Материальная ответственность водителя за автомобиль

Содержание

При найме на работу отдельных категорий работников организации предлагают им заключить договор материальной ответственности водителя за автомобиль. Так они страхуют себя от потенциальных убытков, возникших в результате человеческого фактора. Обычно соглашение подписывается вместе с контрактом, либо условия прописаны в нем.

Если фактические обстоятельства дела, включая профессию подписанта, его состояние на момент аварии, расходятся с ситуациями, перечисленными законом, договор не будет иметь юридической силы. Попытки работодателя применить его положения на практике нередко оспариваются в суде. Подпись сотрудника, поставленная ранее, не имеет значения.

Характеристика договора материальной ответственности водителя за автомобиль

По существу договор с водителем о его материальной ответственности представляет собой декларацию о намерениях с воспитательными функциями. Соглашение не может идти вразрез с законодательными нормами. Они предусматривают взыскание из зарплаты для погашения ущерба, но только для определенных категорий работников. Их подробный список представлен в соответствующем пункте и профессия водитель здесь отсутствует.

Исключением становятся случаи, когда речь идет об управлении инкассаторской машиной. Непосредственного запрета на соглашение с водителем закон не несет и на практике его условия часто соблюдаются. Но при должной юридической подкованности, сотрудник, чьи действия или бездействие привели к ущербу, всегда может оспорить материальные санкции в суде. По итогу, скорее всего, ему не придется восстанавливать автомобиль за свой счет.

Правовые основания

Материальную ответственность работников устанавливает Трудовой Кодекс. В ст. 244 ее максимальный порог ограничен месячной зарплатой. При этом неважен объем повреждений и потенциальная сумма возмещения. Положения применяются независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора сторон. Если шофер грубо нарушил правила или его действия иным образом попадают под определение вины, он несет ответственность на общих основаниях.

Помимо ТК, штрафные санкции предусмотрены Гражданским Кодексом и КоАП. Однако решение принимает уже не работодатель, а суд. Руководство пострадавшей организации обращается туда с иском против водителя, и уже судья выносит вердикт, имела ли место порча имущества, кто понесет ответственность и оплатит издержки.

Лица, с которыми заключается соглашение

Актуальность соглашения обусловлена несколькими факторами. Безусловно, водитель избежит оплаты необоснованных (законом) санкций. Однако все будет иначе, если он параллельно заявлен как представитель определенной профессии:

  • Экспедитор, осуществляющий доставку грузов.
  • Инкассатор, ответственный за перевозку денег.

Ответственность этих лиц за материальные ценности прямо установлена законом при условии договора сторон.

Внимание! Важно, чтобы в документе была прописана одна из перечисленных выше профессий. Если лицо проходит в качестве водителя, привлечь его к возмещению ущерба будет проблематично. При этом суд всегда учитывает фактическую сторону дела.

Предмет договора

Соглашение сторон направлено на защиту материальных ценностей. Здесь указываются все аспекты работы и обязательства сторон. Отдельно прописываются пункты с описанием особенностей защиты груза и обязательства сотрудника по их выполнению. Обычно всегда учитывается следующее:

  1. Транспортировка, когда груз без повреждений доставляется из точки А в точку Б.
  2. Обязанность заправлять автомобиль;
  3. Ремонт транспортного средства, если в нем возникла необходимость.
  4. Проверка погрузки и выгрузки материальных ценностей во избежание повреждений.

Осуществляя грузовой надзор, водитель-экспедитор контролирует режим транспортировки, соответствие количества и качества товара накладным, цельность упаковки. Материальный ущерб возмещается, только если стороны заключили соответствующий договор.

Типовой бланк

Специальный формат соглашения отсутствует, что оставляет за организацией право самостоятельно разработать образец. Независимо от этого, в нем всегда указываются определенные сведения:

  • Название организации и адрес ее регистрации.
  • Личные сведения о сотруднике. Инициалы и паспортные данные.
  • Прямой текст, прописывающий материальную ответственность водителя.
  • Перечень пунктов, обязательных для исполнения. Например, неукоснительное следование правилам дорожного движения, запрет на оставление автомобиля без присмотра, особые условия управления в условиях плохой видимости или ненастья.
  • В конце стороны ставят подписи с расшифровкой и дату. В качестве подтверждения ставится печать компании.

Важно знать! Также прописывается, что ответственность наступает только в случае подтвержденной вины водителя. Его действия или бездействие анализируются на предмет следования инструктажу.

Так, если водитель подвергся грабежу, но не заблокировал дверь во время движения (чего однозначно требовал договор), его могут обязать компенсировать ущерб. Описанные ситуации часто встречаются в такси.

Вина устанавливается внутренним расследованием в компании. Водитель всегда может отказаться от признания выводов и оспорить их в суде. Пример договора о материальной ответственности водителя грузового авто можно скачать на нашем сайте, делается это совершенно бесплатно.

Об ответственности водителей служебных автомобилей

Верховный суд Российской Федерации вынес важное решение по делу о материальных последствиях дорожно-транспортных происшествий со служебными автомобилями.

В силу действующего законодательства за причинённый источником повышенной опасности вред расплачивается хозяин такого источника. Соответственно предприятия, водители транспортных средств которых нанесли кому-либо ущерб в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия, расплачиваются с пострадавшими.

При этом такие предприятия всеми возможными способами стараются компенсировать затраченные на компенсацию вреда потери, взыскивая их со своего работника, управлявшего транспортным средством в момент ДТП.

Верховный суд отметил, что есть предел суммы, которую работодатель имеет право по закону взять с водителя – виновника аварии с последствиями, которая не должна превышать среднемесячный заработок водителя. Исключения возможны лишь в том случае, если водитель подписал соответствующий договор о полной материальной ответственности.

В названном судебном решении указано, что применение ограниченной материальной ответственности в пределах среднемесячного заработка означает, что если размер ущерба превышает заработок работника предприятия любой формы собственности, то сам работник обязан возместить только ту ее часть, которая равна его среднемесячному заработку. Остальное обязано доплатить предприятие.

При этом правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего заработка применяется во всех случаях. Исключением являются случаи, когда Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника.

Верховный суд также подчеркнул, что неоднократность обращения жертвы аварии в суды о возмещении вреда здоровью не порождает у работодателя регрессное право на взыскание с работника ущерба за пределами размера ответственности работника, определенного законом.

Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя — экспедитора?

Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством. Автомобиль считается источником повышенной опасности.

Во время его использования могут возникать случаи наступления материальной ответственности для сотрудника, в распоряжении которого он находится. Порядок, технология и условия привлечения работников к полному виду материальной ответственности, отражены в ТК РФ и других нормативных документах.

В соответствии с 238 статьей настоящего Кодекса, в обязанности трудящихся граждан входит возмещение прямого ущерба, причиненного компании по их вине.

Статьей 241 ТК РФ определено — каждый специалист привлекается к материальной ответственности ограниченного вида.

В случае наступления ограниченной ответственности работник возмещает убытки в виде компенсационной суммы, величина которой не может превышать размер его среднемесячного заработка.

Для того чтобы определить, может ли водитель привлекаться к полной мат. ответственности, необходимо учесть ряд нюансов.

Прежде всего, важно помнить список должностей, обязательных для привлечения к данному виду ответственности, закреплен ТК РФ и Постановлением Министерства труда РФ. Должность водителя в нем не указана.

Также в указанном перечне присутствует перечисление работ, при выполнении которых сотрудник может привлекаться к полной ответственности. Среди таковых нужно отметить получение, хранение, учет и транспортировку материальных ценностей.

Водитель может привлекаться к данному виду ответственности при условии, что его должностные полномочия связаны с перечисленными ранее работами. Помимо этого, полная ответственность наступает в следующих ситуациях:

  • умышленное причинение ущерба работодателю;
  • нанесение убытков при нахождении в состоянии опьянения;
  • причинение ущерба в ходе совершения административного проступка или преступления.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа.

В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре.

Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель.

Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.

Образец договора о материальной ответственности с водителем

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении № 2 к Постановлению Минтруда от 31.12.2002 № 85.

Скачать форму договора можно тут.

Использовать эту форму можно для подготовки договора о полной матответственности, к примеру, с водителем-инкассатором. В договоре целесообразно указать конкретное вверяемое для инкассации имущество. Можно также сделать ссылку на акт приема-передачи материальных ценностей или акт инвентаризации, подписанный сторонами договора. Сохранность транспортного средства при этом не может быть предметом такого договора.

Необходимо учитывать, что даже заключенный договор о полной матответственности с «обычным» водителем, когда такое право для работодателя не предусмотрено, не будет иметь законной силы (Определение ВС от 19.11.2009 № 18-В09-72).

Обязательные условия возникновения материальной ответственности

Закон стоит на защите интересов всех участников трудовых отношений. При определенных условиях не обязательно заключать соглашение с водителем, чтобы обязать его к возмещению ущерба.

  1. Убытки наносятся намеренно, независимо от мотивации лица.
  2. В момент ДТП или иной ситуации, приведшей к материальному ущербу, водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  3. Его действия носят криминальный характер (кража, сговор с целью грабежа), что доказано правоохранителями.
  4. Повреждения автомобилю причинены в нерабочее время.
  5. Действия сотрудника подпадают под административное наказание.

Все вышеперечисленное необязательно указывать в договоре. Независимо от этого работник будет возмещать полный ущерб.

Возмещение потенциального убытка

Что касается размера денежного содержания, которое взыскивают с проштрафившегося водителя, то его объем строго регламентирован законодательством. Разрешается удерживать не больше 20% от ежемесячного заработка. Взыскать больший процент можно только с судебной санкции, но и в этом случае лимит не может превышать половины.

Общая сумма рассчитывается в зависимости от действующих цен на товары, входившие в состав поврежденного груза. Обязательно получить письменные объяснения от виновника либо (при его отказе) оформить соответствующий акт при участии (не менее) 3-х сотрудников компании. В зависимости от обстоятельств, денежный штраф может сопровождаться мерами административного и уголовного преследования.

В каких случаях водитель не может подвергаться взысканиям

Работодатель не сможет получить с водителя деньги за ущерб, причиненный автомобилю, если сотрудник не нарушил ни одно из перечисленных выше условий. Он не был пьян, соблюдал ПДД, руководствовался регламентом и не использовал авто в нерабочее время.

Внимание! Даже если водитель совмещает профессию с должностью экспедитора или инкассатора, а в результате его действий/бездействия ущерб получила только машина (в том числе спецтехника), ни о каком возмещении речь не идет.

Соглашение нужно заключать для того, чтобы уберечь груз. Лишь в этом случае сотрудники входят в список профессий, к которым теоретически можно применить денежное взыскание.

Итак, договор о материальной ответственности водителей не имеет юридической силы, если только работа не совмещается с должностью экспедитора или инкассатора. Но и в этих случаях предметом защиты являются материальные ценности, а не ТС.

Как остановить воровство топлива водителями?

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных).

Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины.

Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной зарплаты.
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Зачастую, о том, что топливо разворовывают, знают все – и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.

Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ – это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами «
Но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина – это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.
Дело в том, что существует множество причин перерасхода топлива – начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.

Табл. 1. Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива

Автомобили с впрыском топлива Дизельных автомобили
• Снижена по какой-то причине мощность двигателя;
• Неисправен датчик кислорода или его цепи;
• Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;
• Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
• Неисправна система опережения зажигания;
• Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;
• Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;
• Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);
• Засорен воздушный фильтр;
• Слабая искра зажигания;
• Неисправна система наддува;
• Неправильно установлены метки привода газораспределения;
• Неисправна система контроля давления во впускном коллектор;
• Неправильное давление бензина;
• Не отрегулированы клапанные зазоры;
• Плохой накат (например из-за спущенных колес);
• Неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»);
• Неправильная работа автоматической коробки передач;
• Несправен ведущий мост.

• Снижена мощность двигателя;
• Неисправны форсунки;
• Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;
• Неправильное опережение впрыска;
• Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
• Неправильная работа систем снижения токсичности.

Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно, крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха, и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак «прямогонку» или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет «давить на газ» (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.

Кроме того, сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина.

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина, а просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.
Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но во-первых, премия – это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае — соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиями водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».

Другие – удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы, при этом не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том, что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании из заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будет масса.

Ряд организаций – подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей, проигрывают. Потому, что, во-первых, приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза – это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае – «поймав его за руку».
Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно.

И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное – результат носит только временный характер.

Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».

Наверное, отношение водителя к машине зависит все-таки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».

Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.

Наилучший выход из данной ситуации – применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем, основная задача которых – контроль и экономия топлива.

На транспортные средства устанавливаются терминалы, содержащие ГЛОНАСС/GPS приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM модем. Навигационные спутники излучают сигналы, по которым приемник терминала определяет координаты транспортного средства. Вся полученная информация передается на интернет-сервер системы спутникового слежения и мониторинга. Если объект находится вне зоны покрытия GSM сети, то информация сохраняется в памяти ГЛОНАСС/GPS терминала за три последних месяца работы. Оборудование подключается, скрытно устанавливается и пломбируется. При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.

После первого же месяца эксплуатации система дает ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля.

Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, вы увидите расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получается приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони.

Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Если раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, то теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком.

На многих предприятиях жесткие нормы: погрузка например должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»

Узнав реальную картину оборота топлива, руководители некоторых водителей сразу увольняют, с некоторых продолжают взыскивать за топливо. А те, к кому нет вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снижаются, появляется то, к чему стремились, – экономия. Для крупного предприятия это огромные суммы сэкономленных денег.

Система позволяет анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины, выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные.

Существуют и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, вы это видите, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то следует сообщить об этом топливной компании.

Система Wialon в сфере контроля грузоперевозок позволяет:

1. Осуществлять контроль транспортных средств в режиме реального времени (местонахождение, скорость, количество топлива в баках, состояние датчиков и т.д.)
2. Исключить не целевое использование транспорта (Вы всегда будете в курсе, на самом ли деле ваш водитель «болел», «сломался», был «задержан ГИБДД», или использовал служебный транспорт в личных целях.) Система Wialon «Hosting” отслеживает подробные маршруты и позволяет не только стопроцентно доказать факт нарушения, но и точно оценить нанесенный Вам ущерб.
3. Возможность контролировать скоростной режим, пробег
4. Осуществлять грамотную логистику, оптимизировать маршруты передвижения
5. Предотвратить несанкционированное использование автомобиля
6. Контролировать все заправки и сливы топлива автомобиля, расход от времени в л/ч, расход от пробега в л/км
7. Контролировать место, время, продолжительность стоянок и остановок автомобиля
8. Контролировать место и время открытия/закрытия дверей фургона для разгрузки/погрузки, график доставки грузов
9. Достоверную информацию о состоянии зажигания (стоянка с включённым двигателем или с выключенным).
10. Контроль условий перевозки и сохранности груза
11. Возможность получать фотоснимки с внешней видеокамеры в режиме on-line и иметь достоверную информацию о местоположении ТС
12. Контролировать групповой пробег и расход топлива всего автопарка сразу за любой промежуток времени (Информация на сервере хранится 3 месяца)
13. Контроль организации планового ТО и ремонта автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *