Лекция № 8 Право внешних сношений

Вид работы: Тест

Предмет: Международное право

Какие отношения являются предметом международно-правового регулирования:

а) между государствами;

б) между государствами и международными организациями;

в) между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан));

г) с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

д) между международными организациями;

е) между международными организациями и физическими лицами;

ж) специфические внутригосударственные отношения

Какими из перечисленных черт характеризуется современное международное право:

а) запрет агрессивной войны;

б) насильственный способ решения международных споров;

в) уважение прав и основных свобод человека;

г) общепризнанность принципов международного права, характеризующих социальные ценности международного сообщества;

д) универсальность международного регулирования;

е) провозглашение традиционного права вооруженных репрессалий;

ж) закрепление исчерпывающего перечня субъектов и объектов международного права;

з) самоопределение народов и наций;

и) невмешательство во внутренние дела государств;

к) приоритет национальных интересов?

Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:

а) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;

б) неофициальный визит Президента РФ в иностранное государство;

в) обращение России к Тунису о выдаче угонщиков российского воздушного судна;

г) конгресс Международной демократической федерации женщин;

д) обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;

е) отношения между работником одной страны и работодателем другой по вопросу начисления заработной платы;

ж) обращение Генеральной прокуратуры РФ к прокуратуре Польши о передаче гражданина России, осужденного в Польше, для отбывания наказания в России?

Выделите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

а) обращение гражданки Черногории в компетентные органы России о взыскании алиментов;

б) заключение торгового контракта между российской и бельгийской фирмами;

в) вступление России во Всемирную торговую организацию;

г) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу раздела имущества;

д) установление дипломатических отношений между Россией и Организацией освобождения палестины (ООП);

е) обращение гражданина России в Европейский суд по правам человека;

ж) заключение международного договора об избежание двойного налогообложения между Россией и Францией;

з) подача гражданином Словакии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.

Международное право — это:

а) отрасль национального права;

б) общесистемный институт;

в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права;

г) все ответы правильные;

д) все варианты неправильные.

Система международного права включает:

а) отрасли;

б) отрасли и институты национального права;

в) общесистемные институты (институт международной ответственности, прав человека и др.);

г) обычаи и договоры;

д) императивные принципы;

е) нормы «международной вежливости».

Как соотносится международное право и внутригосударственное право:

а) международное право является частью национального права;

б) внутригосударственное право является частью международного права;

в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;

г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимозависимыми и взаимодействующими системами?

Высшей юридической силой в международном праве обладают:

а) императивные нормы;

б) диспозитивные нормы;

в) договорные нормы;

г) обычно-правовые нормы;

д) декларативные нормы;

е) бланкетные нормы.

Международный договор и международно-правой обычай соотносятся по юридической силе следующим образом:

а) обладают одинаковой силой;

б) договор обладает большей силой;

в) обычай обладает большей силой.

Всеобщая декларация прав человека является:

а) источником внутригосударственного права;

б) рекомендательным актом ООН;

в) сборником обычно-правовых норм;

г) международным договором;

д) доктриной.

Решения Международного суда ООН являются:

а) рекомендательными актами;

б) актами правоприменения;

в) актами толкования;

г) источником международного права.

Нормы международного права обязательны:

а) для всех государств;

б) только для тех, кто выразил свое согласие на их обязательность;

в) для всех, но только императивные нормы;

г) для тех, кто принимал участие в их формировании.

Если международным договором предусмотрены иные правила, чем законом Российской Федерации, то применяются положения:

а) любого международного договора;

б) российского закона;

в) международного договора, согласие на обязательность которого было выражено в форме федерального закона.

К правосоздающим субъектам международного права относятся:

а) государства;

б) международные межправительственные организации;

в) государствоподобные образования;

в) нации, борющиеся за независимость;

г) транснациональные корпорации;

д) руководители государств и правительств.

Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:

а) государств;

б) международных межправительственных организаций;

в) юридических лиц и государств по публичным вопросам;

г) государств и международных межправительственных организаций;

д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;

е) Ватикана и государств по вопросу открытия дипломатического представительства Ватикана

Согласно конвенциям о правопреемстве государств выделяются следующие категории правопреемства:

а) в отношении договоров, архивов, собственности и долгов;

б) универсальное и негативное правопреемство;

в) разделение, объединение, передача части территории, отделение, образование независимого государства.

Субъектами международного права являются:

а) государства;

б) государственные органы;

в) международные неправительственные организации;

г) международные юридические лица;

д) народы;

е) нации, борющиеся за независимость;

ж) государствоподобные образования;

з) физические лица.

В случае противоречия положений Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН государства — члены ООН должны соблюдать (выберите правильный ответ):

а) резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН;

б) резолюцию Совета Безопасности ООН;

в) резолюцию Генерального Секретаря ООН.

Органами ООН являются:

а) Совет Безопасности;

б) Совет глав государств;

в) Парламентская Ассамблея;

г) Комитет регионов;

д) Совет министров;

е) Экономический и Социальный Совет;

ж) Комиссия военных наблюдателей.

Сторонами в международном договоре являются:

а) основные и производные субъекты международного права;

б) субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью;

в) все субъекты (акторы) международных отношений.

Одна из стадий заключения международных договоров:

а) новация;

б) парафирование;

в) пролонгация;

г) аккредитация.

Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором, — это:

а) денонсация;

б) аннулирование;

в) прекращение договора по соглашению сторон;

г) промульгация.

Основанием относительной недействительности международного договора являются:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников! Сделать расчет

а) противоречие императивной норме jus cogens;

б) явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать международные договоры;

в) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы правильные.

Положения международных договоров, предусматривающие обязательства для третьих государств, распространяются:

а) без согласия третьего государства;

б) если участники договора имеют намерение сделать это положение средством создания обязательства и третье государство определенно принимает на себя в письменной форме это обязательство;

в) только с согласия третьего государства.

Один из способов выражения согласия на обязательность международного договора:

а) подписание ad referendum;

б) голосование;

в) утверждение;

г) парафирование.

Ратификация международных договоров осуществляется (в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров):

а) в случае достижения соглашения об этом между представителями государств;

б) если договор многосторонний;

в) если это указано в полномочиях представителя государства;

г) если при подписании сделано заявление об этом;

д) всегда.

Среди перечисленных, конвенционным органом внешних сношений государства является:

а) Министерство иностранных дел;

б) Высший орган законодательной власти (Парламент);

в) Высший орган исполнительной власти (Правительство);

г) делегация государства при международной организации;

д) консульское учреждение государства;

е) Министерство внешней торговли;

ж) Министерство обороны

з) среди перечисленных такого нет.

Видами международных правонарушений являются:

а) международные преступления;

б) административные правонарушения должностных лиц;

в) преступления международного характера;

г) международные деликты;

д) преступления физических лиц против мира и безопасности человечества.

Международным правонарушением не является:

а) разрыв дипломатических отношений;

б) повышение таможенных пошлин на ввоз товаров с территории конкретного иностранного государства;

в) геноцид;

г) применение репрессалий в гуманитарной сфере (в области прав и свобод человека);

д) самооборона от военного вторжения иностранного государства;

е) причинение вреда в результате правомерной деятельности.

Формами международной ответственности являются:

а) репрессалии;

б) реторсии;

в) самооборона;

г) репарации;

д) чрезвычайная сатисфакция;

е) контрмеры;

ж) реституция в натуре;

з) сатисфакция;

и) контрибуции.

Юридическим основанием абсолютной ответственности (ответственности за правомерную деятельность) является:

а) международный договор;

б) международный обычай;

в) принцип, закрепляющий обязанность возмещения вреда, независимо от наличия договора;

г) все варианты неправильные.

К международным судам относятся:

а) Международный Суд ООН;

б) Суд Европейских сообществ;

в) Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ;

г) Международный трибунал по морскому праву;

д) Экономический суд СНГ;

е) все вышеперечисленные;

ж) нет правильного ответа.

В компетенцию Международного Суда ООН входят:

а) любые межгосударственные споры, переданные на его рассмотрение;

б) между физическими и (или) юридическими лицами государств — членов ООН;

в) споры между государствами — участниками Статута Международного Суда и их гражданами по вопросам соблюдения прав человека;

г) любые споры между любыми субъектами, переданные на рассмотрение Суда;

д) межгосударственные споры в сфере вооруженных конфликтов;

е) все вышеперечисленные дела;

ж) нет правильного ответа.

Решения Международного Суда ООН:

а) носят рекомендательный характер;

б) обязательны для всех субъектов международного права;

в) обязательны для спорящих сторон;

г) обязательны для ответчика;

д) обязательны для других судов, непосредственно выполняющих решения;

е) варианты «в» и «д» правильные;

ж) нет правильного ответа.

Конкретное средство (способ) для урегулирования возникшего между государствами спора (конфликта) определяется:

а) Советом Безопасности ООН;

б) Генеральной Ассамблеей ООН;

в) сами спорящие государства;

г) международными следственными комиссиями;

д) международными примирительными комиссиями.

Установлением фактов, послуживших основанием для возникновения конфликта между государствами, занимаются:

а) Совет Безопасности ООН;

б) международные посредники;

в) международные следственные комиссии;

г) Международный Суд ООН;

д) лица, организации, оказывающие добрые услуги.

Споры по вопросам соблюдения прав человека могут быть рассмотрены в:

а) Международном Суде ООН;

б) Международном трибунале по морскому праву;

в) Суде европейских сообществ;

г) Европейском суде по правам человека;

д) Межамериканском суде по правам человека;

е) всех вышеназванных судах;

ж) нет правильного ответа.

С жалобой о применении пыток можно обратиться в:

а) Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

б) Европейский суд по правам человека;

в) Международный суд ООН;

г) Комитет ООН против пыток;

д) Комитет по правам человека.

С жалобой о нарушении прав человека в Европейский суд по правам человека вправе обращаться:

а) государство;

б) физическое лицо, имеющее гражданство;

в) группа лиц;

г) неправительственная организация;

д) любой орган государственной власти.

Требования приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека:

а) исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты;

б) заявитель является совершеннолетним;

в) заявитель является гражданином государства — нарушителя;

г) подается жалоба о нарушении прав и свобод, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

д) подается жалоба по истечении шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Ширина исключительной экономической зоны Российской федерации составляет:

а) 12 морских миль;

б) 200 морских миль;

в) 350 мирских миль;

г) 188 морских миль.

Проход через территориальные воды иностранных торговых судов осуществляется:

а) по уведомлению;

б) с разрешения;

в) без уведомления и разрешения, но при условии соблюдения правил мирного прохода;

г) не разрешается.

В государственную территорию России входят:

а) внутренние морские воды;

б) исключительная экономическая зона;

в) территориальное море;

г) открытое море;

д) прилежащая зона;

е) континентальный шельф.

Дно морей за пределами национальной юрисдикции (Район) — это:

а) часть открытого моря;

б) часть континентального шельфа;

в) часть континентального шельфа и открытого моря;

Прикрепленные файлы:

Ответ в течение 5 минут! Без посредников! Сделать расчет

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РЕФЕРАТ

Тема: Межгосударственные отношения в мировом политическом процессе

ПОДГОТОВИЛ:

СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ

ОКУНЕВ А.А.

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель кафедры

Путилов П.Д.

Белгород – 2008

П Л А Н

Введение

1. Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике.

2. Динамика межгосударственных отношений в ХХ веке..

3. Основные тенденции межгосударственных отношений.

Заключение.

Рекомендуемая литература.

Введение

Успехи, а в равной мере и неудачи в экономической, социальной и гуманитарной сферах жизнедеятельности любого государства во многом зависят от их внешней политики и состояния межгосударственных отношений, составляющих одну из обширных, сложных областей человеческой деятельности и испытывающих влияние самых разнородных факторов.

Современная международная политика складывается под воздействием не только долговременного устойчивого курса основных сил, действующих в современном мире, но и под влиянием многих других, часто не поддающихся точному учету обстоятельств. Именно в силу этих соображений сфера межгосударственных отношений является чрезвычайно важным объектом политической жизни и требует от политологии серьезного теоретико-методологического анализа.

1. Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике

По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других связей и отношений между государствами, системами государств, а также различными государственными и общественными институтами, действующими на международной арене.

Политическая наука рассматривает межгосударственные отношения как большую, сложную динамичную систему, имеющую собственную структуру. В качестве своих составных частей она охватывает целый ряд подсистем, различных по форме и характеру общественных отношений. В современную эпоху, когда существующие на мировой арене общественные системы развиваются и взаимодействуют в условиях целостного мира, в каждой из них, в свою очередь, складывается своя сложная система межгосударственных отношений, различных по своей природе. Кроме того, внутри всемирной системы межгосударственных отношений можно выделить национальные, региональные системы в границах больших географических районов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и др.

Субъектами межгосударственных отношений выступают государства и их союзы, военно-политические объединения, интеграционные группировки, международные межправительственные и общественные (неправительственные) организации.

В практике общения субъектов межгосударственных отношений можно выделить несколько уровней.

Первый — глобальный. Главным его субъектом выступает ООН — крупнейшая международная организация, учрежденная в 1945 г. на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. Главные органы ООН, и прежде всего Совет Безопасности, формально становятся пультом управления взаимозависимым миром, сознательного регулирования происходящих в нем сложных процессов. Большую роль играет и деятельность международного Суда ООН. Признание примата права в межгосударственных отношениях требует уважения и четкого соблюдения решений этого органа, разумного самоограничения государств международно-правовыми нормами.

Практическую направленность приобретает функционирование и такой специализированной структуры ООН как миротворческие международные силы, действующие в разных частях земного шара.

Второй уровень — надрегиональный. До распада СССР к ОВД это были два блока — империалистических и социалистических стран, а также группировка стран движения неприсоединения. Ныне остались две группировки — НАТО и связанные с ней страны (Япония, Южная Корея и др.) и движение неприсоединения (около 100 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы). Ведущей силой в международных отношениях являются блок НАТО и США, мировая гегемония которых стала сегодня реальностью.

Третий — региональный. Его субъектами являются государства определенного географического района. На их базе создаются соответствующие региональные организации (ЕС, ОАГ и др.).

Четвертый — двусторонний. Это наиболее широко распространенный уровень межгосударственных отношений, субъектами которых выступают два государства.

Перечисленные выше уровни межгосударственного общения довольно специфичны, главным образом, потому, что на международной арене нет единого центра власти. Там действуют государства, союзы государств, которые в принципе юридически равноправны и отношения между ними складываются в результате борьбы, исторического соревнования, соперничества, переговоров, разного рода соглашений и компромиссов. Государство, обладая монополией власти в пределах собственных национальных границ, вне их является одним из множества суверенных государств, и отношения между ними складываются не на основе подчинения, а на основе сотрудничества или противоборства. Любому государству в отношениях с другими странами постоянно приходится считаться с условиями внешней среды, с вопросами военной и экономической безопасности, зависящим во многом от обстоятельств, над которыми данное государство не властно. Поэтому любое государство моделирует свое поведение по отношению к внешней среде. Это поведение определяется природой государства и потребностями общества. Большую роль играет также характер внешней среды, в которой государство действует. Внешняя среда формально может быть представлена системой международных договоров и соглашений, условий которых государство придерживается. Они заключаются при обязательном соблюдении и выражении экономических, социальных, политических и иных потребностей государства.

Взаимодействия между государствами в настоящее время поддерживаются не только государственными, но и общественными организациями. Политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, антивоенные, экологические, благотворительные и другие общественные движения вносят немалый вклад в политику сближения народов и государств, располагают профессионалами высокого класса: это и ученые, бывшие политики, опытные журналисты.

Воздействие т. н. «народной дипломатии» на межгосударственные отношения может осуществляться двумя путями:

1) посредством контактов различных негосударственных структур, включая органы местного самоуправления;

2) путем широкого использования СМИ, которые должны адекватно доносить до общества и его руководящих органов мнение сограждан.

Вывод: Современная международная обстановка объективно требует комплексного подхода к решению проблемы межгосударственных отношений, развития сотрудничества народов не в какой-то одной сфере общественной жизни (например, экономике, экологии) . а одновременно в ряде сфер. Успех в достижении этой цели неразрывно связан с утверждением полного доверия в отношениях между государствами мира.

2. Динамика межгосударственных отношений в XX веке

XX век богат международными событиями. Хозяйственное взаимопроникновение развитых государств, растущее финансовое переплетение и ширящееся политическое взаимодействие создавали, с точки зрения здравого смысла, надежную основу для мирного развития и устойчивых межгосударственных отношений. Тем не менее, все столетие прошло под знаком военной опасности и оказалось самым кровавым в истории: до 20 млн. убитых в период первой мировой войны, около 60 млн. — во второй, а также порядка 20 млн. — в «локальных» конфликтах за годы «холодной войны».

На протяжении десятилетий государства пытались решить проблему блокового противоборства на мировой арене. Первым опытом в этом отношении стала Лига Наций — международная организация, призванная согласовать интересы стран-участниц, прежде всего в сфере безопасности. Однако эта структура оказалась неспособной обеспечить решение реальных международных проблем и, прежде всего, предотвратить новую мировую войну.

Следующей попыткой преодолеть биполярность мира было создание ООН, а также заключение двусторонних договоров о взаимопомощи СССР и Англии, СССР и Франции и т. д. Однако наступившая вскоре эра «холодной войны» существенно усугубила раскол мира на две социально-экономические и военно-политические системы. Раскол Европы, ядерное устрашение, гонка вооружений, частые локальные войны при скрытом или явном участии великих держав, психологическая война, блокады и эмбарго характеризовали этап мировой политики, длившийся четыре десятилетия после окончания второй мировой. войны.

Тем временем межгосударственные отношения интенсивно развивались. НТР вызвала невиданные перемены в сфере производства, изменив его структуру, усилив интеграционные процессы, расширив потоки товаров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государствами и регионами. Число транснациональных корпораций к 2000 г. может достигнуть 4 тысяч.

На базе тенденции к обобществлению производства постепенно росла роль государства в экономике развитых стран. Этот фактор, наряду с появлением более 100 новых независимых государств, вступил в своеобразное противоречие с транснационализацией в экономике и интеграцией в политике. Многократно расширились каналы воздействия и качественно изменились средства влияния держав на соседние и отдаленные государства. Внешняя политика держав оперлась на разработки академического комплекса, скрупулезно изучающего как общемировые тенденции, так и ситуацию в отдельных регионах и странах. Доскональное знание положения дел позволило государствам оказывать влияние на мировой арене, вызывая нужные реакции воздействием на ключевые точки процесса принятия решений или обстановки в других странах.

Появилось большое количество областей потенциального межгосударственного сотрудничества, в которых результат взаимодействия не был игрой «с нулевой суммой». Это повышало интерес субъектов на мировой арене к переговорам, политическому торгу.

По мере накопления ядерного оружия менялись акценты в известной формуле Клаузевица. Ядерная война не могла уже быть рациональным продолжением политики. Гонка вооружений из военно-технического соревнования все больше превращалась в средство экономического изматывания. Накопление вооружений перестало означать укрепление безопасности, а подчас давало обратные результаты.

Вывод: В ХХ веке на планете обострились социально-экономические, экологические и иные проблемы, решение которых возможно лишь в глобальном масштабе. Формировалась группа общечеловеческих интересов. Между тем реалии противоборства сковывали работу многоступенчатой структуры международных организаций, мешали взаимовыгодному сотрудничеству. Окончание «холодной войны» на рубеже 90-х гг. создало новые условия для развития межгосударственных отношений.

3. Основные тенденции развития современных межгосударственных отношений

«Холодная война» была завершена без военных катаклизмов европейского или общемирового масштаба. Этот факт вселил в широкие круги общественности надежду на стабильный характер глобальной тенденции к мирному решению конфликтных ситуаций, к согласованию интересов различных политических субъектов на мировой арене. Вместе с тем уже сегодня ясно, что прекращение противоборства между Востоком и Западом сняло лишь часть противоречий в мировой политике.

Некоторые из современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией биполярной системы межгосударственных отношений, проявившейся в исчезновении с политической карты ряда государств, роспуске СЭВ и ОВД, изменением внешнеполитической ориентации вновь образованных и переориентация существовавших государств, выводе войск с чужих территорий и т. д., а также проявлении интеграционных тенденций в Европе.

Блоковая разделенность мира способствовала поддержанию стабильности внутри военно-политических союзов. Новая ситуация привела к повышению конфликтности и к появлению десятков «горячих точек», к частому применению военной силы (Нагорный Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня, южнославянские республики).

Соперничество между Востоком и Западом создавало возможность маневра для многих государств. Сужение поля действий вызывает определенную настороженность в отношениях между Севером и Югом (исламский экстремизм).

На самом Западе антикоммунизм и антисоветизм был визитной карточкой США, важным компонентом атлантической солидарности. С уходом «холодной войны» из международной жизни встает вопрос о мотивации военно-политического присутствия США в Европе и более широкая проблема «поиска лица» для американской политики в мире.

Прекращение «холодной войны» состоялось фактически на условиях одной из противоборствующих сторон. Это создает объективную возможность ориентации международного развития в направлении «однополюсного мира» во главе с ограниченной группой государств (например, «семеркой»). Если эта тенденция возобладает, станет пророчеством высказывание известного политолога Г. Моргентау, сделанное в 70-х годах: «Ныне никакое технологическое препятствие не стоит на пути мировой империи, при условии если стремящееся к этому государство способно обеспечить свое превосходство в технической области».

Подписание в 1992 г. Хартии российско-американского партнерства и дружбы, глубокие сокращения всех видов вооружений свидетельствуют о том, что мировая политика вышла из «ядерного тупика». Куда она будет направлена? Взятие на себя одной или несколькими державами функций «мирового полицейского» грозило бы глобальным возрождением политики «с позиции силы».

«Новый мировой порядок» как система межгосударственных отношений находится еще в стадии становления, формируются его структуры. Оживилась и стала более целенаправленной деятельность ООН и ее институтов. Совет Безопасности несколько лет работал при полном единогласии постоянных членов (США, Англия, Франция, Китай, Россия).

На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки (1992) произошла институанализация СБСЕ. Теперь этот форум напоминает ОАГ в Америке и ОАЕ в Африке. Функции СБСЕ расширены вплоть до возможности проведения операций по поддержанию мира в межгосударственных конфликтах. НАТО и Совет Европы реорганизуют свои структуры с учетом новых восточноевропейских реалий.

Меняется повестка дня международных организаций: ось мировой политики все больше смещается на направление Север—Юг. Без нового подхода к проблемам международной безопасности невозможно ни сократить 30—40-кратный разрыв в уровнях жизни развитых и развивающихся стран, ни решить многие другие глобальные проблемы современности.

В вопросах разоружения уже наметился сдвиг — на первое место вышли задачи нераспространения оружия массового уничтожения. Режим нераспространения, первоначально предназначенный для Германии, Италии и Японии, сегодня во многом переориентирован в направлении «третьего мира».

Продолжается глобальный процесс перераспределения государственной мощи. После объединения Германии (1990) ее ВНП превысил российский. В Центральной Европе возник новый центр притяжения мирового масштаба. Укрепление Европейского Союза на основе Маастрихтского договора (1991) создает на континенте мощное объединение развитых стран, передающих все большие государственные полномочия общим органам. Интеграционные процессы в регионе Канада—США—Мексика тоже активизировались в 90-х гг. Формируются новые региональные центры влияния (СНГ).

Вывод: Взаимодействие указанных тенденций с продолжающейся транснационализацией экономики делает международно-политический процесс на рубеже третьего тысячелетия не менее сложным и интересным, чем в период биполярного мира.

Заключение

Современная международная обстановка характеризуется сложностью и противоречивостью. На мировой арене сталкиваются интересы множества субъектов политической деятельности. Российские национальные интересы при этом заключаются в обеспечении благоприятных международных условий для продолжения процесса восстановления мощи и величия нашего государства. Одним из основных направлений внешней политики России сегодня является участие в борьбе международного сообщества против ряда глобальных вызовов современности и, прежде всего, политического и религиозного экстремизма и терроризма. В этом формате возрастает роль и значение ОВД России, как ключевого института обеспечения законности и внутреннего правопорядка.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. 1.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М., 2002. — Гл.23.

2. Лобанов К.Н. Политология. Курс лекций.- Белгород, 2000. — Лекция 20.

3. Гаджиев К. С. Основы политической науки. – М., 2001. – Лекция 17.

Дополнительная литература

1. Богатуров А. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. — 1996. — №2.

2. Борко Ю. Россия и Европа состоится ли партнерство? // Свободная мысль — 1996. — №2.

3. Дахин В. Контуры нового мира .// Свободная мысль. — 1995. — №4.

4. ДроботГ. А. Противоречия и баланс в международных отношениях // Соц.-полит. журнал. — 2001. — № 2.

5. Коваленко И. И. Международные неправительственные организации. – М.,1986.

6. Кокошкин А., Чугров С. Безопасность в 90-е годы: отказ от стереотипов // МЭ и МО. — 2001. — № 2.

7. Колосов Ю. М., Котляров И. И. Международные правовые средства обеспечения мер доверия. — М., 1991.

8. Косолапов Н. А. Внешнеполитическое сознание США: структура, функционирование, эволюция. — М., 2001.

9. Красин Ю. Национальные интересы: миф или реальность//Свободная мысль. — 1996. -№2.

10. Кривохижа В. Россия в новой структуре международных отношений // Полис. — 2003. — №3.

11. Нейсбитт Дж., Абурден П. Что нас ждет? Мегатенденции «Год 2000». — М., 1990.

12. Пуляев В. Г. Россия накануне XXI века: поиск новой модели развития общества // Соц.-полит. журнал. — 1999. -№1.

13. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Вопросы философии — 1989 — № 1.

14. Титоренко В. Западные ценности и исламский мир // Свободная мысль. — 2000. -№ 2.

15. Херманн М. Д. Стили лидерства в формировании внешней политики // Соц.-полит. журнал. — 2001.- № 3.

16. Хорьков А. Уроки «холодной войны» // Свободная мысль — 1995 — №12.

17. Цыганков П. А. Мировой политический процесс: содержание и особенности // Соц.-полит. журнал. — 2002. — № 4.

18. Цыганков П. А. Мировая политика: содержание, динамика, основные тенденции//Соц. науки и современность. — 2002. — № 5.

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет те же специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регули­рованию (см. гл. 2).

Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-по­литическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами «из­бавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), раз­вивать дружественные отношения между государствами «неза­висимо от политических, экономических и

социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации о прин­ципах международного права, касающихся дружественных от­ношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом ООН).

Современное международное право постепенно преодоле­ло былой дискриминационный характер, рассталось с концеп­цией «международного права цивилизованных народов», исклю­чавшей из равноправного общения так называемые слабораз­витые страны. Сегодня можно констатировать достижение уни­версальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международ­ных договорах могут участвовать все заинтересованные госу­дарства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств «прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи».

Современное международное право выработало достаточ­но действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимопри­емлемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

Современное международное право имеет сложную нор­мативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою меж­дународно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Современное международное право является основой ме­ждународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаи­модействует с внутригосударственным механизмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *