Особенности автомобильного конструктора и его оформление в ГИБДД

Время чтения: 5 минут

Решившись на покупку транспортного средства с произведенной заменой номерных агрегатов, вы, наверное, первым делом зададитесь вопросами, как поставить на учет автомобиль-конструктор в 2020 году. Какие есть особенности в оформлении подобных автомобилей в ГИБДД и какие плюсы и минусы имеет машина конструктор по сравнению с распилом или авто, ввезенным под полную пошлину? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим в данной статье.

Что такое машина-конструктор

Автомобиль-конструктор – это результат много ходовой операции по получению в собственность нового автомобиля, чаще всего японского производства, под документы старого. Цель этого довольно сложного мероприятия – уйти от уплаты таможенных пошлин на иностранные авто, ввозимые на территорию нашей страны. Разберем эту схему более подробно.

Предприниматели, потерявшие прибыльный бизнес по ввозу и продаже иностранных автомобилей в России из-за резко поднявшихся таможенных пошлин, задались вопросом, можно ли как-то использовать тот факт, что пошлина привязывается к объему двигателя авто. Действительно, при растаможке большинства грузов, проходящих границу РФ, пошлина берется от стоимости товара, и лишь для небольшого перечня грузов введены комплексные пошлины. На этом фоне ввоз целого автомобиля по запчастям обходится значительно дешевле, нежели автомобиля целиком как транспортного средства. Исходя из этих предпосылок родилась схема ввоза автомобиля конструктором.

Последовательность действий такая: за границей покупается автомобиль, и на стоянке, а иногда даже на судне в процессе доставки происходит его разборка: снимается двигатель с выхлопной системой и, если это рамная машина, снимается рама. Определить, что именно нужно снять, несложно – необходимо, чтобы были разукомплектованы номерные агрегаты, то есть отдельно ДВС, рама, кузов.

При пересечении границы РФ эти 2 (кузов и двигатель) или 3 (кузов, двигатель, рама) объекта заявляются на разных получателей и оформляются по разным товарно-транспортным документам.

Общие расходы по разборке, растаможке, хранению, использованию нескольких участников внешнеэкономической деятельности для ввоза составляют от 10 до 30% от пошлины, которую владелец заплатил бы за целый автомобиль.

После благополучного ввоза иностранных деталей в России находится старый, отбегавший свое или просто побывавший в аварии и не подлежащий восстановлению автомобиль, и под его документы оформляется уже собранный, только что ввезенный. Оформляется так, как если бы на старом автомобиле были заменены номерные агрегаты.

Естественно, изменения в конструкции транспортного средства необходимо зарегистрировать в ГИБДД, что возможно сделать при наличии документов на эти узлы.

Более подробно о замене и регистрации изменений в конструкции ТС можно узнать, перейдя к статье «Изменения в конструкции транспортного средства, подлежащие регистрации».

По документам у вас будет все тот же старый или разбитый автомобиль с замененными агрегатами, на деле же вы будете ездить на новой машине. Даже при учете затрат на покупку старого или разбитого авто с документами чистая экономия редко когда бывает ниже 50%.

Пройдите социологический опрос!

Как вы относитесь к автомобилям с механической коробкой передач?
  • Хорошо, мне они нравятся больше «автоматов»
  • Скорее хорошо, но для меня автоматическая коробка передач удобнее
  • Плохо, это устаревший и неудобный механизм
  • Не знаю, слишком мало приходилось на них ездить

Преимущества и недостатки машины-конструктора

Плюсы от огромной экономии таможенных платежей для приобретателя конструктора очевидны. Однако есть и много недостатков у этой схемы:

  • Противостояние предприимчивых россиян и государства, не желающего конкуренции иностранного автопрома на российском рынке, продолжилось: с 2011 г были введены таможенные пошлины отдельно на кузов авто в размере 5000 евро, и теперь растаможка конструктора перестала быть таким фантастически прибыльным делом.

Потому одним из недостатков ввоза конструктора стала необходимость точно рассчитать, выгодным ли будет для вас это мероприятие с учетом всех расходов.

  • Еще один недостаток – сборка и разборка машины. В спешке разобранный автомобиль в процессе сборки зачастую теряет в качестве совмещения агрегатов, множества электронных контактов, которые могут подключить не туда или неточно. Нередко встречаются конструкторы с неработающими вторичными агрегатами, датчиками температуры или тахометрами.
  • Ввоз конструктора также осложнен и необходимостью найти документы, подходящие под ваш автомобиль, но этот недостаток решается заказным ввозом, то есть сначала находятся документы, а под них уже везется конструктор.
  • Как уже писалось выше, пошлина на кузов сильно убавила радужные перспективы конструкторов, и связи с этим на сцену вышли до тех пор мало популярные распилы. Это сам по себе весьма опасный агрегат; известны множество случаев, когда машина распадалась на две половинки прямо в ходе движения или в результате несильного бокового удара. Возможность того, что вы попадете на распил, стоит номером один в списке опасностей при покупке конструктора.

Одной из главных проблем таких автомобилей называют оформление в ГИБДД. Так можно ли поставить на учет машину-конструктор?

С 2012 года в Госавтоинспекцию пришло распоряжение о запрете на осуществление одновременной замены номерных агрегатов автомобиля, так как это является скрытой формой оформления нового автомобиля. Это было воспринято как полный запрет регистрации «конструкторов” Но речь в распоряжении шла о запрете регистрации одновременной замены агрегатов, а не уже оформленных законным способом «конструкторов”.

То есть привоз новых конструкторов и их регистрация значительно осложнились.

Что касается конструкторов, оформленных до вступления в действие Технического регламента Таможенного Союза (далее – ТС ТР), то их постановка на учет (перерегистрация на нового собственника) осложнена такими правилами: не подлежат регистрации транспортные средства, изменения в конструкции которых не соответствуют Правилам безопасности дорожного движения.

Более подробно разобраться с причинами отказа в регистрации можно в материале «Отказ в регистрации транспортного средства».

Особенности оформления

С самим конструктором, его недостатками и положительными сторонами мы разобрались. Теперь зададимся вопросом: если авто-конструктор стоит на учете, то как переоформить его на нового собственника и какими особенностями отличается эта процедура.

У сотрудников ГИБДД нет законных оснований не поставить на учет «конструктор”, ввезенный и оформленный по всем правилам. Но они часто отказывают в постановке на регистрацию таких машин, ссылаясь на вышеуказанное распоряжение. Так что необходимо быть готовому к отказу.

Кроме того, затруднения могут возникнуть при регистрации давно оформленных подобных машин. Вполне возможна ситуация, когда вам откажут по причине того, что внесенные в конструкцию авто изменения не соответствуют правилам безопасности колесных транспортных средств в соответствии с ТС ТР (Приложение 1).

Это значит, что необходимо получить подтверждение соответствия. Для этого придется обратиться в Центр экспертизы, аккредитованный для работы с автотранспортом, заказать экспертизу внесенных в конструкцию транспортного средства изменений и уже с доказательствами собственной правоты обращаться в ГИБДД и в случае отказа – в суд.

Кроме того, вопросы могут возникнуть при регистрации, если в ПТС вписана одна модель, а по факту другая той же марки. При переоформлении старых «конструкторов” такое вполне может быть обнаружено.

Как поэтапно происходит процедура регистрации в автоинспекции, вы сможете узнать, перейдя по ссылке: «Процедура постановки на учет автомобиля в 2020 году».

Понятие машины-конструктора

Для начала следует разобраться в том, что значит легковое или иное авто, называемое конструктор. Это транспортное средство, которое перед перевозкой через государственную границу частично или полностью разобрали, после чего ввезли на территорию другой страны. В нашем случае это Россия.

Исходя из действующего таможенного законодательства, машина позиционируется как автозапчасти, если на ней были демонтированы такие элементы как:

  • ходовая;
  • двигатель;
  • выхлопная система;
  • колёса;
  • топливный бак;
  • навесное оборудование и пр.

При этом не должно быть никаких иных вмешательств, касающихся конструкции ходовой такого конструктора или силового агрегата.

Но ведь фактически это просто набор запчастей. Конструктор от него несколько отличаются. Здесь нюанс в том, что отдельные компоненты (агрегаты) ввозятся в сборе, но при этом в обязательном порядке друг от друга отделяются. Ещё не стоит путать конструкторы с так называемыми сборочными комплектами. У них снимаются лишь колёса, мотор, топливный бак и выхлопная система.

Разновидностью конструктора считается распил и карпил. Говоря о том, можно ли законно ездить на такой машине, если это конструктор, следует ответить утвердительно. Вопрос лишь в том, захотите ли вы эксплуатировать подобное авто.

Часто бывает и так, что по частям в страну ввозят кузов, предварительно распиленный на определённые компоненты. Их пилят по передней или задней части, демонтируя лобовое и заднее стекло.

У каждого типа автомобилей распил может означать разные проведённые мероприятия. В частности, конструктор из джипа (внедорожника) предусматривает отсоединение рамы авто, двигателя и кузова. Причём последний на завершающем этапе делят на 2 части.

Если это легковая безрамная машина, тогда её также следует разделить на силовой агрегат, кузов и ходовую. Кузов при этом распиливается сзади или впереди. В случае с микроавтобусами распил допускается только спереди.

Всё это даёт возможность для ввоза распила практически все видов машин, включая безрамные и рамные. Но при оформлении и эксплуатации между ними будут существенные отличия.

Учтите, что оформить распил, используя чужой паспорт транспортного средства (ПТС), является уголовно наказуемым действием, которое считается противозаконным. Если сотрудник ГИБДД обнаружит этот факт, оформить документы на авто будет невозможно.

Есть ещё одна разновидность конструктора. Это так называемый карпил. Тут подразумевается лишь отсоединение от машины передней панели. Это никак не отражается на целостности самого кузова, тем самым после обратной сборки существует высокая гарантия безопасности эксплуатации. Швы здесь вы не обнаружите по той простой причине, что их нет.

Отличительной особенностью карпила на фоне распила является ещё и том, что в рассматриваемом варианте требуется тотально разобрать автотранспортное средство, снимая при этом все элементы салона, обшивку и пр. При этом ГТД выдадут на не части кузова, а на сам каркас с номером.

Автолюбители часто интересуются тем, что же такое автомобиль-конструктор из Японии, и почему в основном упоминается именно эта страна. Всё достаточно просто. Связано это с тем, что в Японии кузовного номера как такового нет. Его наносят на другие компоненты. Это позволяет получить существенную выгоду тем, кто хочет ввести в Россию конструктор. Основной поток идёт именно из Японии.

Как определить конструктор

Достаточно важный вопрос касается того, как определить самостоятельно, предлагаемая на вторичном рынке машина конструктор или же нет.

Мало кто заинтересован в покупке подобного авто в России, которые часто реализуются без указания того, как именно их ввозили и собирали. В особенности опасно иметь дело с распилами. Цены ничем не отличаются от обычных автомобилей, а вот эксплуатация бывшего и сваренного распила потенциально очень опасная.

Самостоятельно определить, конструктор ли представленная машина или нет, бывает сложно. Особенно человеку без соответствующего опыта.

Для начала стоит обратить внимание на стоимости. Продавец вряд ли признается, что такая цена обусловлена фактом конструктора или распила. Наиболее вероятно использование других стандартных причин, вынуждающих человека как можно быстрее продать, пусть даже с потерей в выгоде.

Хотя это сугубо косвенный признак, по которому точно определить и узнать, что находящееся перед вами авто на деле бывший конструктор, невозможно.

Если возникли подозрения, обязательно загляните в документы. Чаще всего такие автомобили ввозят по купленным ПТС, что является грубым нарушением действующего законодательства. За это предусмотрена серьёзная ответственность. Проще всего проверить документы через ГИБДД. Даже по онлайн базам можно узнать, оправданы ли ваши подозрения, или нет.

Идентифицировать распил можно и по некоторым внешним признакам. Присмотритесь к зонам около стоек. Там наверняка будут видны сварочные швы. Хотя и их умелые мастера качественно маскируют. Ещё проверьте цвет краски. Есть высокая вероятность, что цвет лакокрасочного слоя в местах потенциального распила будет не совпадать. Если покрытие свежее и аккуратное, словно его буквально недавно нанесли, в то время как другие зоны имеют явные следы естественного износа, это повод заподозрить приобретаемый автомобиль в распиле.

Внимательно посмотрите на двери, капот, крышку багажника. По состоянию крепёжных элементов достаточно легко определить, что они снимались. Есть не так много причин, чтобы снимать все навесные элементы. И сборка, и разборка авто для конструктора является одной из основных.

Увы, но специалисты в этой сфере, которые занимаются покупкой машин в других странах по схеме конструктора, включая карпил и распил, очень умело маскируют проведение таких операций. Самым правильным решением при покупке автомобиля на вторичном рынке, особенно когда есть подозрения в разборке и сборке с использованием сварочного оборудования, будет обратиться к профильному эксперту.

Даже несмотря на все слабые стороны и возможные проблемы, конструкторы всё ещё остаются актуальным способом сэкономить на машине. Причём этим в основном занимаются люди, которые заинтересованы на заработке. Они дешёвым способом ввозят машину, а затем продают её на отечественном рынке под видом обычной иномарки, безо всяких манипуляций. Жертвой становятся именно сами покупатели.

Выбирая среди всех видов частичного ввоза машин, наименьшим злом справедливо считается карпил и классический конструктор. А вот от распила как основы для получения целого автомобиля, следует категорически отказаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *