Отношения, регулируемые гражданским правом

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Источники гражданского права – это механизм выражения ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений.

Любая юридическая наука опирается на источники права, которые регулируют правоотношения между субъектами. Не является в этом случае исключением и отрасль– гражданское право. Если обратиться к понятию гражданского законодательства в широком, а не узком его смысле, то можно прийти к выводу, что оно представляет совокупную систему источников, которые содержат в себе ключевые нормы ГП.

Классификация гражданских правоотношений

Классификация гражданских правоотношений сформулирована с целью упрощения понимания норм права субъектами. Цели – практические и теоретические. Первые преследуют цель – возможности применения теории на практике.

Основное типологическое деление представляет все гражданские правоотношения, как:

  • Имущественные: объект гражданских правоотношений – материальное благо, правоотношения отражают принадлежность имущества, управление им, переход в различные формы собственности. Нарушение имущественных прав, как правило, влечет аналогичную ответственность.
  • Неимущественные: виды объектов гражданских правоотношений – нематериальные блага, личные права, право интеллектуальной собственности. При нарушении неимущественных прав в качестве наказания могут быть применены правоохранительные меры.

Особенность материального блага, как объекта имущественных отношений – может принадлежать и использоваться одним лицом, исключая возможность использования кем-либо другим. Нематериальные блага могут свободно использоваться многими людьми: например, изобретение, наименование компании, товарные знаки. Согласно нормам гражданского права, нарушение права собственности, незаконное использование неимущественных благ, влечет возникновение ответственности, согласно действующему законодательству.

Другая классификация гражданских правоотношений выделяет такие правоотношения:

  • Вещные – демонстрируют и фиксируют статику положения имущества относительно субъекта. Другими словами – закрепление неоспоримого использования и владения определенным имуществом, с наличием законной возможности отражать любые попытки нарушить это право. Реализует вещные отношения управомоченное лицо.
  • Обязательственные – отражают динамику действий в рамках имущественных и неимущественных отношений. Могут касаться передачи имущества, реализации услуг, разработку интеллектуальной собственности. Отношения реализуются через исполнение обязанности.

В отдельную категорию выделяют преимущественные права, которые определяют законное преимущество одной из сторон на совершение определенных действий с материальными и нематериальными благами.

Пример: имущество находится в долевой собственности. При необходимости продать одну долю, преимущественное право покупки имеет другой или другие собственники.

Гражданские процессуальные правоотношения возникают при решении гражданских дел через специализированные судебные инстанции, путем составления искового заявления.

Субъекты и объекты гражданского правоотношения

Участники гражданских правоотношений – физические и юридические лица. Согласно закону, в качестве участников могут выступать граждане Российской Федерации и граждане другой страны, лица без гражданства. В гражданские правоотношения вступают субъекты гражданских правоотношений, по причине возникновения интереса по отношению к объекту гражданских правоотношений – определенному благу материального или нематериального характера.

Субъект и объект — элементы гражданского правоотношения.

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет признаки, характерные для юридического лица, как субъекта правоотношений.

Также в перечень элементов входят:

  • Субъективная обязанность – закрепленная законодательно, мера, принятая в качестве обязательной к исполнению.
  • Субъективное право – мера, закрепленная в нормах гражданского права, которая дает право субъекту поступать в определенной ситуации определенным образом. В отличие от обязанности, право не является обязательным – это возможность, а не обязанность.
  • Содержание гражданского правоотношения – процесс взаимодействия субъектов в рамках существующих прав и обязанностей с целью получения материального или нематериального блага.

Состав гражданского правоотношения подразумевает наличие субъекта, объекта и содержания.

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений также являются равными участниками правоотношений.

Относительные и абсолютные гражданские правоотношения

Виды гражданских правоотношений:

  • Абсолютные: правоотношения, которые возникают в результате противостояния управомоченному лицу всех остальных лиц. Например: собственник права на интеллектуальную собственность противопоставлен всем остальным третьим лицам, которые по закону обязаны не нарушать право собственности. Правоотношения такого типа будут абсолютными, а обязанности для третьих лиц – обязательными, общерегулятивными. Другими словами, абсолютными можно назвать правоотношения, которые обязуют одного субъекта или группы лиц не нарушать права другого.
  • Относительные касаются отношения управомоченного лица или лиц и определенного круга лиц, именуемых обязанными. Количество обязанных может быть разным. Права и обязанности сторон лежат в основе ядра структуры относительных правоотношений. Структура гражданского правоотношения относительного типа сложнее, чем структура абсолютного правоотношения.

Все виды гражданских правоотношений регулируются нормами права и подчиняются принципам законности, равенства, свободной воли.

Прекращение гражданских правоотношений

Основание для прекращения гражданских правоотношений – юридический факт. Юридическим фактом называют определенное обстоятельство, которое, согласно закону, может иметь юридические последствия. В том числе, и прекращение правоотношений.

Исходя из критерия юридических последствий, юридические факты могут быть правопрекращающими, правообразющими и правоизменяющими. Также факты классифицируют, как отрицательные и положительные. Первая категория включает те факты, отсутствие которых стало причиной прекращения или иных юридических последствий. Вторая – категория, которая вызвала юридические последствия своим присутствием.

Цели и методы гражданских правоотношений

Субъекты и объекты гражданских правоотношений, в комплексе с содержанием, субъективной обязанностью и правом формируют гражданское правоотношение. Целями и принципами гражданских правоотношений являются:

  • Осуществление норм права для защиты интересов сторон.
  • Воплощение главных ценностей гражданского права – свобода воли, законность, равенство.
  • Неприкосновенность прав.
  • Защита неприкосновенности собственности.
  • Соответствие содержания гражданского правоотношения нормам закона.
  • Обеспечение возможности восстановления прав и получения компенсации.

Методы правового регулирования:

  • Метод равенства (координационный, диспозитивный).
  • Метод подчинения (императивный, субординационный).

Понятие корпоративных правоотношений

К корпоративным отношениям относятся те отношения, которые регулируются нормами корпоративного право. Все виды гражданских правоотношений осуществляются на основании принципов свободной воли и равенства. Регулируются нормами гражданского законодательства и носят организационный характер. По сути, это система отношений, которые формируются между участниками корпораций, акционерных обществ, между менеджментом и отдельными работниками, органами государственной власти.

Цель правоотношений и использования норм гражданского законодательства – поиск наиболее подходящего решения проблемы в рамках закона, поиск компромиссного решения, решение имущественных вопросов и вопросов собственности.

Гражданские законы

Ст. 76 Конституции РФ различает по юридической силе и объектам регулирования федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Высшей юридической силой обладает среди федеральных конституционных законов Конституция РФ, а ее нормы обладают основополагающим значением для гражданско-правового регулирования особенно в определении форм собственности и содержания права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), параметров правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданский кодекс, являясь федеральным законом, занимает высшую юридическую силу среди других гражданских законов, нормы которых должны соответствовать п. 2 ст. 3 ГК.

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащиеся в ГК и др. федеральных законах и тем более других источниках гражданского права, руководствоваться следует нормами ГК, если только в самом кодексе не предусмотрено иное (п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК).

В настоящее время действуют части 1-ая и 2-ая Гражданского кодекса РФ 1994 — 1995 гг. Вскоре будет принята 3-я часть. ГК РСФСР 1964 г. (разделы IV — VIII) применяются поскольку не противоречат 1 и 2 частям ГК.

Большое место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Круг отношений, которые они регламентируют, определен ГК (п. 3 ст. 1, п. 1, 2 ст. 2 ГК). Это так называемые специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с положениями ГК (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных организациях», «О профессиональных союзах, их права и гарантиях деятельности», «О производственных кооперативах», «О товариществах собственников жилья», «Об акционерных обществах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об актах гражданского состояния», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О некоммерческих организациях».

Особое значение имеют законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной деятельности: закон «Об авторских и смежных правах», «Патентный закон»; закон «О защите прав потребителей», охватывающий широкую область предпринимательских отношений по предоставлению гражданам товаров, работ, услуг и др.

Действия и применение гражданского законодательства

Для применения актов гражданского законодательства необходимо знать порядок их применения и соответственно порядок опубликования и вступления в силу.

Государственной Думой 25 мая 1994 г. принят специальный Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Согласно этому закону датой принятия федерального конституционного закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции.

Федеральные конституционные законы применяются только по вопросам, указанными в Конституции и с соблюдением специальной процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ).

Официальным опубликованием Федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрание законодательства Российской Федерации».

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» и «Собрание законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после их подписания. Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организацией, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после их официального опубликования, в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержание сведений, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие международный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение 10 дней после их регистрации. Они, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Общее правило о действии гражданского законодательства во времени гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникнут после введения их в действие (ст. 4 ГК). По отношениям, возникающим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (п. 2 ст. 4 ГК). Но, «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательным для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие их заранее заключенных документов» (п. 2 ст. 422 ГК).

Что касается правила о действии гражданского законодательства в пространстве, то оно состоит в следующем — акты гражданского законодательства действуют на всей территории, подведомственной принявшему их органу, то есть на всей территории РФ. Существуют 2 исключения:

  • в силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм может быть ограничен;
  • законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникших между ними споров по правилам материального права страны истца, то есть по гражданскому законодательству другой страны.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах действия гражданского законодательства.

В порядке исключения допускается возможность определения круга лиц, на которых распространяется та или иная норма. Кроме того, на лицо (гражданина или юридическое лицо) одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.

Под толкованием норм гражданского законодательства понимается установление и уяснение их содержания (смысла) путем устранения неясностей. Особенно это касается содержания договоров в ст. 431 ГК. Но субъектами толкования норм могут выступать органы, принявшие соответствующие правовые акты, суды, авторы работ по юридической тематике, правоохранительные органы.

Нельзя не упомянуть о пробелах в гражданском законодательстве, то есть отсутствие норм, прямо регламентирующих данное общественное отношение (ст. 6 ГК). Эти пробелы восполняются путем применения аналогии закона или права в ведение всех субъектов правонарушения.

Пробелы в законодательстве не только объективно возможны, но в некоторых случаях и неизбежны. Применение аналогичного закона должно подчиняться определенным условиям. Этим условиям согласно ст. 6 ГК выступают:

  • наличие пробела в законодательстве;
  • нерегулируемость соответствующего отношения соглашения сторон;
  • отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота;
  • наличие сходной нормы закона, не противоречащей природе данного правоотношения.

Только в случае, когда использование аналогии закона оказывается невозможным, допустимо применение аналогии права. Дополнительным условием применения к решению конкретного дела общих начал и смысла гражданского законодательства выступает необходимость учета требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК).

Решение, вынесенное правоприменительным органом на основе аналогии права или аналогии закона, является актом применения права. Оно не обладает качествами нормативных актов и не имеет обязательной силы для аналогичных случаев. Применение подобного решения ответственным органом, например, Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ, создает, разумеется, ориентиры для решения аналогичных вопросов в будущем. Однако даже решения, принятые этими органами, не выступают средством заполнения пробела в праве, так как не являются по своей сути актами создания новой нормы.

Понятие источников права и гражданского права

Толкование дефиниции «источники гражданского права» приводится каждым ученым, который имеет отношение к юридической науке. Поэтому современная литература дает массу определений этой категории. По словам Шершеневича, источники гражданского процессуального права – это формы, используемые для выражения ключевых норм права, изучение которых является обязательным механизмом для знакомства субъектов с «миром» права.

Предусматривается и иное понятие данному явлению.

Так, источники гражданского процессуального права – это механизм выражения и фиксации ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений, которые воплощаются на практике в строго объективированной форме.

Современная юридическая наука выделяет несколько основных видов источников ГП. Самая распространенная классификация содержит в себе важнейшие источники гражданского права:

  • Нормы МП и международные договора, ратифицированные Россией (закреплено ст. 7 ГК РФ).
  • Конституция РФ – как главный нормативный акт на территории государства.
  • Гражданское законодательство, в котором главенствующая роль закреплена за Гражданским кодексом, а также иные ФЗ, которые принимались в строгом соответствии с ГК РФ и регулируют правоотношения между субъектами гражданского права.
  • Иные НПА, в том числе Указ Президента, Постановления, изданные Правительством, а также другие акты, принимаемые органами госвласти и подвластными Министерствами.
  • Правовые обычаи, которые затрагивают систему делового гражданского оборота.

Данная классификация источников ГП относится к романо-германскому типу. Иными словами, классификация подразумевает разделение этих источников на две категории:

  • Нормативные правовые акты, к которым причисляются указы, постановления, ФЗ, инструкции и договоры.
  • Источники ненормативного типа, а именно обычаи.

Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Нормативные правовые акты подлежат строгой иерархии. Конституция РФ, а именно ст. 15, закрепляет основополагающие принципы и нормы МП, как один из важнейших механизмов гражданско-правового регулирования. Исходя из этого, договоры, принятые на международном уровне, и нормы МП превалируют над российским законодательством, занимая при этом почетное первое место в иерархии НПА. Иными словами, действие источников гражданского права международного уровня будет приоритетно на территории государства, что закрепляет собой Конституция РФ.

Далее классификация источников ГП отдает приоритетную роль Конституции России, как основному государственному закону. Толкование норм права, зафиксированных в Конституции, позволяет сделать вывод о том, что все нормативные акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить конституционным нормам. Если будет выявлен факт противоречия, НПА отменяется по решению Конституционного суда.

Важное место в иерархии источников ГП занимает Гражданский кодекс. Если выявлены коллизии в применении тех или иных норм гражданского законодательства, то уполномоченные органы, в том числе и суд, будет опираться на основные принципы и нормы, которые содержит Кодекс. Действующий Гражданский кодекс РФ подразделяется на 4 основные части, каждая из которых имеет характерные особенности.

Общая иерархия источников ГП невозможна без ФЗ. Подобные законодательные акты имеют специальный характер, так как упорядочивают собой отдельные стороны и виды гражданско-правовых отношений.

Подзаконные нормативные акты (указ, постановление, инструкции, приказы) также воплощают собой источники гражданского процессуального права. В иерархии НПА они занимают предпоследнее место. При этом большинство из указанных видов актов имеют нормативный характер и обязательны к исполнению.

Обычаи делового оборота завершают собой иерархию источников ГП. Толкование понятия «обычай» дается в любой юридической литературе. Обычай – это норма права, которая подкрепляется давностью применения. Правовые обычаи имеют характерные особенности, которые выделяют их из системы источников ГП.

Виды источников гражданского права Российской Федерации: законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Общая система НПА подразумевает следующие виды источников гражданского права: законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Толкование каждого из перечисленных источников можно считать отдельной темой для разговора, поэтому предоставим только общее толкование и содержание смысла каждого из них.

  • Законодательные акты. Классификация законов позволяет выделить два основных вида: федеральные законы, принимаемые органами исполнительной власти на высшем уровне, законы субъектов РФ, действие которых распространяется лишь на определенный регион России. Кроме того, толкование ст. 76 Конституции РФ позволяет разграничить ФКЗ и ФЗ. При этом ФКЗ имеют превосходящую юридическую силу по сравнению с ФЗ. Особое место среди законодательных актов занимает ГЗ, а в частности, Гражданский кодекс РФ. По той причине, что настоящий Кодекс занимает весомую позицию в иерархии источников, то все иные НПА должны приниматься в строгом соответствии с кодифицированными нормами. Гражданский кодекс прямо устанавливает, что «все принципы и нормы ГП, которые включены в другие НПА, должны соответствовать настоящему Кодексу». Кодекс состоит из 4 самостоятельных частей, каждая из которых содержит принципы регулирования правоотношений в конкретных областях ГП. Иными словами, Кодекс представляет собой основу для дальнейшего развития и становления гражданского законодательства в РФ.
  • Подзаконные нормативные акты. Толкование отдельных принципов ГП зафиксировано в подзаконных НПА. В свою очередь ПНПА подразделяются на несколько основных видов:
    a. Указ Президента. Общая характеристика этого источника права позволяет говорить о том, что Указ Президента имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими актами подзаконного характера. Указ Президента может регулировать собой любые вопросы, которые относятся к компетенции главы государства. Если Гражданский кодекс или ФЗ имеет норму права, которая направлена на урегулирование вопроса, затронутого в подзаконном акте, тогда Указ Президента РФ может быть отменен по решению Конституционного суда.
    Указ Президента подписывается главой государство лично. При этом подобный подзаконный акт может иметь ненормативный характер. В данном случае Указ Президента направлен, например, на утверждение определенного лица на должность.
    b. Постановление Правительства РФ. Стоит на ступень ниже, чем Президентский указ. Понятие постановления позволяет говорить об императивном характере подзаконного акта. Данный вид актов также содержит принципы и нормы ГП, которые, однако, не должны вступать в противоречия с НПА.
    c. Ведомственные распоряжения, приказы и иные инструкции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Система источников ГП подразумевает выделение в отдельную категорию НПА, изданных компетентными органами на уровне государства.

Согласно законодательству РФ, издание таковых актов может осуществляться в следующих формах:

  • Постановление. Особенности данного типа актов состоят в том, что они содержат ответ на конкретный вопрос или решение определенной проблемы, а также носят нормативный характер.
  • Приказ. Если проанализировать понятие данного акта, то главный смысл НПА состоит в его распорядительном характере.
  • Распоряжение. Особенности данного акта состоят в том, что они принимаются по злободневным вопросам и направлены на решение проблем, связанных с управленческой деятельностью.
  • Правила – данный нормативный акт подразумевает собой регламентацию определенного порядка управленческой деятельности.
  • Инструкция регулирует конкретные стороны управленческой деятельности, осуществляемой органами госвласти.
  • Положение – акт, который устанавливает определенный статус органа госвласти. Документ подразумевает определение границ компетенции органа власти.

Комплексные нормативные акты

Понятие комплексных нормативных актов давно применяется в юридической науке. Здесь речь идет о нормативных актах, которые включают в себя принципы и нормы из различных отраслей права, в частности, и гражданского. Примером подобного акта выступают Инструкции ЦБ РФ.

Применение указанного вида актов обуславливается только в тех ситуациях, когда законодатель должен установить соответствие норм из нескольких отраслей права.

Нормы международного права, международные договоры

Так как Российская Федерация наделена статусом участника международных отношений, то действие норм МП на территории государства является превалирующим.

Об этом гласит Конституция РФ.

При этом главенствующую роль среди источников международного права занимают международные договоры, подразумевающие участие множества сторон. Если быть проще – конвенции. Большую роль в становлении Гражданского права в РФ играют и иные формы международных договоров, что обусловлено ст. 15 Конституции РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *