Отчуждение авторских прав

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Что такое депонирование

Тем не менее, есть достаточно обширный рынок услуг по так называемому депонированию произведений. Давайте разберемся, что это такое, а также выясним, является ли депонирование гарантией того, что автором являетесь именно вы.

Депонирование — это процедура создания зашифрованной цифровой копии произведения, обладающей временно́й меткой, которая может быть использована для подтверждения презумпции авторства.

Субъект депонирования получает некий документ или цифровой код, с помощью которого в случае судебного разбирательства можно установить, что на определенную дату он являлся обладателем копии/оригинала произведения, обратившись в контору, выдавшую документ.

Но проблема здесь в том, что наличие у вас произведения в какой-то объективной форме (аудиозапись, ноты и так далее) не является гарантией того, что вы являетесь его автором. Депонирование лишь гарантирует, что на эту дату произведение было у вас, но если реальный автор сможет доказать, что он обладал аналогичной копией раньше вас, то ни один суд не примет вашу сторону.

Получается, депонирование — недешевая услуга, которая может оказаться бесполезной. Но зачем же она тогда нужна?

При передаче прав на исполнение произведения лицензиат (приобретатель прав) может потребовать документ, на который будет ссылаться текст лицензионного договора. Свидетельство о депонировании произведения может быть подобным документом, однако в любом таком договоре есть пункт о том, что лицензиару (передающему права) ничего не известно о претензиях третьих лиц на объект договора.

Подписывая договор, автор берет на себя обязательства гарантировать, что он является автором, и если впоследствии выяснится, что это не так, договор будет признан ничтожным, а кошелек «автора» может значительно похудеть. И в этой ситуации не будет никакого смысла размахивать дорогостоящим свидетельством о депонировании.

Российское авторское общество (РАО)

Однако депонирование имеет еще одну важную функцию. Многие крупные компании по всему миру отслеживают исполнение и трансляцию произведений, получают за это авторские отчисления (роялти) от площадок, клубов, радиостанций, а затем перечисляют эти деньги авторам, беря за это некоторую комиссию.

В России крупнейшим игроком на этом рынке является Российское авторское общество (РАО). Однако надо понимать, что РАО не является государственной структурой, это общественная (некоммерческая) организация. Причем многих вводит в заблуждение термин «некоммерческая»: может показаться, что такая организация не может заниматься коммерческой деятельностью, но это не так. Некоммерческие организации могут заниматься коммерческой деятельностью, просто она не может быть у них заявлена в качестве основной.

К сожалению, РАО неоднократно попадало в разные сомнительные истории, а многие авторы жаловались на недополучение роялти. Были даже обвинения организации в мошенничестве.

Одна из самых абсурдных ситуаций произошла несколько лет назад с группой Deep Purple, которая, по информации из некоторых источников, была вынуждена выплатить РАО отчисления за исполнение собственных произведений на концерте в Москве. Деньги были перечислены на счета РАО, а затем вернулись группе за вычетом комиссии. Такая вот интересная схема, в которую наверняка попадали и другие иностранные артисты.

Так что всегда нужно взвешивать все за и против: если вы автор часто исполняемого и транслируемого произведения, то вам, объективно, будет сложно самостоятельно отслеживать трансляции и концерты. В иных случаях есть над чем поразмыслить.

Как защитить себя от воровства и плагиата

Помимо депонирования, есть и другие способы доказать, что вы имели на руках копию объекта авторских прав на определенную дату.

Самый простой и доступный каждому способ — это почтовое отправление. Соберите всю информацию, относящуюся к объекту интеллектуальной собственности, на бумажных или цифровых носителях. Поместите все это в пластиковый почтовый конверт и отправьте на собственное имя с описью вложения в любом почтовом отделении.

Почта при приеме отправления проставляет на нем календарный штемпель. Подделка или сбыт таких штемпелей, а также использование заведомо поддельных штемпелей запрещены статьей 13.10 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Когда отправление будет вам доставлено, у вас будет запечатанный конверт с датой отправления. Этот конверт будет являться доказательством наличия у вас копии произведения на конкретную дату. Но помните, конверт нельзя вскрывать, его нужно хранить в запечатанном виде, причем желательно в местах, недоступных для влаги и солнечного света, чтобы штамп не стерся, а конверт не расклеился. Кроме того, желательно сохранить чек на это отправление, содержащий данные о номере отслеживания (трек-коде). И хотя трек-коды через какое-то время устаревают и перестают отслеживаться онлайн, они, тем не менее, сохраняются напечатанными на чеке и на штрих-коде почтового отправления, а чек является фискальным документом, так что он будет принят в качестве доказательства в суде.

Вся эта «радость» обойдется вам всего лишь в пару сотен рублей, при этом, даже если укравший ваше произведение «автор» произведет его депонирование, закон и суд все равно будет на вашей стороне.

В конверт лучше всего добавить не только готовый вариант, но и промежуточные версии текста, музыки, наброски аранжировки (на каком-нибудь носителе), любые рабочие файлы. Желательно написать мелодию и аккорды на нотном листе и приложить его к остальным документам.

Несколько слов о публикации произведений в интернете

Существует ряд онлайн-площадок, где авторы могут публиковать свои произведения, чтобы получать обратную связь от других авторов или простых слушателей. Разные площадки специализируются на разных направлениях — кто-то на песнях, кто-то на стихотворениях или прозе. В некоторых случаях авторы используют такие площадки, чтобы продавать результаты своего творчества исполнителям.

Настоятельно рекомендую перед публикацией своих работ на таких площадках внимательно читать их публичную оферту. Дело в том, что оферта является не просто страничкой, внизу которой надо поставить галочку «согласен», вскользь ее пролистав. Оферта — это юридический документ, договор, который одна сторона предлагает принять, а другая акцептует. Принимая оферту, вы становитесь стороной договора с правами и обязанностями, нарушение которых может повлечь ответственность по закону.

Во всех вопросах, касающихся интеллектуальной собственности, в обязательном порядке читайте оферту, которую вам предлагают акцептовать разные ресурсы. Нередко подобные ресурсы включают в договор пункты, в соответствии с которыми они становятся правообладателями. И если впоследствии вы захотите что-то сделать со своим произведением, может вдруг оказаться, что вы не единственный правообладатель.

Ну а что можно посоветовать тем, кто уже столкнулся с кражей интеллектуальной собственности? Что делать, если вашу музыку кто-то выдает за свою?

Для начала рассудите здраво, наносит ли это вам какой-либо ущерб, кроме морального негодования. Получил ли вор какую-то коммерческую выгоду от исполнения вашей песни? Если нет — не стоит тратить нервы, хотя, конечно, ситуация неприятная. Ну а если да — это повод обратиться в суд, только помните, что вам придется свое авторство как-то подтвердить.

Но даже на этом этапе, возможно, не стоит торопиться. Представьте, что какой-то раскрученный артист приобрел у кого-то права на исполнение вашего произведения без вашего ведома. Его промоутеры приложили немало усилий для продвижения, проплатили эфиры, организовали концерты. Песня стала популярной, узнаваемой.

Проявив немного выдержки и смекалки, вы можете подать в суд тогда, когда произведение принесет лжеавтору значительные роялти. Останется дождаться решения суда и без лишних усилий получить авторский гонорар в качестве штрафа за неправомерное использование объекта интеллектуальной собственности.

Итак, систематизируем всю изложенную выше информацию:

  • Авторское право не отчуждается, его нельзя передать, продать, подарить.
  • Авторское право не нуждается в регистрации, но его нужно иметь возможность подтвердить.
  • Депонирование произведения имеет смысл только сразу после его создания.
  • Депонирование ранее опубликованных или переданных кому-либо произведений бессмысленно.
  • Известные артисты приобретают не авторские, а исключительные права на произведения.
  • При публикации произведений на любых площадках внимательно читайте их оферты.
  • Сохраняйте все рабочие материалы, они могут пригодиться в случае судебных разбирательств.

Если вы интересуетесь звукозаписью и музыкальным производством, то вам наверняка будут интересны и другие статьи этого блога. В будущем здесь будет появляться еще немало материалов о сложном и многогранном мире шоу-бизнеса, о студийной и концертной работе, о музыкальной теории и так далее. Чтобы не пропустить их — подпишитесь на блог, статьи будут приходить к вам на почту совершенно бесплатно. А внимание сторонников комплексного подхода я бы хотел обратить на мою книгу «Академия Мюзикмейкера», которая теперь доступна для приобретения по самой выгодной цене прямо на моем сайте с доставкой по России и в любую точку планеты и удобной оплатой любыми банковскими картами. Также приглашаю всех любителей синтезаторов в мою группу Вконтакте и в Инстаграм.

Что такое авторское право

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К примеру, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Справочно: Что такое Право.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» — это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Защита авторских и смежных прав… Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал… 1644 3-3-2018Вопросы права на этикетку Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал… 1644 3-3-2018

Комментарий к статье 1265 Гражданского Кодекса РФ

1. Статьи 1265 — 1269 ГК посвящены регулированию личных неимущественных прав авторов. В комментируемой статье определяются такие личные неимущественные права автора, как право авторства и право на имя. То, что эти права приведены в одной статье, указывает на их тесную связь. Эта связь настолько тесная, что некоторые исследователи рассматривали их как составляющие единое личное неимущественное право автора .

———————————
См., например: Гордон М.В. Указ. соч. С. 120; Серебровский В.И. Указ. соч. С. 111.

Однако, несмотря на тесную связь, каждое из этих прав обладает собственным содержанием, раскрываемым в комментируемой статье. Право авторства — это право признаваться автором произведения.

Представляется, что содержание данного права имеет несколько аспектов. Прежде всего, это право на признание, что созданный объект есть результат творческой (а, например, не технической) деятельности данного лица. Именно поэтому он признается автором, а не редактором, корректором и т.д. Во-вторых, что этот творческий труд был приложен именно данным лицом (а не каким-нибудь другим). Поэтому мы говорим об авторстве данного лица.

Безусловно, указание на авторство происходит через указание имени автора (или его псевдонима). Отсюда тесная связь права авторства и права автора на имя. Но в отличие от права авторства, которое предполагает персонификацию творческого труда, право на имя предоставляет автору возможность определить способ своего указания или не определять вовсе. Для этого автор может использовать или разрешать использовать свое собственное имя или вымышленное имя (псевдоним) или не указывать имени вовсе, осуществляя обнародование произведения анонимно.

Различия между правом авторства и правом автора на имя проявляются также с точки зрения защиты этих прав. Как справедливо отмечала Е.А. Флейшиц, возможны случаи нарушения права на имя без нарушения права авторства: «автор обусловил издательским договором выпуск произведения в свет под псевдонимом, а издательство выпустило произведение под официальной фамилией автора» .

———————————
Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М.: Юриздат НКЮ СССР, 1941. С. 194.

2. Использование произведения под именем автора означает использование его под фамилией, именем и отчеством или под фамилией и инициалами автора. Это следует из общегражданского понимания права на имя и характера указания имени автора при обнародовании произведений.

Если произведение используется с указанием только инициалов автора, это нельзя признать использованием произведения под именем автора. В литературе такая ситуация трактовалась как использование произведения под псевдонимом, учитывая, что использование инициалов имеет целью скрыть подлинное имя автора . Хотя такая трактовка не в полной мере согласуется с буквальным толкованием понятия псевдонима, раскрываемого в п. 1 ст. 1265 как вымышленное имя автора (поскольку инициалы могут действительно отражать первые буквы имени, фамилии и отчества), все же следует признать, что цель использования инициалов совпадает с целью использования вымышленного имени. Затруднительно в данном случае говорить и об анонимности. Отличие псевдонима от анонима заключается в том, что автор все же хочет индивидуализировать себя, но не под собственным именем, а под другим, специально придуманным. Такую же цель автор преследует, указывая инициалы . В отличие от этого в случае, когда автор не указывает никакого имени, он преследует цель противоположную — не индивидуализировать себя ни под каким именем.

———————————
Серебровский В.И. Указ. соч. С. 112.

Следует, однако, заметить, что иногда использование вымышленного имени или даже инициалов не оставляет сомнения относительно авторства произведения. Так, использование инициалов «К.Р.» и псевдонимов «Горький», «Бедный», «Белый», «Черный» не вызывало и не вызывает затруднений в установлении авторов произведений.

3. Наиболее сложным случаем является такое столкновение прав авторов на имя, когда псевдоним одного лица совпадает с гражданским именем другого и они выступают в одной и той же сфере. Как отмечалось в литературе, «не может быть сомнений в том, что носитель официального имени имеет право потребовать включения в псевдоним указаний, которые устраняли бы возможность смешения носителя псевдонима с носителем совпадающего с этим псевдонимом официального имени» .

———————————
Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 142.

В случае столкновения двух одинаковых псевдонимов вопрос должен решаться с учетом того, кто раньше стал его использовать.

Право автора на имя предполагает: если произведение использовалось под псевдонимом или анонимно, автор может в любой момент раскрыть свою личность публике. Но до тех пор, пока автор не раскрыл своего подлинного имени, его право использовать произведение под псевдонимом или анонимно должно охраняться.

Именно с этой целью в п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что издатель в подобных случаях считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В данном случае речь идет о представительстве в силу закона. Такое представительство отсутствует в случае, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности. Но это не исключает представительство по договору.

Такое представительство, а равно меры по охране анонимности осуществляются на основании договора с издателем. Как указано в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15, в договоре между автором и издателем указываются подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности. «Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства».

Право авторства и право автора на имя как личные неимущественные права непередаваемы и неотчуждаемы. Автор произведения не может продать или подарить свое авторство или право на свой псевдоним. Конечно, в жизни такие сделки случаются. Но с точки зрения Гражданского кодекса они ничтожны, равно как и ничтожен любой другой отказ от этих прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *