Монопольная цена

Монопольная цена – вид цены, которая формируется не только под влиянием спроса и предложения, но также доминирования монополиста на товарном рынке. Часто является результатом негласного соглашения между крупнейшими компаниями, контролирующими рынок.

Установление завышенных продажных или заниженных закупочных цен – наиболее распространенный способ злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Искусственное корректирование цены достигается путем влияния на товарооборот и устранения с рынка конкурентов.

Монопольно высокая цена

Для установления адекватности ценовой политики доминирующего субъекта хозяйствования:

  • анализируют его издержки;
  • проводят сравнение с ценами на рынках со схожими параметрами:

— условиями обращения материальных благ;

— возможностями доступа для потенциальных конкурентов;

— составом участников: покупателей, посредников, продавцов;

— государственным таможенным, тарифным и налоговым регулированием.

ФАС не признает монопольно высокой цену:

  • отображающую расходы на инновационную деятельность по улучшению качества товара, минимизацию вреда экологии и подобные мероприятия (ст.13 ФЗ №135);
  • находящуюся в пределах государственного тарифа;
  • не превышающую цену, сформировавшуюся на аналогичном рынке,

установленную на бирже при соблюдении п.5 ст.6 ФЗ №135.

К необоснованно завышенным могут быть причислены только цены, превышающие:

  • совокупность расходов на изготовление и реализацию материальных благ;
  • цены, которую сформировала конкурентная среда на сопоставимом рынке.

Механизм завышения цен

Повышение необоснованно, если:

  • расходы поставщика неизменны, либо их рост несопоставим со скачком цен;
  • прежним остался состав поставщиков и заказчиков;
  • условия обращения товара не претерпели изменений.

Неснижение цен противоправно, если:

  • производственные расходы существенно снизились;
  • состав участников рынка диктует снижение цены;
  • условия обращения товара, тарифное регулирование и налогообложение способствует снижению цены.

Монопольно низкая цена товара

Заниженная закупочная цена устанавливается на уровне, который:

  • не покрывает издержек поставщиков на изготовление, транспортировку, продажу материальных благ;
  • существенно ниже цены, сформировавшейся на аналогичном рынке (ст.7 ФЗ №135).

Цена доминирующего закупщика не признается заниженной, если:

  • она установлена в пределах государственного тарифа;
  • равна или превышает цену, сформировавшуюся на аналогичных рынках;
  • ее установление не могло повлечь ограничение конкуренции.

Механизм занижения цен

Определяется как:

  • снижение ранее установленной закупочной цены в условиях, когда производственные и другие базовые расходы, состав участников рынка и условия товарооборота остались неизменными;
  • неповышение цены товара, издержки на изготовление которого существенно увеличились, а другие характеристики рынка остались неизменными либо способствуют повышению цены.

Под монопольно высокой ценой мы понимаем цену товара приобретаемого на рынке, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Что здесь имеется в виду?

Представим себе, что у меня есть производственные мощности, которые позволяют мне выпускать 200 тысяч единиц товара в месяц. Однако продать я могу только 50 тысяч, поэтому у меня загружено только четверть моих производственных мощностей. Естественно они требуют постоянного надзора, смазки. Кроме того, я несу большие убытки, связанные с необходимостью аренды помещений. Я беру все эти убытки, и включаю в цену товара.

Был такой прецедент, когда государственное предприятие включало в цену продукции очень интересные вещи: в частности поездку всего совета директоров на Канарские острова. Сейчас так явно уже не делают. Как делают? Если мы даем своим работникам большой социальный пакет, можем мы его внести в цену продукции? Да. Выясняется, что всем работникам был выдан страховой медицинский полис такой же, как вам дают в поликлинике, а вот некоторым работникам были даны другие полисы, которые предусматривали санаторно-курортное лечение в санатории в Дубае, почему бы и нет? (Дубай – это Арабские Эмираты). Таким образом, на первый взгляд никто ничего не может сказать, вот я забочусь о своих работниках. Поэтому здесь очень много проблем, и доказать, что цена действительно является монопольно высокой довольно трудно.

Парной категорией категории монопольно высокой цены является понятие низкой цены. Монопольно низкой ценой называется цена приобретаемого товара, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, в качестве покупателя в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, а также сюда относится цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Такая цена называется демпинговая.

Обратите внимание на то, что это определение лукавое, мягко говоря.

Очень часто российских производителей в США обвиняют, что они продают свои товары, например алюминий, сталь по демпинговым ценам. Но с другой стороны понятно, что это для защиты своего рынка. Они берут средне-американскую зарплату, средне-американского работника, средне-американскую компанию, которые сидят с 1969 года на государственных дотациях, и исходя из уровня налогов, из уровня налогов на недвижимость, они начисляют минимально существующую цену. И получается, что эта цена оказывается в 2 раза выше, чем цена, за которую согласны продавать российские компании алюминий американским товаропроизводителям. Они поэтому говорят: у вас цена демпинговая, потому что она убыточная, потому что у нас себестоимость в 2 раза ниже, чем ваша цена на рынке.

Поэтому можно сказать, что часто антимонопольное законодательство используется для защиты собственных товаропроизводителей. Если импортные товаропроизводители учатся работать гораздо лучше, то им говорят, что они неправильно делают. Это было бы смешно, если бы не конкретные действия, которые некоторые государства применяют по отношению к реальным компаниям. И наше государство тоже. Получается, что доминирующее положение может быть достигнуто в результате прекрасного знания рынка, новых технологий, но доказать это зачастую невозможно.

Это проблема любой демократии. Поэтому сама по себе деятельность антимонопольных органов является сложной, ибо там необходимо с одной стороны защитить собственного товаропроизводителя; с другой стороны выявить, действительно ли конкуренция является добросовестной, действительно ли является положение доминирующим и т.д.

Рассмотрим какой-нибудь рынок, допустим рынок ночных горшков. Мы увидим, что 95% рынка ночных горшков контролируется китайскими товаропроизводителями. Точнее: 90% китайскими, 5% турецкими. А оставшиеся 5% сохранилось за предприятиями, которое делает металлические ночные горшки. По большому счету если не рассматривать дополнительных производителей, выходит, что оно монополист, потому что оно контролирует 100% сбыта, и к нему должны быть предъявлены самые разнообразные санкции, например по поводу взимания с него монопольно высокой прибыли. Т.е. налогообложение существенно вырастает. Если вдуматься, то мы видим, что оно занимает 5% рынка и это неуспешное предприятие.

То же самое можно сказать о производителе какой-нибудь техники, телевизоров. В первом приближении получается, что у нас фактически 4 компании, которые держат весь российский рынок телевизоров. А с другой стороны, если мы посмотрим, то где вы увидите большой спрос на российские телевизоры?

В России закон о конкуренции предусматривает контроль еще за крайне важными процессами:

за созданием слияний и присоединений друг к другу коммерческих организаций. Как правило, когда мы говорим о слиянии и присоединении, это касается только тех организаций, сумма активов которых по последнему балансу не превышает 100 тысяч МРОТ (минимальных размеров оплаты труда).

отдельно производится контроль за ликвидацией и разделением или выделением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается законодательно, поэтому является своеобразным мерилом. Через него устанавливаются размеры штрафов. Им очень удобно пользоваться. Как только МРОТ меняют, повышают, так автоматически и все остальное меняется.

Особенно важным этот контроль представляется в том случае, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, чья доля на рынке будет превышать 35%.

По поводу экономической безопасности. Является ли уклонение от налогов на доходы, полученные от коррупции, мошенничеством? По большому счету, любой человек, который вдумался бы в эту фразу, ответил бы, что нет. А почему? Налоги на коррупцию у нас не взимаются, он не существует вообще, потому что взятка является уголовным преступлением.

Были в истории прецеденты, одно время в Османской империи брался налог на взятки. Механизм мне неизвестен. Считалось так, что человек, занимающий определенную должность, имеет определенное количество взяток.

Чем вопрос длиннее, тем он проще.

МАКРОЭКОНОМИКА.

Макроподход рассматривает всю экономическую систему в целом, условия деятельности всех экономических отношений. И предметом исследований здесь является совокупность фирм. Исходя из этого, мы говорим о совокупном производителе, совокупном потребителе, совокупном спросе, совокупном предложении. Периодически определенные характеристики совокупного спроса и совокупного предложения отличаются от характеристик обычного спроса и предложения. Исходя из этого, отождествлять их нельзя. Все эти различия необходимо учитывать.

Мы помним, что у нас существует как минимум 2 подхода к исследованию экономических величин: подход с точки зрения запасов и подход с точки зрения потоков. В макроэкономике часть показателей мы рассматриваем как показатели потоков. Получается, что часть показателей макроэкономических у нас является функцией от времени, что естественно затрудняет исследования. Мы понимаем, что обобщенные макроэкономические показатели формируются под воздействием самых разнообразных факторов, поэтому мы можем выявить некоторые направления исследований, которые являются основными в макроэкономике. В принципе мы постараемся ряд вопросов осветить.

Макроэкономика прежде всего направлена на:

1) исследование равновесия экономической системы. Исследование вопросов равновесного или неравновесного состояния экономической системы является крайне важным для макроэкономики. Исследование подобного рода вопросов является крайне важным и полезным, потому что достижение или близость точки макроэкономического равновесия дает нам возможность при прочих равных производить больше благ, увеличивать общественное богатство;

2) достижение устойчивых и стабильных темпов экономического роста;

3) занятость населения и эффективное использование ресурсов. Проблема занятости является острой для современной экономики по целому ряду самых разнообразных причин. Мы живем, увы, в ситуации перепроизводства, когда производственных мощностей слишком много; во-вторых мы с вами живем не просто в ситуации перепроизводства, а тогда, когда большая часть общественного производства стала крайне эффективной. Иными словами, существенная часть людей в общем-то в современном производстве не нужна. Поэтому государство прилагает огромные усилия по развитию малого бизнеса.

Рассмотрим малый бизнес Великобритании. Он там очень велик, потому что в частном секторе экономики доля малого бизнеса составляет по данным статистики порядка 50%. Эти 50% населения, которые работают в частном секторе, выпускают 8% национального валового внутреннего продукта.

С другой стороны примерно 7% населения, которые работают на транснациональные компании, выпускают примерно 60% валового внутреннего продукта. Вот и пересчитайте. На первый взгляд малый бизнес крайне неэффективен. Зачем же его все стараются поощрить? Потому что малый бизнес дает нам реальный шанс создать новые рабочие места. Если мы посмотрим на то количество населения, которое обслуживает этот сектор, то мы понимаем, что если бы увеличить сектор производства сверхкрупных компаний, то прядка 48% населения стало бы незанятым.

Исходя из этого, малый бизнес нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить занятость населения.

В принципе современное государство старается повысить качество жизни. А крупные и сверхкрупные концерны зачастую не заинтересованы в очень узких рыночных нишах. А малый бизнес создает возможность эти самые ниши заполнить. Кроме всего прочего, малый бизнес является прекрасным инкубатором, в котором развиваются самые разнообразные в будущем компании. Поэтому от малого бизнеса на первый взгляд проку очень мало, потому что он вроде бы неэффективно использует ресурсы, а на второй взгляд очень много, потому что он позволяет и население занять и качество жизни увеличить, и дополнительными продуктами население снабдить, причем малыми партиями, что качество жизни также улучшит.

Кроме всего прочего, такое повышенное внимание к малому бизнесу позволит еще и создать в будущем какие-нибудь перспективные структуры, реализовать какую-нибудь бизнес-идею.

Поэтому проблема занятости населения является доминирующей. Кстати, отчасти из-за этого государство в 1990-е годы не приняло решения о закрытии такого предприятия как «Автоваз» (автомобильный завод). Автоваз собирались закрыть, причем несколько раз из-за его явной убыточности. Но ему оказывали экономическую помощь, отчасти из-за того, что руководство Автоваза подтасовывало статистику, а отчасти из-за того: представим себе город Тольятти. Автоваз там является градообразующим предприятием. Если мы его закрываем, у нас сразу 100 тысяч безработных. Через 2 недели количество безработных увеличиться до 200 тысяч, потому что полетит вся сфера, которая связана с обслуживанием людей, работающих на этом предприятии. Таким образом, закрытие Автоваза приведет к тому, что у нас сразу образуется 200 тысяч безработных, о которых надо заботиться. А если о них не заботиться, то это приведет к печальным для государства последствиям.

Понятно, что при таких градообразующих предприятиях уже очень скоро загнется и все остальное, и получится, что нам нужно что-то делать в масштабе отдельной области.

А в Узбекистане в свое время закрыли свое собственное производство. А у нас не решились, победила более разумная точка зрения. Да, мы долгое время кормили эти производства, зато нам удалось избежать социального взрыва.

В этом смысле, огромным плюсом политики явилось то, что фактически социальных взрывов удалось избежать. Мы ушли от сценария Югославии. Другое дело – какую цену мы за это заплатили. Цена была огромной.

Поэтому когда мы задумываемся о занятости населения и неэффективном использовании ресурсов, мы понимаем, что здесь нужно поставить свои собственные приоритеты, определить: а с позиции чего мы рассматриваем эффективное использование ресурсов? Со стороны каждого конкретного предприятия или государства в целом? Здесь мы сразу вспоминаем про издержки внешние и внутренние. Когда внешние издержки от какой-то деятельности слишком высоки, мы понимаем, что издержки общества тоже слишком высоки, и с такими издержками общество согласиться не может. Исходя из этого, легче идти по другому пути, не связанному с подобного рода издержками.

Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. В этом блоке мы рассматриваем денежно-кредитную политику, антиинфляционный блок. Мы рассматриваем те процессы, которые приводят к обесцениванию денег; те процессы, которые приводят к созданию денежной массы, к контролю над ними и т.д.

Экономические функции правительства в формировании и расходовании государственного бюджета. Мы постараемся посмотреть на госбюджет, на государственные расходы, инвестиции, финансы.

В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

  • 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • • расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
    • • состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
    • • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
  • 2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • • расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
    • • состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
    • • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Если же цена товара не соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она не считается монопольно высокой.

Следует отметить, что эти условия признания цены товара как монопольно высокой требуют уточнения.

Закон определяет товарный рынок как сферу обращения товара, который не может быть заменен другім товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Таким образом, «сопоставимый товарный рынок» может находиться в любой точке на территории РФ и за ее пределами. Однако географические и другие особенности различных регионов определяют экономически разные условия для находящихся в этих регионах хозяйствующих субъектов (например, сырьевая база расположена рядом или сырье надо привозить из другого региона). Поэтому при выборе сопоставимого рынка необходимо учитывать не только сопоставимость состава покупателей или продавцов, условий доступа на рынок, условий обращения товара, государственного регулирования, но и сопоставимость условий производства товара для хозяйствующих субъектов на изучаемом и сопоставимом товарных рынках. Если такой сопоставимый рынок найти не удается, то при квалификации цены как монопольно высокой следует учитывать разницу условий для производителей (продавцов) товара на различных товарных рынках.

Что касается условия, когда цена товара превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, то Закон о защите конкуренции не раскрывает, какие расходы для производства и реализации товаров и прибыли следует считать необходимыми. Величина расходов для производства и реализации и величина прибыли в определенной степени зависят от выбранной предприятием предпринимательской стратегии. Стратегия, в свою очередь, зависит от стадии жизненного цикла спроса на продукцию предприятия и стадии жизненного цикла выпускаемого товара. Очевидно, что для доказательства установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены данное условие необходимо конкретизировать в соответствии с тем, на какой стадии жизненного цикла товара находится выпускаемая (реализуемая) предприятием продукция и какой стадии жизненного цикла соответствует спрос на эту продукцию.

Такой же подход могут использовать и предприятия для доказательства того, что цена их товара не является монопольно высокой.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она:

  • • является ценой товара – результата инновационной деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на сто производство и (или) улучшение его качества;
  • • сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монопсонии спроса), так и продавец. В Законе о защите конкуренции это определено следующим образом: монопольно низкая цена – цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая в условиях конкуренции сформировалась па сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:

  • 1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • • расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
    • • состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
    • • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цепы товара;
  • 2) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    • • расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
    • • состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
    • • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных условий. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если: ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке; она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Для уточнения условий признания цепы товара как монопольно низкой следует применять тот же подход, что и для уточнения условий признания цены товара как монопольно высокой.

Необходимо отметить, что цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии, не может признаваться монопольно высокой или монопольно низкой.

  • Применение различных стратегий в зависимости от стадий жизненного цикла спроса и жизненного цикла товара см. в учебнике: Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства). М.: КноРус, 2010.

Хозяйствующие субъекты, не относящиеся к государственным или муниципальным органам или предприятиям и не являющиеся субъектами естественных монополий, не ограничены в своем праве устанавливать любую цену на выпускаемую ими продукцию, выполняемые работы или услуги. Контроль за правильностью установления и применения цен осуществляется лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, статья 40 Налогового кодекса РФ говорит о том, что в целях налогообложения должны применяться рыночные цены на товары, работы и услуги. При этом любые цены, установленные налогоплательщиком, априори считаются рыночными, независимо от их размера и соответствия здравому смыслу или ценам на аналогичные товары (работы, услуги) других участников рынка. Таким образом, действует презумпция соответствия любой цены рыночной. Возможность контроля за ценами со стороны налоговых органов ограничена случаями применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами, во внешнеторговых сделках и сделках, не предусматривающих расчетов деньгами. Кроме того, возможность контроля появляется у налоговиков в случаях, когда цена на один и тот же товар в течение непродолжительного периода времени колеблется с амплитудой, превышающей 20 %.
Другой случай контроля за ценами, но уже со стороны антимонопольных органов, предусмотрен законодательством для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Речь идет о применении так называемых монопольно низких или монопольно высоких цен.
Конкурентная борьба — это неотъемлемая часть и движущая сила предпринимательской деятельности, и одним из ее важнейших инструментов является ценовая политика. Однако в тех областях предпринимательства, где существуют монополисты и конкуренция уже в силу однобокости рынка существенно ограничена, принцип свободы цен может стать почвой для злоупотреблений. Показательно, что в период становления капитализма первыми законами, регулирующими предпринимательскую деятельность, были различного рода законы о трестах, ограничивающие, прежде всего, действия монополистов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»(1), далее – Закон о конкуренции. запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Однако хозяйствующие субъекты более интересуются не общими декларациям, а конкретными мерами, которые позволили бы им защитить свой бизнес от произвола монополистов. Монополисты, в свою очередь, интересуются, какие шаги им нужно предпринять, чтобы не опасть под санкции и ограничения. В данной статье мы рассмотрим процедуры применения механизма защиты от недобросовестной конкуренции в виде установления монопольно низких/высоких цен.
Как распознать монопольную цену
Под монопольно низкой/высокой ценой понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами(2).
Переводя это длинное определение на русский язык, получается следующее. Монопольно низкая/высокая цена может устанавливаться только со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на определенном рынке. Если хозяйствующий субъект не занимает доминирующего положения, то какие бы цены он не устанавливал, они не будут считаться монопольно низкими или высокими. Однако даже если субъект занимает доминирующее положение на рынке, то не всякая цена, которую он устанавливает, будет считаться монопольно низкой/высокой. Для того чтобы попасть в данную категорию, цена должна отвечать двум признакам:

  • во-первых, превышать суммарную величину расходов на производство и реализацию товара (то есть его себестоимость) и нормы прибыли (торговой наценки). Однако в условиях рынка величина торговой наценки на тот или иной товар не регламентирована, поэтому одного этого признака явно недостаточно.
  • второй признак говорит о том, что если на территории РФ или за ее пределами сложился товарный рынок, сопоставимый по своим условиям с условиями реализации интересующего нас товара, то цена на интересующий нас товар не должен превышать цену, установленную на таком сопоставимом товарном рынке.

«Сопоставимый товарный рынок» — это юридико-техническое сокращение для обозначения товарного рынка, сопоставимого по составу покупателей или продавцов товара условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.
Только при наличии совокупности двух этих условий цена, устанавливаемая субъектом, занимающим доминирующее положение, может быть признана монопольно низкой/высокой(3).
Установление доминирующего положения
Применять монопольно низкие/высокие цены могут только хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующе положение на определенном товарном рынке. Соответственно, и запрет на применение монопольно низких/высоких цен может быть адресован только субъектам, занимающим доминирующее положение.
Поэтому установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта является первым необходимым шагом в процедуре признания цен монопольно низкими/высокими. Признание субъекта занимающим доминирующее положение производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом, если не доказано иное, доля субъекта на товарном рынке признается равной доле, указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Если доля субъекта на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, то его положение не может быть признано доминирующим положение(4). Однако самого по себе факта превышения тридцати пяти процентов доли на рынке определенного товара также не достаточно для признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение.
Антимонопольное законодательство устанавливает критерии доминирующего положения следующим образом:

  • Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное(5).
  • Если доля лица на рынке определенного товара составляет менее чем 50 процентов, то доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта устанавливается только решением антимонопольного органа исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок(6).

Для установления доминирующего положения субъекта, доля которого не превышает 50%, антимонопольный орган должен исследовать и доказать наличие указанных оснований в рамках отдельной процедуры(7).

В связи с указанными обстоятельствами в целях установления, имеет ли определенный хозяйствующий субъект доминирующее положение, необходимо, прежде всего, определить — внесен ли данный субъект в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов. Данные сведения можно найти на сайте ФАС РФ, который уполномочен Правительством РФ на ведение реестров. Реестры подразделяются на федеральные и региональные, в зависимости от существования соответствующих товарных рынков. Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 (далее — Правила).
Если согласно данным реестра субъект имеет долю на рынке определенного товара более 50 %, то можно однозначно утверждать, что пока не доказано иное, данный субъект занимает на рынке определенного товара доминирующее положение.
Если согласно данным реестра субъект имеет долю на рынке определенного товара более 35, но менее 50 %, то для установления доминирующего положения данного субъекта необходимо обратится в территориальное подразделение или федеральное управление ФАС РФ с соответствующим заявлением.
Весьма распространена ситуация, при которой субъект не внесен ни в один из существующих реестров. Само по себе это не означает, что его доля на товарном рынке менее 35 % или что его положение не может быть признано доминирующим.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ, при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов(8).
Процедура признания цен монопольно низкими/высокими
Лицо, которое считает, что его права нарушены путем установления и поддержания монопольно низких/высоких цен субъектом, занимающим доминирующее положение, вправе требовать устранения указанных нарушений антимонопольного законодательства. За защитой своего нарушенного права такое лицо может обратиться в антимонопольный орган (административный порядок), непосредственно в арбитражный суд (судебный порядок) либо антимонопольный орган и в суд одновременно. Сам по себе факт установления и поддержания монопольной цены является нарушением прав других лиц и не требует доказывания — в чем конкретно допускается ущемление интересов других лиц(9).
Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд(10).

Однако в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что лицо за защитой своих нарушенных прав обратилось одновременно и в антимонопольный орган, и в арбитражный суд, судам рекомендуется на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ отложить судебное разбирательство до принятия решения антимонопольным органом(11).
В свою очередь, ФАС РФ вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае рассмотрения данной жалобы судом или арбитражным судом(12).
В зависимости от размера доли доминирующего субъекта на товарном рынке у лица, право которого нарушено, имеет следующие варианты действий:
1) Если субъект, установивший монопольные цены, включен в реестр и его доля на товарном рынке более 50 %, лицо, право которого нарушено, может обратиться в территориальное подразделение (по месту совершения нарушения или по месту нахождения нарушителя) или в федеральное управление ФАС РФ с заявлением об устранении нарушений антимонопольного законодательства(13). С аналогичным заявлением можно обратиться не в ФАС РФ, а в арбитражный суд по месту нахождения доминирующего субъекта. Одновременно обращение в ФАС РФ и в арбитражный суд возможно, но не рекомендуется.
2) Если субъект, установивший монопольные цены, включен в реестр и его доля на товарном рынке составляет от 35 до 50 %, лицу, право которого нарушено, необходимо сначала обратиться в ФАС РФ. Как указывалось выше, включение лица в реестр с долей от 35 до 50 %, не влечет за собой автоматического признания за ним доминирующего положение. Признать такого субъекта доминирующим может только антимонопольный орган в рамках отдельной процедуры. В компетенцию судов установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта не входит. Если же, например, ФАС РФ признает положение нарушителя доминирующим, но откажет в признании цен монопольно низкими/высокими, то возможно обращение в арбитражный суд, поскольку доминирующие положение субъекта уже будет установлено надлежащим образом.
Аналогичным образом следует действовать в случае, если нарушитель вообще не включен ни в один из реестров.
Основные требования, предъявляемые ФАС РФ к содержанию, оформлению и иным условиям принятия заявление о нарушении антимонопольного законодательства, содержатся в положениях Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447).
Последствия признания цены монопольно низкой/высокой
Одновременно с решением о признании цены монопольно низкой/высокой ФАС РФ выдает предписание об устранении данного нарушения антимонопольного законодательства(14). В предписании указывается срок, в который нарушение должно быть устранено. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность(15).

Решение суда, как правило, также указывает на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения.
Различаются лишь сроки вступления соответствующих решений в законную силу. Решение ФАС РФ вступает в законную силу с момента его вынесения, но может быть обжаловано в судебном порядке или в вышестоящий антимонопольный орган в течение трех месяцев. При этом обжалование решения в вышестоящий антимонопольный орган не приостанавливает действия решения, а также вынесенного на его основании предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. В случае обжалования решения антимонопольного органа в судебном порядке исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу(16).
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента вынесения решения(17). До истечения этого срока решение суда не имеет законной силы и не исполняется. В течение месячного срока с момента вынесения решение арбитражного суда может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции(18).

(1) — Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон о конкуренции.
(2) — Абзац 1 пункта 1 статей 6-7 Закона о конкуренции.
(3) — Постановления ФАС Поволжского округа от 13.10.2009 № А65-27531/2008, Западно-Сибирского округа от 14.10. 2009 № Ф04-6283/2009.
(4) — Пункт 2 статьи 5 Закона о конкуренции.
(5) — Абзац 7 пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30.
(6) — Подпункт 2 пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции «.
(7) — Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 по делу № А25-190/2009.
(8) — Абзац 6 пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30.
(9) — Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10. 2009 № Ф04-6413/2009.
(10) — Абзац 1 пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30.
(11) — Абзац 2 пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30.
(12) — Пункт 4.9. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447).
(13) — Пункт 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447).
(14) — Пункт 2 статьи 50 Закона о конкуренции.
(15) — Пункт 2 статьи 51 Закона о конкуренции.
(16) — Статья 52 Закона о конкуренции.
(17) — Пункт 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(18) — Пункт 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

О Методике определения монопольно высоких (низких) цен

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2012 года N 117
О Методике определения монопольно высоких (низких) цен*

(с изменениями на 18 октября 2016 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95..
Совет Евразийской экономической комиссии
решил:

1. Утвердить Методику определения монопольно высоких (низких) цен (прилагается).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95.

2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.

Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:
От Республики Беларусь
С.Румас
От Республики Казахстан
К.Келимбетов
От Российской Федерации
И.Шувалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *