Льготы малочисленным народам севера

В ходе 463 пленарного заседания Совета Федерации представитель законодательного органа государственной власти Якутии, заместитель председателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов внес на голосование федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Законом устанавливается, что порядок возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, утверждается правительством РФ.

Как сказано, эти изменения позволят снизить социальную напряжённость в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской федерации, повысить эффективность взаимодействия ресурсодобывающих компаний и малочисленных народов с целью обеспечения прав КМНС на защиту исконной среды обитания, традиционного уклада жизни, хозяйствования и промыслов. «Наш комитет рассмотрел и рекомендует Совету Федерации одобрить данный федеральный закон», — добавил Александр Акимов.

Стоит отметить, сенатор неоднократно поднимал тему законодательного обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, выступая на профильных заседаниях и форумах о том, что существующее законодательство требует корректировки. «Убежден, что сохранение самобытной культуры, традиций, языков коренных малочисленных народов должно оставаться приоритетом государственной национальной политики РФ, — заострил внимание Александр Акимов. — Мне представляется, что этот закон, который мы сегодня приняли, это один из самых реальных шагов в деле защиты интересов коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Я всех поздравляю!»

В РФ вступил в силу закон о Реестре коренных малочисленных народов Севера. Это позволит упростить и ускорить процесс реализации прав КМНС. Об седьмого мая сообщили в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Новость по теме Ассоциация КМНС бьет тревогу из-за коронавируса в Ульчском районе

Формированием реестра коренных народов займется Федеральное агентство по делам национальностей.

Раньше коренным северянам для получения мер господдержки нужно было собирать ряд документов, которые бы доказывали их национальную принадлежность. Однако сейчас представителям КМНС будет достаточно один раз зарегистрироваться в реестре, и после этого не «доказывать» свое право на традиционное рыболовство, охоту и прочие меры. Над порядком подтверждения национальной принадлежности Ассоциация работала более пяти лет, сообщает «МК Ямал».

«Вступление в силу данного Федерального закона позволяет Ассоциации планомерно перейти к дальнейшей системной работе по улучшению положения коренных народов, — отметил президент Ассоциации Григорий Ледков. — В первую очередь это традиционное рыболовство, правила традиционной охоты, пенсионное обеспечение, вопросы взаимодействия с особо охраняемыми природными территориями, которые созданы на территориях проживания коренных народов, вопросы образования».

Также Григорий Ледков подчеркнул, что параллельно со становлением реестра необходимо вносить эти изменения в профильное законодательство.

Переходных период будет длиться два года, за это время следует сформировать списки для учета лиц КМНС. Внесение людей в данный перечень и исключение из него будет проводиться исключительно по их инициативе и на добровольной основе. На Ямале усилили меры поддержки тундровиков Подробнее

Здравствуйте, Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.
I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:
Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.
— Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;
7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.
Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры
Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
1) сохранять и развивать родные языки;
2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;
4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;
6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
II. Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.
III. Налоговый кодекс Российской Федерации
1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).
2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).
3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).
В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.
Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Водный кодекс Российской Федерации
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.
V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
VIII. Земельный кодекс РФ
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство в ближайшие дни внесет в Госдуму поправки к закону «о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Представители коренных малочисленных народов (КМН) имеют приоритетный доступ к отдельным видам природных ресурсов, льготному пенсионному обеспечению, налогообложению и т. д. Документ впервые вводит понятие «учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ». По словам представителей Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), инициатива «будет способствовать минимизации коррупционной составляющей при осуществлении поддержки малочисленных народов и снизит количество злоупотреблений в сфере предоставления преференций». Как «Ъ” заявили эксперты, принятию документа противостоят отдельные «лжеобщины» и региональные чиновники, которые построили бизнес на добыче ценных видов рыб и зверя.

Сейчас, по данным ФАДН, в России насчитывается 40 малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, к местам их традиционного проживания и деятельности отнесены 28 субъектов России. Как «Ъ” сообщили в ФАДН, в 2019 году на поддержку коренных малочисленных народов в бюджете РФ предусмотрено 153,6 млн руб. Это субсидии, предназначенные территориям, на которых проживают малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Региональные бюджеты на эти цели выделяют 97,8 млн руб. Действующее законодательство устанавливает для представителей коренных малочисленных народов ряд дополнительных социальных и экономических прав, в том числе право на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, приоритетный доступ к отдельным видам природных ресурсов, льготное пенсионное обеспечение и налогообложение, замену военной службы альтернативной гражданской службой, осуществление территориального общественного самоуправления с учетом национальных традиций и ряд других. При этом порядок определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, законодательством не урегулирован.

По словам председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова, именно в вопросе, как и кого относить к коренным народам, возникают проблемы.

«Учет даст возможность решить эту проблему и вести учетную политику в отношении тех лиц из числа коренных народов, которые имеют право на преференции,— рассказал парламентарий.— Документ правильный, его давно ждали регионы». Господин Гильмутдинов добавил, что «уже на этапе нулевого чтения депутаты взаимодействовали с ФАДН России»: «Есть вопросы, но мы их готовы обсуждать». Он уточнил, что «речь не идет об определении национальности, поскольку в Конституции РФ записано, что это добровольное решение»: граждане будут сами решать, хотят ли они быть отнесенными к тому или иному малочисленному народу, что впоследствии даст право «на соответствующие преференции». Ильдар Гильмутдинов ожидает внесения документа в ближайшие дни.

В пояснительной записке к законопроекту поясняется, что в реестр будут включены граждане России, которые «проживают в местах традиционного проживания, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и ведут традиционный образ жизни». В более поздней редакции законопроекта (есть в распоряжении «Ъ”) слово «реестр» заменено на «учет», который будет вестись «для обеспечения реализации социальных и экономических прав лицами, относящимися к малочисленным народам». «Реестр или учет, как его ни называй, необходим для организации свободного доступа к традиционному рыболовству, традиционной охоте, доступа на особо охраняемые природные территории, для получения социальных пенсий, а также для получения ряда региональных мер поддержки коренных народов»,— прокомментировала руководитель правового отдела Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Антонина Горбунова.

Вести список КМН будет ФАДН России. Учет будет проведен на основании сведений, представляемых самими представителями народов и их общинами, а также федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Действующий закон предусматривает три категории нуждающихся в помощи государства. В первую очередь те, кто обитает в местах традиционного проживания и ведет традиционный образ жизни. Затем те, кто обитает и ведет подсобное хозяйство. К третьей категории отнесены представители иных этнических групп (например, якуты или русские), ведущие традиционный образ жизни КМН в местах их проживания.

Председатель Союза эвенов России Борис Хааков заявил «Ъ”, что закон об учете коренных малочисленных народов продвигается представителями малых народов уже более пяти лет. При этом глава Совета уполномоченных представителей КМН Советско-Гаванского района Хабаровского края Елена Коноплянко критикует отдельные положения. В частности, она называет избыточным количество документов, необходимых для подтверждения статуса представителя КМН, что может «послужить основанием для отказа». В эти документы помимо личных и паспортных данных входят ИНН, СНИЛС, наименование малочисленного народа, сведения о членах семьи (родственниках по прямой и восходящей линии, детях, в том числе усыновленных, внуках, родителях, дедушках, бабушках), о родственниках третьей степени родства с их поименного согласия, а также сведения о членстве в общине малочисленных народов. Претенденту нужно предоставить свидетельство о госрегистрации акта гражданского состояния или другие документы, содержащие сведения о национальности, вступившее в законную силу решение суда и т. д.

Ряд экспертов говорит, что документ призван отрезать от льгот нечистоплотных претендентов на звание представителя КМН.

«Это приведет к уменьшению числа лжеаборигенов, ради бизнеса которых так много проблем создают для настоящих коренных народов некоторые не слишком чистоплотные чиновники,— пояснил эксперт «Проектного офиса развития Арктики — ПОРА» Андрей Иванов.— Понятно, что представителям таких лжеобщин и прикрывающим их чиновникам невыгодно появление реестра, который сразу отделит коренных от некоренных». Господин Иванов отметил, что подготовке законопроекта противостоят некоторые руководители «лжеобщин» и рыбопромысловых организаций.

Отметим, что на днях Совфед одобрил поправки к ст. 5 и 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», в которых говорится, что порядок возмещения убытков КМН будет утверждаться правительством России. На компенсации могут претендовать малочисленные народы, их объединения и отдельные лица из числа КМН, если исконной среде их обитания нанесен ущерб «хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности». Убытками считаются «прямой ущерб или упущенная выгода, возникающие в результате ограничения доступа к земле, водным, лесным, историко-культурным комплексам».

В работе у ФАДН находится еще один закон, который введет регламент этнологической экспертизы стратегического планирования. В пояснительной записке уточняется, что этнологическая экспертиза «проводится при разработке госпрограмм, связанных с освоением природных ресурсов и охраной окружающей среды в местах традиционного проживания КМН». «Проведение экспертизы на этапе планирования позволит заранее учесть влияние предполагаемого промышленного освоения территорий на изменение исконной среды обитания малочисленных народов,— объяснил «Ъ” зампред комитета Госдумы по делам национальностей Григорий Ледков.— Не придется позже в судах выяснять, кто решил снести тотемный холм со святынями народа ительменов на Камчатке, как это едва не произошло нынешней весной».

Николай Борисов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *