Кто определяет тарифы на ремонт и содержание жилых помещений и как рассчитать размер квартплаты по тарифу?

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

17 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491), и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее — Минимальный перечень). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил N 491).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше минимального перечня.
Указанный подход в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома, согласно законным требованиям собственников помещений данного дома.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Иные объединения собственников помещений в МКД, например совет многоквартирного дома, не вправе утверждать указанные тарифы, поскольку это не входит в его права, предусмотренные ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
Таким образом, внесение в договор управления МКД пункта, согласно которому управляющая компания может в одностороннем порядке провести индексацию тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД является незаконным (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2017 N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-3037/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Расшифровка тарифа

Управляющая компания выполняет работы на регулярной основе. Каждый пользователь имеет право обратиться к сотрудникам УК и запросить информацию о конкретных выполненных работах, о том, на какие цели расходовались средства, оплаченные им. Это полезно знать на случай, если вы не нашли ответ на свой вопрос в интернете.

Содержание и ремонт дома в квитанции ЖКХ состоит из категорий, которые мы рассмотрим далее.

Технический надзор за текущим состоянием имущества МКД

Это комплексные меры, ключевой задачей которых является профилактика и предупреждение опасных ситуаций, которые могут негативно сказаться на качестве жизни граждан. Технадзор за состоянием МКД включается при наличии параметров:

  • осмотр дома и определение недочетов, которые должны быть устранены;
  • соблюдение показателей влажности и температуры в рамках, утвержденных законодательством;
  • исполнение работ по противопожарной безопасности;
  • сбор и утилизация осветительных приборов, в составе которых имеется ртуть (нужно открыть специальный пункт приема);
  • регулярная уборка жилплощади, находящейся в общедолевой собственности жильцов;
  • содержание электросетей и принятие мер к экономии расходования энергоресурсов;
  • аварийный ремонт.

Ликвидация аварийных ситуаций

Все элементы многоквартирного дома должны работать без сбоев. Потому управляющей компании следует уделить повышенное внимание возможностям предотвращения аварийных ситуаций.

Данная категория помогает осуществлять замену кранов, устранять засоры в канализационной системе, осуществлять работы сантехнического направления, ликвидировать любые проблемы, связанные с функционированием вентиляции, отопления и водопровода.

Вывоз мусора

К категории вывоз мусора относят все действия управляющей компании, целью которых является поддержание идеального санитарного состояния МКД. Помимо регулярной очистки придомовой территории от мусора сюда также относят следующие операции:

  • уборка снега и ликвидация обледенения;
  • сбор и утилизация листы;
  • пролив и стрижка газонов;
  • уход за цветочными клумбами.

Общедомовые нужды: что это

Графа «общедомовые нужды» появилась в платежной документации в 2017 году. Данная категория включает в себя все затраты, которые несут пользователи за потребление ресурсов, а именно воды и электроэнергии. Это значит, что в категорию ОДН попадут расходы на вечернее освещение лестничных площадок МКД, полив газонов и клумб и т.д.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Все объекты МКД нуждаются в регулярном внимании и выполнении своевременных ремонтных мероприятий. К ним относят:

  • предотвращение разрушения фундамента;
  • кровельные и фасадные работы;
  • обслуживание водопровода (течь, устранение поломок)
  • замена и ремонт внутренней отделки помещений;
  • очистка и дезинфекция мусоропроводов;
  • необходимый контроль за работоспособностью систем отопления, канализации, вентиляции и водоснабжения;
  • мероприятия по благоустройству прилегающих территорий, ремонт дорог и пешеходных тротуаров.

Подготовка устройств и оборудования к сезонной эксплуатации

Это меры, предпринимаемые управляющей компанией по созданию нормальных микроклиматических условий в доме, а также предотвращение проблем со стартом и окончанием отопительного сезона.

Нужно указать, что комплекс работ, исполняемых в рамках данного направления, должен включать:

  • проверка систем отопления, своевременные ремонтные операции;
  • контроль за качеством вентиляционных узлов;
  • проверка целостности оконных стекол.

Расчет размера платы и тарифа

Закон устанавливает требование, что размер платы устанавливается на 1 год, и пересматривается не чаще 1 раза в год. Все указанные моменты, включая перечень имущества общего назначения, периодичность оказываемых услуг и их цена должны упоминаться в договоре управляющей компании с собственниками. Если ставка не устраивает потребителя, он вправе требовать перерасчет.

Методика расчета тарифа на содержание и ремонт жилья

Размер платы за содержание и ремонт складывается из нескольких показателей. Потому, чтобы рассчитать сумму используется специальная методика:

Сир = (Т х Пл) + ОДН, где расшифровка будет следующей

Т – тариф на содержание и ремонт жилых помещений, утвержденный региональным правительством;

Пл – площадь жилища.

В свою очередь показатель ОДН рассчитывается по формуле, которую мы приводим ниже.

ОДН = (Н х ПлО х Пл/ПлН), где:

Н – норматив потребления, установленный муниципалитетом;

ПлО – площадь строения, находящаяся в общей собственности жильцов;

ПлН – площадь всех помещений в доме (включая нежилого назначения).

Калькуляция тарифа на содержание жилья, образец и пример

Калькуляция тарифа производится на основании следующих параметров:

  • перечень и периодичность услуг;
  • технические сведения о МКД;
  • зарплата обслуживающего персонала;
  • произведение тарифной сетки с учетом премиальных и разряда;
  • налоговая ставка;
  • цены на материалы.

Как образец произведем расчет тарифа для многоквартирного дома 1982 года постройки. Общая площадь дома составляет 25981 кв.м, из которых 20055 – жилая площадь, 198 – нежилые помещения. Уборочная площадь придомовой территории составляет 10500 квадратов.

Здание обслуживается 3,249 рабочими единицами. Тарифная ставка оплаты труда составляет 4375 рублей, премиальные доплаты – 11004 руб., сумма по окладу – 27096 рублей. Стоимость использованных материалов – 10254 рубля, ФОТ -25635 рублей, транспортные затраты – 1281 руб., НДС 18% 9323 руб.

Итого в месяц содержание указанного жилфонда обходится в 61119 рублей (733434 в год), что соответствует ставке тарифа в 3,02 рубля в месяц за 1 квадрат жилья.

Минимальный тариф за содержание и ремонт жилья

Предельно допустимый минимум для расчета платы за содержание и ремонт жилья на федеральном уровне не устанавливается. Определить минимальное значение тарифа должны властные структуры в каждом регионе. Тариф действует год, перерасчет производится по окончании срока.

Это означает, что минимальное значение ставки квартплаты зависит от многих факторов, среди которых средняя зарплата в России, площадь приватизированной квартиры и многое другое. Ввиду этого тариф может заметно отличаться.

Самый яркий пример — в Москве он составляет примерно 11 рублей за квадрат, в отдаленных городах Подмосковья – около 19 рублей. В то же время жителям Орловской области установлен минимум в 6,6 рублей за квадрат.

Расчеты стоимости содержания

Для понимания принципиального различия принятого метода расчета и метода, предлагаемого изучаемой теорией, приведем пример:

Возьмем типичный пятиэтажный многоквартирный дом. Пусть площадь помещений в собственности будет 3000 кв.метров, количество квартир примем равным 60, площадь каждой квартиры 50 кв.метров (всего 60 Х 50 = 3000). Площадь общих помещений МКД примем равной 450 метров. Тариф на содержание жилья пусть будет 15 рублей с квадратного метра.

Проведем расчет по применяемому методу и по правилам рассматриваемой теории. Для наглядности представим расчет в таблице:

Как видно из приведенного примера, расчет по методу сторонников рассматриваемой теории дает значительно более низкий результат. Это, собственно, главная причина, по которой количество сторонников такой лжетеории растет существенными темпами.

Содержание и текущий ремонт излишней площади: что это

Понятие излишней площади указывает на то, что у пользователя переизбыток квадратных метров по закону. Следовательно, жилище имеет большую площадь, чем положено по установленным государственным стандартам и нормативам.

Обозначенное понятие используется для того, чтобы установить справедливую ставку для пользователей.

Оплата за излишки жилплощади в приватизированной квартире

Для определения ставки ориентируются на утвержденные нормы. Калькулятор учитывает такие параметры:

  • для одного человека -33 квад. метра;
  • для двоих жильцов – 42 квадрата;
  • для троих и более – по 18 квадратов на человека.

Для начисления используется именно эта норма, однако нужно помнить, что минимальный показатель увеличивается в зависимости от решения местных властей.

Так, для жителей Москвы и Подмосковья дополнительно добавляется по 7 квадратных метров. Кроме того, в отношении ряда пользователей действуют дополнительные послабления.

В муниципальной квартире

Платеж за излишки осуществляется собственниками и нанимателями жилых помещений. В отношении пользователей, обитающих в муниципальной квартире, действует правило, по которому оплачивать излишки будет большинство граждан.

Лишняя жилплощадь не будет оплачиваться только гражданами, проживающими на первом этаже и имеющим действующий договор найма.

Для одинокого пенсионера

Одинокие пенсионеры освобождены от уплаты за излишки квадратных метров.

Можно ли запросить дополнительные услуги

Сотрудники фонда могут навязывать гражданам дополнительные услуги с целью выполнения поставленного плана, но их можно оформить и по собственному желанию.

Собственники и арендаторы недвижимости могут оформить следующие виды услуг, не входящих в стандартный пакет:

Содержание общего домового имущества Следующего вида – установка сигнализации, видеонаблюдения, видеодомофонов, назначение охраны или консьержа для объектов, которые являются общим имуществом
Установка Мусоропровода, модернизация лифта
Вывоз мусора дополнительно Вне установленных сроков, установка раздельных баков

Все выбранные виды услуг указываются в договоре, заключаемом между клиентом и УК.

Перед тем, как подавать заявку, следует выяснить, нет ли выбранной услуги в списке минимальных работ, установленных Постановлением Правительства № 290.

Оформить ту или иную услугу только один жилец дома не сможет, это нужно сделать, скооперировавшись с соседями.

Гражданин имеет возможность запросить любые дополнительные услуги, в которых он нуждается, при условии, что они не являются обязательными и не указаны в присылаемых платежных квитанциях.

Все изменения в договор с УК вносятся только по решению общего собрания собственников дома.

Статьей 10 Правил по содержанию имущества установлено, что общедомовые объекты, такие как инженерные сети, двери и окна, должны содержаться в полном порядке.

Управляющая компания отслеживает состояние помещений и принимает решение о проведении ремонтно-восстановительных работ.

Нюанс, который нужно знать всем жителям государственного и муниципального жилья – квартиросъемщики не вносят оплату за капитальный ремонт, поскольку это является основной обязанностью собственника.

Видео: по данной теме

Как правильно составить?

Наглядность смете придает ее оформление в виде таблицы. Исходные данные должны быть достоверными, иначе документ априори становится фиктивным. Важно также учесть точное число льготников по категориям. Без опытного экономиста или бухгалтера невозможно правильно сгруппировать платежи прошлого периода и анализа сметы за несколько прошлых лет.

Нельзя сбрасывать со счетов инфляционные процессы: игнорирование факта удорожания услуг и материалов, энергоресурсов приведет к дефициту доходов – их попросту окажется недостаточно, и придется объясняться за превышение сметных цифр.

Верные исходные данные, точный прогноз трат – гарантия правильного составления сметы.

Кто должен оплачивать

Основную часть услуг по ремонту жилого дома оплачивает собственник недвижимости. Собственник должен платить за:

  1. Социальный найм жилья.
  2. Взнос на содержание жилья, текущий ремонт.
  3. Пользование услугами ЖКХ – горячим и холодным водоснабжением.

В то время как квартиросъемщик вносит плату за аренду или наем жилья, расходы за использование ресурсов по ЖКУ. На деле все вопросы решаются при заключении договора аренды.

Многое зависит от сроков сдачи жилья в наем, типа помещения. Согласно законодательству РФ, оплату осуществляет собственник помещения, то есть человек, у которого имеются правоустанавливающие документы.

Определите структуру будущей сметы доходов и расходов

Утверждение сметы доходов и расходов товарищества собственников на будущий год относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ в соответствии с ч. 8.1 ст. 145 ЖК РФ. Этот вопрос является одним из обязательных для обсуждения членами товарищества на ОСЧ.

Форма этого документа на законодательном уровне не закреплена, поэтому каждое ТСЖ составляет свою смету доходов и расходов. Структуру сметы диктует содержание, которое также чётко не закреплено в НПА.

Смету ТСЖ разрабатывает и выносит на утверждение общим собранием членов товарищества его правление (ч. 3 ст. 148 ЖК РФ). Делать это необходимо ежегодно. При этом своё заключение о составленной смете должна представить и ревизионная комиссия ТСЖ (п. 2 ч. 2 ст. 150 ЖК РФ).

2.1. Владимир Евгеньевич!
Действительно, требования в квитанции не совсем верны, Вы можете написать заявление на перерасчет.
Обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги и жилое помещение установлена Жилищным кодексом РФ. Да мы и без него это знаем, не знаем только, что у многих есть возможность снизить плату за ЖКУ. Поговорим об этом подробнее.
Кто платит, что платит?
Платить обязаны все: наниматели и собственники. Но структура платы для тех и других немного отличается.
Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, структура платы включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением;
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме;
3) плату за коммунальные услуги.
Что касается собственника жилого помещения, то он оплачивает:
1) содержание и ремонт жилого помещения, услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Что подразумевается под коммунальными услугами? Холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как уменьшить плату?
Способов уменьшить оплату существует несколько. Это льготы для определенных категорий граждан, субсидии на оплату ЖКУ, перерасчет при временном отсутствии гражданина, перерасчет при предоставлении ЖКУ ненадлежащего качества.
Какие льготы?
В Жилищном кодексе вы не найдете слова «льгота», но это вовсе не означает, что льгот по оплате за коммунальные услуги не существует.
В ст. 8 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ сказано следующее: «До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Другими словами, пока что все существующие льготы сохраняются.
Льготные категории граждан продолжают получать скидку на оплату ЖКУ и будут продолжать ее получать до тех пор, пока порядок предоставления льгот не будет приведен в соответствие с Жилищным кодексом. Тогда понятие «льготы» исчезнет и останется только понятие «компенсации».
Льгота – это скидка при оплате коммунальных услуг. Нет единого документа, в котором можно было бы найти перечень всех льгот. Они предусмотрены законом «О ветеранах», законом «О социальной защите инвалидов в РФ», законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими.
Наиболее полную информацию о льготах в Москве можно найти в постановлении правительства Москвы от 07.12.2004 года № 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», законе «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».
Вот некоторые категории граждан, которым предоставляются льготы:
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет:
— оплата в размере 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – жилой площади) государственного и муниципального жилищного фонда;
— оплата в размере 50% стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
— оплата в размере 50% стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда.
Лицам старше 80 лет независимо от состава семьи, в которой они проживают, детям-сиротам в возрасте до 18 лет, получающим пенсию по случаю потери кормильца, детям в возрасте до 1,5 лет:
— освобождение от платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда.
Многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ:
— оплата в размере 30% стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 30% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
— освобождение совместно проживающих детей от платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов и оплата стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов другими совместно проживающими членами семьи в размере 50% независимо от вида жилищного фонда.
Семьям, имеющим 10 и более детей в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ:
— оплата в размере 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – жилой площади) государственного и муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилья;
— оплата в размере 50% стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
— оплата в размере 50% стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда.
Привести полный перечень льготников ввиду нехватки места не представляется возможным, но найти что-то, касающееся вас, можно, прочитав законы и постановления.
Льготы предоставляются только на одну квартиру. То есть если, например, у вас есть две квартиры, и вы являетесь инвалидом 2-й группы, то получить льготу можно только на одну из двух квартир по вашему выбору.
Помимо этого, если вы имеете право на льготу по нескольким основаниям, то платежи начисляются по одному основанию, также по выбору гражданина.
Субсидии.
Если льготы уменьшают сумму, указанную в квитанции по оплате ЖКУ, то субсидия – это денежная помощь гражданину для оплаты коммунальных услуг.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Таким образом, не стоит думать, что субсидия положена только нанимателям.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из:
— размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий,
— размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Таким образом, имеет ли человек право на субсидию, решается с помощью трех составляющих: региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также максимальной допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Московский стандарт
В Москве действует закон «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с данным законом, стандарт максимально допустимой доли расходов москвичей на оплату жилья и коммунальных услуг при среднем доходе на человека в семье от 800 до 2000 руб. составляет 3%. В семьях, где доход на человека более 2000 руб., но менее 2500 руб., платят не более 6% от дохода семьи. Если доход превысит 2500 руб., то семья будет платить за коммунальные услуги в пределах нормативов стоимости услуг и жилой площади не более 10% от семейного бюджета. Если же доход на каждого члена семьи меньше 800 руб., то тогда за ЖКУ в пределах норматива жилой площади и стандарта стоимости услуг платить не придется.
Согласно документу, для расчета субсидии используется стандарт нормативной площади жилья: 33 кв. м жилой площади для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м для семьи из двух человек и по 18 кв. м жилья на каждого члена семьи для семей из трех и более человек.
Еще один стандарт, используемый для расчета субсидий, – это стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Эти нормативы ежегодно утверждаются московским правительством. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем или членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения ее размера; г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Перерасчет при временном отсутствии
Есть возможность снизить расходы на ЖКУ, не оплачивая некоторые виды услуг при нашем временном отсутствии. Например, если мы находимся на даче, на море, в гостях у знакомых – в общем, за пределами своей квартиры.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для того, чтобы не платить за жилое помещение и коммунальные услуги. Но при временном отсутствии граждан плата за отдельные виды услуг (которые считаются по нормативам потребления) перерассчитывается.
При временном отсутствии граждан по месту постоянного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за:
— вывоз бытового мусора;
— газ;
— водопровод;
— канализацию;
— горячее водоснабжение (подогрев воды).
Перерасчет сделают за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года), исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок.
За отопление, наем жилья, техническое обслуживание перерасчет оплаты не делают. Естественно, не произведут перерасчет, если в квартире установлены счетчики воды и газа, так как в этом случае оплата производится в зависимости от показаний счетчика.
Для того чтобы получить перерасчет, необходимо доказать факт своего отсутствия. Доказательством может служить:
— официальная справка организации или предприятия о командировке, справка из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового совета и т. п.;
— заявление плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.
Помимо этого такими документами могут быть:
1) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
2) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
3) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
4) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
5) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
Список документов является открытым. То есть в принципе подойдет все, что может доказать факт вашего временного отсутствия.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней отсутствия. Не включаются день отъезда и день приезда.
Перерасчет при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества
Граждане имеют право на перерасчет, если предоставляемые коммунальные услуги были ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Где можно узнать, каким требованиям должны отвечать коммунальные услуги? В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) есть Приложение № 1, в котором четко указано, при каких условиях плата за коммунальные услуги подлежит уменьшению. Что касается этого документа, то мы бы настоятельно рекомендовали изучить его. В нем написано много полезного: упомянутые нами перерасчеты при временном отсутствии, права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, их ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Практически все, что может пригодиться человеку, решившему бороться с произволом коммунальщиков.
Самое главное – это зафиксировать факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или перерыв в предоставлении коммунальных услуг свыше установленной продолжительности. Данную процедуру полно описывает указанное нами Постановление Правительства РФ № 307.
В двух словах, вот что необходимо предпринять. Потребитель уведомляет аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение должно быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Олжна быть произведена проверка, по результатам которой составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
Но не забывайте, что перерасчет нельзя будет получить в случае отключения коммунальных услуг по причине: а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро-и газоснабжение, а также водоотведение; б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *