходимые условия для получения заказа той фирме, для которой конкурс и проводится. Когда конкуренция устранена, фирма выходит из участия и заказ достается «своим», так как никого больше нет.

Невыполнимые требования

Избавиться от ненужных исполнителей можно путем выставления таких требований, при которых выполнение работ становится невозможным. Так, можно встретить закупки, для исполнения которых требуется строительство объекта за пару месяцев, что приводит к самоустранению всех потенциальных подрядчиков. Если углубиться в изучение такого контракта, то можно понять, что работы уже ведутся, причем той организацией, которая в итоге и согласится на предложенные условия.

Другим вариантом является установление цен в разы ниже рыночных, что делает выполнение работ или поставки неприбыльными.

Однако такие требования могут касаться не только самого заказа, но и исполнителя. Такими «отметающими» факторами могут быть финансовые гарантии, размер уставного капитала и т.д. Проблема в том, что устанавливать критерии для выбора исполнителя вполне законно, поэтому правонарушения зачастую очень сложно выявить. Правда, здесь рискует и заказчик — отказ в заключении контракта может быть обжалован в суде или стать основанием для подачи жалобы в ФАС.

Скрытие информации о проведении торгов

Согласно законодательству информация обо всех предстоящих закупках должна быть в СМИ или на онлайн площадках. Однако заказчики ухитряются так разместить материал, что его видят только «свои» организации. Для этого в обозначении заказа нарочно делаются опечатки, не позволяющие найти его потенциальным конкурентам. В результате появляются разнообразные «преппараты», «принтерры», «автомобилли» и т.д. Этот способ выгоден тем, что доказать мошеннические намерения очень сложно – всегда можно сослаться на то, что опечатка была допущена не специально.

Эти способы распространены, знает о них и ФАС, однако бороться с ними все равно не всегда получается. Законодательная база для борьбы есть, однако этого механизма мало. Ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо сообщает, что при проведении торгов, запроса котировок и предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, закон запрещает создание участнику торгов преимущественных условий, и нарушение порядка определения победителей торгов.

С одной стороны, можно сказать, что это формальный документ, которая не защищает от множества нарушений, которые происходят каждый день. Но с другой стороны, можно обжаловать любое нарушение, которое даже по общим признакам подпадает под указанные формулировки. Если организация считает, что заказчик нарушил ее права, у нее есть два варианта – обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов или направить жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика. Проблемой является то, что не все поставщики взаимодействуют с ФАС, поэтому многие проблемы остаются не разрешенными.

Большое значение для выявления махинаций имеет развитие взаимоотношений между территориальными ведомствами ФАС и операторами ЭТП. Часто для выявления нарушений требуется предоставление сведений об участниках, информации о пошаговом проведении аукциона и т.д. Немаловажную роль играет и сотрудничество с производителями, их представителями и дистрибьюторами, так как они владеют сведениями о характеристиках товара, возможности того или иного производителя участвовать в закупке, информации о том, поступал ли им запрос на товар от заказчика и т.д. Особое значение это имеет в борьбе с заказами под конкретных лиц.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ст. 10-16 135-ФЗ перечислены запрещенные действия заказчика в части ограничения конкуренции. Но какие меры нужно предпринимать заказчику для обеспечения добросовестной конкуренции, здесь не прописано.

Шаги по обеспечению добросовестной конкуренции должны быть основаны на требованиях законодательства и не причинять вреда всем субъектам. Так, добросовестный продавец соблюдает правовые нормы, хранит коммерческую информацию, не пытается оказать воздействие на рыночные цены и поставщиков, не участвует в сговорах и пр.

Законодательство о контрактной системе детально регламентирует процесс закупки государственными инстанциями и учреждениями, которым запрещено ограничивать конкуренцию. Нормативная документация содержит специальные правовые нормы, которые направлены на обеспечение принципа свободной конкуренции.

Так, преимуществами обладают конкурентные способы закупки: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, тогда как закупки неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком допускаются в строго ограниченных случаях. Несоблюдение состязательных процедур признается действием, которое ограничивает конкуренцию.

В 44-ФЗ указано на необходимость обеспечения равного доступа для всех участников закупки. Преимущественным статусом обладают узкий круг компаний: организации инвалидов, УИС, субъекты малого бизнеса и социально ориентированные НКО. Преимущества предоставляются им в оговоренных законодательно сроками.

Также в 44-ФЗ не допускаются случаи конфликта интересов. В закупке не могут принимать участие на стороне поставщика родственники работников, должностные лица заказчика и его бывшие работники.

Заказчик не вправе указывать в закупочной документации указания на патенты, товарные знаки без указания аналогов и пр. Такие действия также ограничивают круг участников.

Ответственность за ограничение

Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК.

Административное наказание предусмотрено в ст. 14.9 КоАП. В нем прописана ответственность за ограничение конкуренции органами власти, которые представляет государственный заказчик. Должностному лицу со стороны заказчика грозят штрафные санкции в размере от 15 до 50 тыс. р. Штраф – не самое серьезное административное наказание за данный проступок. Повторное правонарушение грозит должностному лицу дисквалификацией на срок до 3 лет на основании ч. 2 ст. 14.9 КоАП.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.).

Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:

  • штраф до 500 тыс. р.;
  • принудительные работы на период до 3 лет с риском дисквалификации до года;
  • лишение свободы на период до 3 лет с дисквалификацией до года.

Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.

Как и куда можно пожаловаться

Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию.

Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:

  1. Жалоба на закупочную документацию подается до окончания срока подачи заявки.
  2. Жалоба на процедуру отбора поставщика (например, из-за отклонения заявки) подается до даты подписания госконтракта.
  3. Если контракт был подписан, то сторонам придется жаловаться в суд.

Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование, ФИО, контактные данные заказчика.
  2. Сведения об авторе обращения – наименование, ФИО, контактные сведения.
  3. Данные о закупке.
  4. Сущность жалобы.
  5. Перечень документов, которые подтверждают нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

ФАС может отклонить обращение в течение двух дней. Жалобу могут отклонить, если она анонимная, содержит оскорбления, подана с нарушением сроков или не соответствует закону.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений.

Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *