Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в налоговых органах (далее — Программа).

2. Назначить Административное управление (И.В. Акунова) ответственным за координацию работ по выполнению мероприятий Программы.

3. Заместителям руководителя ФНС России, начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня принять Программу к неуклонному исполнению и обеспечить ее реализацию.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ФНС России
от «__» _________ 2010 г.
N _____________

ПРОГРАММА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Общие положения

Настоящая Программа противодействия коррупции в налоговых органах (далее — Программа) разработана в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Приказ ФНС России от 25.08.2009 N ММ-7-4/430@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 N 14751).

Цели Программы

Исключение возможности проявления коррупции, ее влияния на работников налоговых органов.

Создание системы противодействия коррупции в налоговых органах.

Формирование у работников налоговых органов антикоррупционного сознания.

Задачи Программы

Оценка существующего уровня коррупции и коррупционного поведения работников налоговых органов.

Разработка и внедрение механизмов, противодействующих коррупции в налоговых органах.

Выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции в налоговых органах.

Предупреждение коррупционных правонарушений в налоговых органах.

Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.

Основные мероприятия Программы

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Проведение анализа должностных обязанностей работников налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

Внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, в том числе применение технических средств контроля при организации работы должностных лиц налоговых органов, функциональные обязанности которых связаны с совершением коррупционно опасных действий (предоставление государственных услуг и исполнение функций, связанных с непосредственным взаимодействием с организациями и гражданами).

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

Совершенствование системы информационного взаимодействия налоговых органов с подразделениями правоохранительных органов.

Система программных мероприятий

Программа основывается на реализации мероприятий антикоррупционной политики по следующим основным направлениям.

Обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы.

Оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих.

Обеспечение реализации обязанности государственных гражданских служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Информирование правоохранительных органов о признаках коррупции в налоговых органах.

Анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений.

В целях недопущения коррупционных проявлений в налоговых органах должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

В частности, исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:

непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям;

осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;

подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;

подготовкой и принятием решений в области лицензирования;

осуществлением регистрационных действий;

подготовкой и принятием кадровых решений, в том числе — с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.

Сбор и анализ информации о фактах и признаках коррупции в налоговых органах, оценка и выработка мер по их устранению.

Проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия деклараций о доходах, наличия конфликта интересов.

Совершенствование системы внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих налоговых органов.

В сфере компетенции налоговых органов находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля деятельности работников налоговых органов, выработке механизмов взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров или выполнение услуг и т.п., создании морально-психологического климата, формирующего отношение к фактам коррупции как явлению безнравственному, несовместимому со статусом государственного гражданского служащего, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах непосредственного руководства, подразделения, координирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае необходимости и правоохранительных органов.

Отдельным направлением внутреннего контроля является система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, принадлежащем работникам налоговых органов и их близким родственникам на праве собственности, предоставляемых ими в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Для совершенствования деятельности налоговых органов в этой сфере необходимо продолжение работы по оптимизации процедур закупок для государственных нужд, предполагающих:

установление процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;

установление и использование максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;

устранение случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.

Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется путем внутреннего аудита.

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

В целях совершенствования обратной связи с потребителями государственных услуг в налоговых органах должна проводиться экспертиза жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях.

Предусматривается установка в общедоступных местах зданий территориальных органов Федеральной налоговой службы специальных почтовых ящиков для сбора обращений и жалоб от граждан и организаций, а также «телефонов доверия».

Предусматривается осуществление работ по развитию предоставления пользователям «Интернет» сайта налоговых органов интерактивных услуг по возможности обращения в налоговые органы.

В результате реализации Программы в налоговых органах должна быть создана и внедрена системная программа этического образования работников налоговых органов.

Основная задача этического образования работников налоговых органов — разъяснение им основных положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, вопросов ответственности за коррупционные правонарушения.

Целесообразно проведение семинаров и тренингов по вопросам этики, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны работников налоговых органов, организаций и граждан.

В рамках повышения квалификации работников налоговых органов необходимо запланировать проведение обучения по таким программам дополнительного профессионального образования, составляющим разделом которых являются вопросы, связанные с антикоррупционной деятельностью и урегулированием конфликта интересов.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

В рамках реализации данного направления налоговые органы обеспечивают максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью возможного сокращения непосредственных контактов работников налоговых органов с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг).

Должна быть создана система мониторинга коррупционных проявлений в налоговых органах с использованием электронной почты от граждан и организаций.

Индикаторы оценки эффективности Программы

Число выявленных или предупрежденных коррупционных правонарушений со стороны работников налоговых органов.

Количество граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

Соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и количества граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

По указанным показателям достижения результатов реализации программы в налоговых органах должен осуществляться постоянный мониторинг.

Источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности налоговых органов. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.

Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы

Формирование системы противодействия коррупции и ее внедрение в налоговые органы.

Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами.

Повышение качества и доступности государственных услуг.

Уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.

Укрепление доверия граждан к налоговым органам.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы — 2010 — 2012 годы.

Первый этап реализации Программы — I квартал 2010 года — разработка и принятие необходимого методического обеспечения, должностных регламентов.

Второй этап реализации Программы — II — IV квартал 2010 — 2012 годы — реализация основных мероприятий Программы в налоговых органах.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы возлагается на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего функции профилактики коррупции в ФНС России, и на руководителей (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальников (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня.

Ответственным за реализацию Программы является Административное управление и должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

18.05.2011″Московский бухгалтер» Владимир Хвориков

Расхожая поговорка о том, что рыба гниет с головы, в сложившейся ситуации неприменима – как раз в «головном» управлении все относительно спокойно, однако в регионах творится что‑то невообразимое. Тревожные вести летят буквально изо всех уголков страны. Разумеется, факты мздоимства, вымогательства, хищений бюджетных средств и служебных подлогов имелись в наличии и раньше, но такого количества злоупотреблений, как нынешней весной, налоговики, кажется, не допускали еще никогда.

Весеннее обострение

После масштабных проверок Генпрокуратуры были возбуждены уголовные дела в отношении налоговых инспекторов Свердловской, Челябинской, Липецкой и Белгородской областей. Они обвиняются в финансовых махинациях и хищениях бюджетных средств. Типичный пример: во время выездных проверок Челябинского металлургического комбината инспекторы получали под отчет до 200 тыс. рублей на командировочные расходы, в частности на оплату гостиниц. «Экономные» налоговики предпочитали жить у знакомых, денежные средства присваивали, а руководству представляли липовые гостиничные счета. Преступление налицо, наказание не за горами.

Итак, приступим к оглашению… В Казани арестован заместитель начальника отдела выездных проверок одной из районных ИФНС. Инспектор, являясь руководителем группы проверяющих, выяснял, как соблюдается налоговое законодательство одним закрытым акционерным обществом. Налоговик сообщил руководителю предприятия о том, что проверяющими якобы выявлен ряд нарушений, из‑за чего обществу грозят крупные штрафы, а самому директору – уголовная ответственность. В частной беседе представитель инспекции намекнул руководителю проверяемого предприятия, что за денежное вознаграждение он готов закрыть глаза на некоторые моменты. При получении взятки в размере 400 тыс. рублей вымогатель был задержан с поличным.

В Башкирии за вымогательство у индивидуального предпринимателя взятки в размере 70 тыс. рублей задержаны двое налоговых инспекторов ИФНС № 20.

Крупный криминальный скандал разгорелся и в Омске. В регионе раскрыта организованная преступная группа, состоящая из специалистов налоговой службы. Сотрудники ИФНС разработали хитрую схему незаконного обогащения. Они тщательно подыскивали граждан, готовых за денежное вознаграждение предоставить свои персональные данные и сберегательные книжки. На основании этих данных составлялся пакет документов, свидетельствующих о социальных налоговых вычетах, по которым проводилась фиктивная проверка, после чего осуществлялся возврат денежных средств на счета граждан. Поступавшая сумма обналичивалась физическими лицами и передавалась организатору группы. Таким образом, за два года мошенникам удалось присвоить свыше 20 млн рублей.

В Волгограде за получение от предпринимателя взятки в 600 тыс. рублей предстанет перед судом начальник налоговой инспекции по Центральному району Юрий Перфильев. По делу также проходит один из его подчиненных – главный госинспектор отдела выездных проверок Сергей Кочетков. Налоговые чиновники запросили указанную сумму у руководителя двух коммерческих предприятий за «общее покровительство» и непроведение контрольных мероприятий. Теперь им грозит до 12 лет лишения свободы.

Явка строго обязательна…

Федеральная налоговая служба стала виновницей и другого скандала. Недавно стало известно, что вдова умершего в 2009 году писателя Василия Аксенова получила повестку, в которой московская налоговая служба вызывала его на допрос в качестве свидетеля. Повестку инспекция ФНС № 17 по Москве отправила 10 февраля текущего года, а допрос господина Аксенова был намечен на 21 февраля. Как следует из текста скандального документа, Василия Аксенова планировалось допросить в связи с работой издательства «Астрель», где он публиковался.

Перебираемся на Кубань. Заместитель начальника ИФНС Андрей Максимов в своем служебном кабинете получил от местной предпринимательницы взятку в размере 60 тыс. рублей. Служащий налоговой инспекции взял деньги за то, что обещал уменьшить сумму налогов, подлежащих доначислению по результатам проведенной проверки фирмы. Итог – 3 года лишения свободы.

Расширяем географию: несколько лет тюремного заключения грозит инспектору из Таганрога (Ростовская область) Сергею Сорокину. Выявив нарушения в деятельности одной из местных фирм, Сорокин предложил ее руководству решить вопрос о снижении налоговых санкций при составлении акта выездной проверки. Услуги свои инспектор оценил в 180 тыс. рублей, затем снизил ставку до 100 тыс. и был задержан с поличным при получении первого «транша».

Дела столичные

«Подъезжаем» к столице. В подмосковной Балашихе при получении взятки в 3 млн рублей задержана исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Мария Урникис. Как выяснили следователи из Главного управления (ГУ) МВД по Центральному федеральному округу (ЦФО), женщина вымогала деньги у компании, специализирующейся на нефтепереработке и реализации нефтепродуктов, сообщив ее руководству о якобы имеющейся налоговой задолженности в 25 млн рублей. Закрыть глаза на нарушения дама пообещала за 5 млн рублей, однако затем «сжалилась» и согласилась на 3. Проблема вымогательницы заключалась в том, что директор компании оказался вполне законопослушным и тут же обратился куда следует. По словам официального представителя ФНС России Ларисы Катышевой, раскрытие преступления стало возможно «при активном участии службы безопасности ФНС России». «Случай со столь крупной взяткой, конечно, позор, – заявила госпожа Катышева. – Но мы будем и дальше не только выявлять случаи коррупции среди налоговиков, но и активно информировать об этом общественность». Что ж, очень хочется в это верить.

Продолжать можно было бы еще долго, поскольку милицейские сводки буквально пестрят сообщениям о задержании представителей налоговых органов, но читателю может наскучить бесконечное описание всей это «нехудожественной самодеятельности». Поэтому перейдем к главному, самому резонансному событию, взбудоражившему буквально всех. К гвоздю, так сказать, программы.

Дело о двух миллиардах

Москва. Апрель. С уже далеко не безоблачного неба раздается гром – с 9 часов утра в столичном УФНС на Большой Тульской и ИФНС № 28 проходят обыски и выемка документов. Параллельно сотрудники Главного следственного управления следственного комитета России по Москве (ГСУ СКР) и Федеральной службы безопасности обыскивают квартиру и дачу замначальника УФНС Ольги Черничук, курирующей вопросы возмещения НДС, и вызывают ее на допрос. Обыски идут также в офисах компании «ЭС‑Контрактстрой» и на связанном с ней предприятии ОАО «Выборгская целлюлоза».

Как сообщил корреспонденту «Московского бухгалтера» источник в СКР, следственные мероприятия проводятся в рамках расследования уголовного дела о попытке незаконного возмещения НДС на астрономическую сумму. Показания против заместителя начальника УФНС дали ее бывшие подчиненные, включая экс‑главу налоговой инспекции № 28 Ольгу Степанову, ее заместителя Елену Анисимову и начальника отдела камеральных проверок Ольгу Духанину. Г‑жа Черничук якобы настаивала на положительном решении вопроса о выдаче «ЭС‑Контрактстрою» из госказны почти 2 млрд рублей даже без проведения обязательного в этом случае комплекса встречных проверочных мероприятий. Свою заинтересованность в подобном решении она, согласно показаниям свидетелей, объясняла в том числе и тем, что «ЭС‑Контрактстрой» строит завод «Выборгская целлюлоза», причем строительство курируется лично президентом Дмитрием Медведевым и премьер‑министром Владимиром Путиным. Налог на добавленную стоимость, согласно документам, поступившим в столичное УФНС, подозреваемые должны были получить за модернизацию, ремонт и установку нового оборудования, закупленного за границей «Выборгской целлюлозой». На самом деле, по версии следствия, подобные работы не проводились. Тем не менее в УФНС согласились возместить предпринимателям расходы.

При этом в правоохранительных органах утверждают, что, возможно, из‑за давления, якобы оказанного госпожой Черничук на сотрудников инспекции № 28, трое из них были вынуждены уволиться со службы. Представители ФНС в свою очередь заявили, что ведомство в курсе проводимого расследования и само обратилось в правоохранительные органы, узнав о готовящейся афере, а Ольга Черничук была допрошена в качестве свидетеля и ни в чем не виновна. Более того, благодаря ее действиям махинацию удалось предотвратить. Об этом же сообщил и министр финансов Алексей Кудрин. В СКР же утверждают, что расследование началось с оперативных материалов, собранных сотрудниками ФСБ, а не самими налоговиками.

В общем, пока ясно лишь то, что ничего не ясно, следователям придется попотеть, а заявлений от ФНС, руководство которой уже обратилось в Генпрокуратуру с жалобой на необоснованность обысков и выемку документов, прозвучит еще много. Редакция будет следить за ходом событий, уповая на справедливость.

Подписка Разместить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *