Могут ли аудиторы самостоятельно применять санкции

Добрый день! Аудитор не имеет права передавать данные проверки в налоговую в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Налоговая пыталась с 2015 года получить доступ к аудиторской тайне, но проект до сих пор на рассмотрении.

Ст. 82 НК РФ Общие положения о налоговом контроле
4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Также аудиторы не имеют права налагать на ООО штрафные санкции.

Единственный момент: аудиторы могут (но не обязаны) передать данные в Росфинмониторинг о нарушении Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Рекомендации ОЭСР.

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 231-ФЗ). Закон вносит изменения в ст. 82 НК РФ и вводит в Налоговый кодекс новую ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, он разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. Однако сами положения указанных рекомендаций, а также обоснования, из которых бы вытекала необходимость наделения российских налоговых органов новым правом, в пояснительной записке к законопроекту не приводятся. Также не содержится в ней информации о том, как реализовано (и реализовано ли) соответствующее положение в других государствах, в частности санкционирован ли доступ налоговых органов к аудиторской тайне в государствах, входящих в ОЭСР.

Приведенный документ представлен на официальном сайте Минфина (размещен 30 октября 2012 года) и называется «Об утверждении доклада ОЭСР, подготовленного по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР». Поскольку на основании данного документа принят Федеральный закон № 231-ФЗ, логично рассмотреть его основные положения.

К сведению:

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Основана 30 сентября 1961 года. На сегодняшний день 35 стран являются членами ОЭСР. Россия не является членом данной организации.

Доклад ОЭСР был подготовлен по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы РФ, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР. Обзор, проведенный экспертами ОЭСР, показал, что российское законодательство в целом требует наличия необходимой налоговой информации у субъектов экономической деятельности, содержит механизмы, позволяющие обеспечить доступность к этой информации со стороны налоговых органов, а также предусматривает эффективные механизмы обмена информацией с компетентными органами партнеров РФ по соответствующим международным соглашениям.

Кроме того, в докладе отмечено, что Россия имеет широкую сеть из 86 международных соглашений об избежании двойного налогообложения, позволяющих осуществлять обмен информацией налогового характера с зарубежными партнерами. При этом 50 из указанных соглашений соответствуют наиболее современным стандартам, разработанным ОЭСР в области обмена информацией для целей налогообложения.

Среди значимых шагов в области урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией, предпринятых Россией в рамках подготовки к прохождения первой фазы обзора Глобального форума, были отмечены присоединение России в 2011 году к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и законодательное закрепление обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов, если это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

А теперь о рекомендациях по внесению изменений в законодательство, которые, по мнению экспертов ОЭСР, необходимо реализовать в ближайшее время.

В части положений законодательства, регулирующих требования о наличия информации, были даны следующие рекомендации:

  • установить законодательные требования к предоставлению налоговым органам актуальной информации о структуре собственности и идентификационных данных собственников в отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, в том числе в отношении обществ и товариществ;

  • предусмотреть законодательное требование о предоставлении налоговым органам актуальной информации, обеспечивающей идентификацию участников простого товарищества в любой момент времени;

  • обеспечить во всех случаях доступность для компетентных органов РФ информации, идентифицирующей учредителей, попечителей и бенефициаров иностранных трастов, управление которыми осуществляется в РФ или попечители которых являются резидентами РФ;

  • принять меры по идентификации владельцев любых сберегательных книжек на предъявителя в любой момент времени, а не только при приеме или выдаче денежных средств.

В части обеспечения доступа к информации приведена рекомендация обеспечить в налоговых целях доступ к информации, относящейся к категории «аудиторская тайна».

В части процедур обмена информацией обзор содержит ряд рекомендаций по совершенствованию процедур обмена информацией в рамках действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, а также приведению соглашений к современным стандартам.

Несмотря на то, что с 13 марта 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР временно приостановлен, рекомендации ОЭСР по внесению изменений в законодательство претворяются в жизнь: с 2019 года доступ налоговым органам к информации, относящейся к аудиторской тайне, будет обеспечен.

Порядок истребования документов у аудиторов.

Порядок истребования документов (информации) у аудиторов будет регулироваться ст. 93.2 НК РФ. Одновременно Федеральный закон № 231-ФЗ дополняет п. 4 ст. 82 НК РФ следующей нормой: в целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.

У кого можно истребовать документы? Документы (информация) могут быть истребованы как у аудиторских организаций, так и у индивидуальных аудиторов, исключений в данном случае нет, поэтому далее речь будет идти об аудиторах.

Какой налоговый орган и на каком основании может истребовать документы у аудитора? Истребовать документы вправе должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации или индивидуального аудитора. Основанием в названной ситуации будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа об истребовании документов (информации). Налоговый орган по месту учета аудитора направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.

Какие документы (информация) могут быть истребованы у аудитора и в каких случаях? У аудиторов налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика в соответствии с НК РФ и не были им представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Отметим, что в данном случае речь идет не только о документах налогоплательщиков, но и о документах плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента.

Кроме этого, важно, что на сегодняшний день законодатель по общему правилу ограничил налоговиков правом истребования документов у аудиторов только двумя ситуациями – непредставление налогоплательщиком документов, истребованных в ходе выездной налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В этом случае указанное выше решение должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудитора, предмет проверки и период, за который она проводится;

  • дата направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);

  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком, о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);

  • сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Логично уточнение о том, что требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного решения направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком.

Но пунктом 3 ст. 93.2 НК РФ установлен еще один – особый – случай, когда налоговики вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов: при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
При поступлении такого запроса решение об истребовании документов должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);

  • сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;

  • сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Должен ли аудитор при получении требования о представлении документов (информации) информировать своего клиента? О том, должен ли аудитор информировать своего клиента о получении требования налоговиков о представлении документов (информации) о нем, в ст. 93.2 НК РФ ничего не сказано, за исключением случая получения запроса компетентного органа иностранного государства.

Аудитор вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства (территории), о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование. Соответственно, если запрос содержит запрет на информирование аудитором своего клиента, то при соответствующем информировании аудитор нарушит действующее законодательство. При этом никакого наказания в указанном случае для аудитора на сегодняшний день не установлено, по крайней мере, НК РФ.

Таким образом, аудитор может проинформировать своего клиента о получении соответствующего требования налоговиков, а может и не проинформировать. Выбор остается за аудитором. И данный выбор зависит от степени доверительности отношений между аудитором и клиентом. Есть еще вариант – прописать соответствующие положения об обязательности информирования клиента в случае получения требования в договоре на оказание аудиторских услуг.

Сроки представления истребуемых документов. Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ. Таким образом, порядок представления истребуемых документов аудитором стандартный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *