Несчастный случай в командировке

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 марта 2012 г.

Содержание журнала № 7 за 2012 г.М.Г. Мошкович, юрист

Особенности квалификации и расследования травм, полученных работниками в командировке

Получить увечье или иное повреждение здоровья работник может не только по месту работы, но и там, куда занесет его нелегкая доля командированного. Всегда ли такое событие будет считаться несчастным случаем на производстве? Нужно ли его расследовать и кто должен это делать? Попробуем разобраться.

Несчастный случай в командировке: производственный или нет?

В командировке работник выполняет служебное поручение работодателяст. 166 ТК РФ. Однако это не означает, что любой несчастный случай с командированным работником автоматически будет производственным. Ведь у работника есть и личное время.

По общим правилам травма считается связанной с производством, если она полученач. 1, 3 ст. 227 ТК РФ; подп. «а» п. 3 Положения, утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73 (далее — Положение):

  • в рабочее время. То есть в часы работы по установленному графику, а также при работе сверхурочно, в выходные и праздники. Рабочим считается также время, необходимое для приведения в порядок приборов, одежды и т. п.;
  • во время служебных поездок при передвижении на любом виде транспорта и пешком, а по дороге на работу и с работы — только на служебном или на личном транспорте (при наличии соглашения с работодателем о его использовании);
  • при следовании к месту командировки и обратно. При этом неважно, как перемещался работник — пешком или на транспорте. Также не имеет значения, какой это был транспорт — личный, служебный или общественный;
  • при иных действиях, обусловленных трудовыми отношениями либо совершаемых в интересах работодателя.

Последний критерий при расследовании «командировочных» травм применяется значительно чаще, чем при расследовании происшествий по месту работы. Это связано с тем, что в служебной поездке работник может работать вечерами или в выходные и совсем не обязательно в офисе или на производстве.

Так, ВАС признал незаконными действия ФСС, отказавшего в выплате страхового возмещения по травме, полученной работником при поездке в магазин в рабочее время. Страховщик считал, что для признания поездки служебной нужны те же документы, которыми обычно подтверждаются «прибыльные» расходы (приказ об использовании личного авто для нужд организации, путевые листы, документы, подтверждающие необходимость приобретения товаров для организации, и т. д.). Таких документов у работодателя не было, все распоряжения были устными. Но ВАС решил, что это не меняет производственного характера поездкиПостановление Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11775/10. Отметим, что в приведенном деле несчастный случай произошел по месту постоянной работы. Однако высказанная позиция может очень пригодиться в случае спора о характере поездки в командировке. Ведь там перечисленные документы чаще всего не оформляются.

ВЫВОД

1. Расследовать надо любые несчастные случаи, происшедшие с работником в командировке.

2. Для правильной квалификации травмы в командировке важно не столько то, где она произошла и в какие часы, сколько то, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения: своих или работодателя.

Рассмотрим особенности квалификации травм, полученных командированными в различных ситуациях.

Все работники предприятия, с которыми заключен трудовой договор, согласно действующему законодательству являются застрахованными лицами, поэтому травма во время командировки считается производственной, если была получена в процессе осуществления действий в пользу работодателя. В данном случае имеет значение не место, где произошел несчастный случай, а обстоятельства происшествия.

Такой порядок определения производственной травмы закреплен в ст.227 ТК РФ, в которой указано, что она может быть получена как непосредственно на предприятии, где работает сотрудник, так и за его пределами. При этом в норме также указано, что несчастный случай, произошедший по дороге на работу (в том числе к пункту назначения в командировке) также может быть отнесен к производственной травме.

Фактически трудящийся, находящийся в служебной поездке, осуществляет деятельность в пользу работодателя, что расценивается как выполнение должностных обязанностей. Не смотря на то, что в законодательстве нет прямого указания травм, полученных в командировке, как производственных, но косвенная отсылка присутствует. В ст.227 ТК РФ среди прочего отмечено и осуществление иных правомерных действий, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия и проф. отношениями с руководством.

Поэтому при классификации травм следует учитывать то, при каких обстоятельствах они были получены, в чьих интересах в тот момент действовал трудящийся. Если несчастный случай произошел, когда служащий выполнял действия с целью реализации поставленных перед ним командировочных задач, то полученные при этом травмы определяются как производственные. В противном случае они квалифицируются как бытовые.

ЧС должны расследоваться в установленном законом порядке. Однако процедура может существенно отличаться в зависимости от обстоятельств происшествия. Если травма сотрудником была получена в процессе поездки, в том числе до места командирования или при возвращении, то комиссия будет организоваться работодателем согласно ст.229 ТК РФ.

Несчастный случай, произошедший на предприятии, где работник временно трудился или выполнял поставленные перед ним командировочные задачи, должен расследоваться руководством предприятия-контрагента. На него возложены обязанности по созданию комиссии и проведению необходимых действий для фиксации производственной травмы.

Результаты проверки оформляются в установленном порядке и копии всех документов направляются работодателю пострадавшего командировочного работника. Кроме того, принимающая сторона обязана уведомить о произошедшем несчастном случае страховую службу и Трудовую инспекцию. В ряде случаев также документы направляются в прокуратуру.

На практике может случиться ситуация, когда трудящийся направляется для выполнения определенных задач, но действует при этом самостоятельно. То есть на время командировки он не «прикрепляется» к иному предприятию, а производит необходимые действия, представляя исключительно интересы своего работодателя. К примеру, сотрудник фирмы направляется в служебную поездку для подписания договора или оформления иных документов.

В данном случае обязанность проведения расследования возлагается на его работодателя. При этом в состав комиссии зачастую включаются лица, отвечающие за место, где произошел несчастный случай.

Отдельно необходимо рассмотреть заграничные командировки. Если со страной, в которую был направлен сотрудник, подписано соответствующее соглашение (к примеру, Абхазия, Казахстан, Беларусь), то руководитель принимающей организации обязан провести расследование вне зависимости от обстоятельств ЧС. В других странах проведение проверки может отличаться, а в некоторых случаях для признания травмы производственной может потребоваться решение суда.

Травма в командировке — производственная или бытовая?

При получении сотрудником предприятия травмы повлекшей за собой временную нетрудоспособность, работодатель согласно ст.183 ТК РФ обязан выплатить работнику пособие в порядке, установленном действующим законодательством. При этом величина выплат рассчитывается согласно правилам, установленным в Положении №13-6 «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» от 12.11.84г.

В тоже время, если и травма была получена в процессе выполнения служащим своих обязанностей, в том числе в командировке, то порядок осуществления выплат, предусмотренных в данном случае, закреплен в п.16 Инструкции №62 от 07.04.1988г.

Необходимо учитывать, что период временной нетрудоспособности не включается в командировку, а по её завершению служащий должен предоставить работодателю больничный лист или иной подтверждающий документ.

Само понятие производственная травма как таковое не используется в действующем законодательстве. В ст.227 ТК РФ закреплен порядок осуществления необходимых действий при несчастном случае и перечень происшествий подлежащих обязательному расследованию. К ним относятся травмы полученные:

  • В течение трудового дня, при нахождении сотрудника на предприятии, в том числе во время перерывов и при выполнении иных действий предусмотренных внутренним трудовым распорядком организации.
  • Во время поездки до места выполнения трудовых обязанностей, в том числе на служебном или личном автотранспорте, а также пешком. Данная норма распространяется и на поездки по распоряжению руководителя предприятия, к которым относится и командировка.
  • При осуществлении трудовой деятельности вахтовым методам, в том числе в период междусменного отдыха и т.п.
  • При выполнении иных действий, не противоречащих законодательству, и совершаемых согласно трудовому договору с работодателем и в его интересах. Норма распространяется, в том числе на работы связанные с недопущением аварий и иных ЧС, а также устранением их последствий.

Ключевым моментом при классификации полученных травм является определение их характера. Зачастую оно производится лечащим врачом и согласно п.2.1 Инструкции Минздрава №206 и Постановления ФСС РФ №21 от 19.10.1994г., отмечается в листке временной нетрудоспособности. Трудящемуся со своей стороны следует своевременно уведомить доктора об обстоятельствах получения повреждений. Если в этот момент работник находился в командировке, это тоже необходимо сообщить.

К примеру, если во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице, как будут классифицированы полученные травмы? Согласно ст.5 ФЗ №125-ФЗ о 24.07.1998г. к страховым случаям относятся ЧС, произошедшие на территории работодателя и за её пределами, в процессе следования к месту выполнения возложенных на сотрудника обязанностей и возвращения обратно. Таким образом, получение таких повреждений во время командировки должно быть классифицировано как производственная травма.

С другой стороны, если временная нетрудоспособность сотрудника была вызвана совершением им противоправных действий или с иными действиями не связанными с выполнением поставленных перед ним трудовых задач, то она признается бытовой. При этом оплата больничного листа производится за счет средств ФСС и в размере – пропорциональном трудовому стажу работника.

Порядок фиксирования и оформления производственной травмы во время командировки

Никто не защищен от несчастного случая. Он может произойти как дома, так и на работе или в командировке. Но во время служебной поездки сотрудник может оказаться «один на один» с проблемой, так как действия, необходимые для фиксирования и оформления производственной травмы, должны производиться работодателем. Поэтому важно своевременно уведомить работодателя или руководства организации, где временно трудится служащий о происшествии.

Расследование несчастного случая на производстве осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №73 от 24.10.2002г. Для этого необходимо создать специальную комиссию, состав которой зависит от обстоятельств получения травм. Также учитывается то, где находился сотрудник.

Если работник трудился на территории предприятия-контрагента, то руководство данной фирмы должно организовать проведение расследования за счет собственных средств. Также в данном случае в состав комиссии приглашается и представитель работодателя пострадавшего служащего. Однако его отсутствие не является основанием для отмены или переноса проведения необходимых действий.

В случае если командированный служащий выполнял работу исключительно в интересах своего предприятия, то организация расследования возлагается на работодателя, а в состав комиссии приглашается представитель предприятия, где временно находился трудящийся.

Касательно оформления документов, заполнение которых необходимо при фиксировании и расследовании несчастного случая на производстве, то производится:

  • Совершение записи в Журнале регистрации НС формы №9, в соответствии с ч.1 ст.230.1 ТК РФ;
  • Издание приказа о назначении спец. комиссии для расследования НС;
  • Подготовка и направление письменного уведомления о НС в ФСС;
  • Оформление акта формы №Н-1.

К акту прилагаются доказательства, которые были собраны в процессе расследования, в том числе фото и видео материалы. Копии документов направляются в Трудовую инспекцию и местное отделение ФСС. При необходимости материалы также передаются в прокуратуру в течение 3-х дней с момента завершения расследования. Если НС произошел с командировочным сотрудником, то копии направляются и работодателю данного служащего.

Дорога в командировку начинается по-разному

Где и когда начинается следование к месту командировки? Если работник утром прибыл на работу, а уже оттуда направился в аэропорт или на поезд — от места постоянной работы. Если же в день выезда в командировку работник на работу уже не выходит, то дорога начинается от дома. Но при этом важно учитывать и время, необходимое для того, чтобы добраться до места отправления соответствующего вида транспорта. Предположим, поезд уходит вечером, а работница вышла из дома уже утром (чтобы пройтись по магазинам или по пути навестить подругу). Понятно, что время, которое она затратила на свои личные дела, никак нельзя считать «следованием в командировку».

Учитывая сказанное, документальное подтверждение того факта, что несчастный случай произошел именно по дороге в командировку, часто вызывает сложности. Так, командировочное удостоверение дает информацию только о дате отбытия в командировку и прибытия в место назначения. В билетах указаны более точные данные (время вылета самолета, отправления поезда или автобуса), но этого не всегда достаточно. Если, к примеру, работник погиб в авиакатастрофе, то это бесспорно несчастный случай на производстве. Нужно лишь установить, что работник зарегистрировался на рейс. А если работник попал в аварию в такси или получил травму в метро, направляясь в аэропорт? Здесь придется сначала установить время выезда (например, свидетельскими показаниями), а потом сопоставить его со временем вылета.

Проблемы с квалификацией травмы могут возникнуть и в том случае, если работник едет в командировку из места, которое не совпадает с местом его жительства. Допустим, работника отозвали из отпуска в связи с необходимостью срочно отправить его в командировку. Для экономии времени работник выехал в командировку прямо из того города, где проводил отпуск, не заезжая домой. Это было согласовано с работодателем. По дороге на вокзал он споткнулся, упал и сломал ногу.

От того, будет ли повреждение здоровья признано несчастным случаем на производстве или нет, зависит обеспечение пострадавшего лица.

Если травма не связана с работой, возместить вред здоровью обязано то лицо, которое причинило вред. Объем возмещения определяется сторонами самостоятельно, а в случае, если они не договорятся — в суде.

Если повреждение здоровья происходит на работе — обеспечивает возмещение государство в лице ФСС. Фонд возмещает утраченный заработок, оплачивает лечение, лекарства, выдает те технические средства реабилитации, которые рекомендованы врачами (протезы, кресло-коляски, слуховые аппараты, автомобили и др.), если требуется, переучивает на другую профессию.

Поэтому важно правильно квалифицировать и оформить несчастный случай на производстве.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:

— работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

— обучающиеся, проходящие производственную практику;

— лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

— лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

— члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности;

— лица, привлеченные в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.

📌 Реклама Отключить

Расследованию в качестве несчастных случаев на производстве подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены:

— телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;

— тепловой удар;

— ожог;

— обморожение;

— утопление;

— поражение электрическим током, молнией, излучением;

— укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;

— повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств,

— иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Такие события будут признаваться несчастным случаем на производстве, если они повлекли за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

При этом учитываются обстоятельства, при которых произошли указанные события. Они признаются несчастными случаями на производстве, если произошли:

— в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

— при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

— при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

— при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

— при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

— при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Для расследования несчастного случая создается соответствующая комиссия, при признании травмы несчастным случаем на производстве оформляется акт формы Н-1.

📌 Реклама Отключить

Порядок расследования определен статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ, постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *