Оцените действия директора муниципального предприятия «Горсвязь», который:

ВАРИАНТ 5

  1. Субъекты отношений в области несостоятельности (банкротства).
  2. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства

3. Решите правовую ситуацию, обосновав ответ

Оцените действия директора муниципального предприятия «Горсвязь», который:

а) самостоятельно заключил с Агропромбанком договор поручительства, по которому МП «Горсвязь» обязалось перед банком отвечать за исполнение ООО «Вымпел» обязательства по возврату кредита в 700 тыс. руб. и фиксированного процента в 230 тыс. руб. При этом собственная имущественная база МП, по данным независимого оценщика и баланса, оценивалась в 1 млн 900 тыс. руб., из которых 350 тыс. руб. – остаток на расчетном счете, 1 млн 250 тыс. руб. – стоимость производственного помещения, 300 тыс. руб. – стоимость

оборудования и инвентаря;

б) приняв решение о реорганизации МП «Горсвязь», выделил из его состава МП «Техкоммуникации» и передал последнему в соответствии с разделительным балансом спецмашины и инвентарь для укладки кабеля. Право самостоятельного распоряжения имуществом МП «Горсвязь» он мотивировал тем, что данное оборудование было приобретено на средства, полученные от основного вида деятельности МП, т. е. поступившие в самостоятельное распоряжение МП, а часть полученной прибыли предприятие регулярно перечисляло в муниципальный бюджет.

4. Решите тестовые задания с ссылкой на статью нормативно-правового акта

Ценными бумагами в торговом обороте не являются:

А) товарные накладные

Б) долговые расписки

В) эмиссионные ценные бумаги

Г) складские свидетельства

К отношениям, регулирующим коммерческое право, относится правовое регулирование деятельности всех видов бирж, за исключением:

А) Товарной биржи

Б) Биржи труда

В) Фондовой биржи

Г) Валютной биржи

3. Решите правовую ситуацию, обосновав ответ

Оцените действия директора муниципального предприятия «Горсвязь», который:

а) самостоятельно заключил с Агропромбанком договор поручительства, по которому МП «Горсвязь» обязалось перед банком отвечать за исполнение ООО «Вымпел» обязательства по возврату кредита в 700 тыс. руб. и фиксированного процента в 230 тыс. руб. При этом собственная имущественная база МП, по данным независимого оценщика и баланса, оценивалась в 1 млн 900 тыс. руб., из которых 350 тыс. руб. – остаток на расчетном счете, 1 млн 250 тыс. руб. – стоимость производственного помещения, 300 тыс. руб. – стоимость

оборудования и инвентаря;

б) приняв решение о реорганизации МП «Горсвязь», выделил из его состава МП «Техкоммуникации» и передал последнему в соответствии с разделительным балансом спецмашины и инвентарь для укладки кабеля. Право самостоятельного распоряжения имуществом МП «Горсвязь» он мотивировал тем, что данное оборудование было приобретено на средства, полученные от основного вида деятельности МП, т. е. поступившие в самостоятельное распоряжение МП, а часть полученной прибыли предприятие регулярно перечисляло в муниципальный бюджет.

Вариант А.

Согласно условиям задачи предприятие «Горсвязь» является муниципальным, а значит является коммерческой организацией, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Такая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Как всякое юридическое лицо, унитарные предприятия наделены определенным объемом правоспособности. Так, унитарные предприятия могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде. Однако объем правоспособности унитарного предприятия, по сравнению с иными юридическими лицами, существенно ограничен, что обусловлено особым правовым статусом данной организационно-правовой формы юридического лица.

Муниципальное предприятие «Горсвязь» является унитарным предприятием, поскольку в данной форме могут быть созданы только муниципальные предприятия. К тому же, согласно п. 1 ст. 2 , унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Договор поручительства, заключенный между директором муниципального предприятия «Горсвязь» и ООО «Вымпел» должен быть признан не соответствующим требованиям закона (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), а в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона является ничтожной.

В соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», предприятие, конечно, может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом (деньги являются движимым имуществом, согласно ст. 128, ст. 130 ГК РФ), но только в пределах, определенных предметом, целями, видами деятельности, закрепленными в уставе предприятия. Таким образом, правомочия государственного (муниципального) предприятия по распоряжению имуществом ограничиваются предметом, целями и видами осуществляемой деятельности. Предметом деятельности, как правило, является то, на что данная деятельность направлена. Цель деятельности – показатели (характеристики, результаты) деятельности предприятия, которых оно намеревается достигнуть в будущем.

Согласно п. 2.1 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, целью деятельности предприятия является и получение прибыли. Таким образом, из анализа данной нормы следует, что при распоряжении государственным (муниципальным) предприятием имуществом недопустимо возникновение ситуации, когда предприятие не сможет получать прибыль от своей деятельности.

При заключении договора поручительства МП «Горсвязь» не получает никакой прибыли, а приобретает обязанность отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).

Распоряжение имуществом государственным (муниципальным) предприятием в нарушение указанных ограничений влечет за собой ничтожность совершенных сделок в соответствии со ст. 168 ГК РФ как сделок, не соответствующих требованиям закона. Данной позиции придерживается и судебная практика.

Вариант Б.

  1. Относительно самостоятельного принятия решения о реорганизации муниципального предприятия директором данной организации.

Директор муниципального предприятие не может самостоятельно принять решение о реорганизации муниципального предприятия.

Согласно ч.5 ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными федеральными законами (от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов). Директор же в данном случае является единоличным исполнительным органом предприятия и назначается собственником имущества унитарного предприятия.

По общему правилу, реорганизация унитарных предприятий осуществляется по инициативе собственника имущества — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования — в лице уполномоченных органов (органов местного самоуправления), закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на основе принятия им самостоятельного решения.

Закон устанавливает, что правомочия собственника не могут передаваться с одного уровня власти на другой. Следовательно, ни Российская Федерация, ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут передавать друг другу правомочия собственника имущества унитарных предприятий, имущество которых находится соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Можно сделать вывод, что, не смотря на то, что у руководителя унитарного предприятия сосредотачиваются огромные полномочия, он не может единолично принимать решение о реорганизации муниципального предприятия.

Об особенности правового статуса руководителя любой организации высказался Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго п. 4 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» <1>: «Правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 1 статьи 53 ГК Российской Федерации)…

<1> Собрание законодательства РФ. 28.03.2005. N 13. Ст. 1209.

Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК Российской Федерации). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними».

2) Относительно передачи МП «Техкоммуникации» инвентаря и спецмашин при реорганизации

Реорганизация унитарных предприятий в форме выделения или разделения предполагает, что имущество реорганизуемых предприятий остается в собственности того же публично-правового образования, которому оно принадлежало и до реорганизации.

Таким образом, аргументы относительно приобретения оборудования на средства, полученные от основного вида деятельности МП нельзя признать обоснованными, так как они противоречат п. 5 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Решите тестовые задания с ссылкой на статью нормативно-правового акта

Ценными бумагами в торговом обороте не являются:

А) товарные накладные

Б) долговые расписки

В) эмиссионные ценные бумаги

Г) складские свидетельства

Ответ: «В»

Принципиально важное значение имеет деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
— закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
— размещается выпусками;
— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
На основе перечисленных признаков, на практике осуществляется разграничение эмиссионных ценных бумаг от ценных бумаг, не являющихся эмиссионными. Так, к первым относятся акции и облигации и некоторые другие ценные бумаги, отвечающие установленным признакам. Признакам эмиссионных ценных бумаг также соответствуют определенные виды государственных и муниципальных ценных бумаг.
В соответствии со ст. 16 Закона «О рынке ценных бумаг» любые имущественные и неимущественные права, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков, установленных в ст. 2 указанного Закона.
С юридической точки зрения эмиссия ценных бумаг представляет собой фактический состав, включающий совокупность различных юридических фактов. Накопление состава (юридических фактов) осуществляется в определенной последовательности (процедура эмиссии) и включает наряду с действиями эмитента одно- и многосторонние сделки, а также административные акты, совершаемые в предписываемой законом форме.
Отнесение ценных бумаг к неэмиссионным осуществляется методом исключения из признаков, характеризующих ценные бумаги эмиссионного типа. Поэтому к неэмиссионным ценным бумагам следует относить векселя, чеки, коносаменты, складские свидетельства и др.
Выдача неэмиссионных ценных бумаг не требует контроля со стороны государства в форме государственной регистрации. В связи с этим ранее запрещалось публичное размещение, реклама и предложение неограниченному кругу лиц такого рода ценных бумаг (Ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»). Ныне это положение не относится к ценным бумагам, размещение которых осуществляется без государственной регистрации их выпуска.
Различия эмиссионных ценных бумаг и бумаг неэмиссионных с правовой точки зрения достаточно существенны. Это:
— различия в юридико-фактической основе их появления (эмиссии, выдачи);
— различия в правовом содержании (в правах владельца ценной бумаги и в обязанностях эмитента);
— формально-юридические различия (форма и реквизиты).

Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество

Порядок проведения реорганизации унитарных предприятий выглядит следующим образом.

  1. Органом, действующим от имени собственника имущества унитарного предприятия (госорганом, администрацией района/города/поселка) принимается решение о преобразовании.
  2. Не позднее 3 рабочих дней направляется уведомление в налоговую службу.
  3. О предстоящем преобразовании ставятся в известность кредиторы.
  4. Реорганизация в форме преобразования вносится в план приватизации. В решении перечисляются активы, которые перейдут от унитарного предприятия к АО.
  5. Проведение оценки имущества унитарного предприятия по отдельным объектам либо в отношении целого имущественного комплекса.
  6. Как только уведомление принято и внесена запись о преобразовании унитарного предприятия в госреестр юрлиц, унитарное предприятие размещает публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». Спустя месяц там же размещается вторая публикация.
  7. Пока размещаются публикации, проводится инвентаризационный учет имущества унитарного предприятия для подготовки передаточного акта. Кроме того, осуществляется подготовка к регистрации АО.
  8. В налоговую подаются документы для регистрации акционерного общества.
  9. На 6-ой рабочий день можно получить в налоговой документации, подтверждающую проведение регистрации.

Какой порядок преобразования МУП в МБУ?

Унитарные предприятия можно преобразовать по решению собственников их имущества как в государственные, так и в муниципальные учреждения. Предусмотрено это статей 34 Закона № 161-ФЗ. При реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого МУП и создание нового юрлица (ст. 16 Закона № 129-ФЗ).

Основанием для инициации реорганизации МУП в МБУ является принятое решение собственников унитарного предприятия. Так, в решении определяется величина уставного капитала правопреемника, а также порядок формирования уставного капитала.

Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение в 2020 году

Процедура преобразования унитарных предприятий в бюджетные учреждения – это самая популярная форма реорганизации УП. Данный процесс не сопряжен с большими организационными, трудовыми, а также временными затратами. Обратившись в юридическую компанию «Старт», наши юристы проконсультируют вас и расскажут о процедуре реорганизации и стоимости предоставленных услуг.

Реорганизация ФГУП в форме присоединения в 2020 году

Процедура реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия в форме присоединения состоит из следующих этапов:

  1. Собственниками имущества ФГУП принимается решение о реорганизации.
  2. Составляется приказ генеральным директором ФГУП об инициации процедуры.
  3. Получение предварительного согласия антимонопольного органа.
  4. Уведомление регистрирующего органа.
  5. Уведомление кредиторов о предстоящей реорганизации, а также обязательная публикация в органах печати уведомления о процедуре (в течение 30 дней после принятого решения).
  6. Составление передаточного акта, договора о присоединении и заявления о прекращении деятельности унитарного предприятия в связи с реорганизацией.
  7. Передача документов в регистрирующий орган.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Пошаговая инструкция по преобразованию МУП в ООО

  1. Принятие решения о преобразовании унитарного предприятия.
  2. Согласно действующему законодательству РФ после принятого решения в течение 3 дней нужно направить в регистрирующий орган уведомление по форме № Р12003. Заявитель уведомляет о начале реорганизации МУП в ООО.
  3. В обязательном порядке уведомляются кредиторы в письменном виде. А также следует в журнале «Вестник государственной регистрации» опубликовать информацию о реорганизации юридического лица.
  4. Собственники МУПа утверждают передаточный акт, согласно которому определяется то имущество, которое подлежит приватизации при реорганизации. Составляется Устав ООО, а также определяется состав совета директоров образуемого Общества.
  5. В регистрирующий орган в соответствии со ст. 14 п. 1 Закона № 129-ФЗ представить нужно следующие документы: заявление по форме № Р12001 о госрегистрации Общества, которое создается путем преобразования; Устав новообразованного юрлица в двух экземплярах; передаточный акт; квитанция об обязательной уплате госпошлины (размер − 4000 рублей). При подаче документов в электронной форме уплачивать пошлину не нужно.
  6. Завершается реорганизация тем, что регистрационный орган вносит запись об ООО в ЕГРЮЛ. Так, выдается лист записи ЕГРЮЛ и один экземпляр Устава.

Преобразование МУП в ООО: плюсы и минусы

Вследствие реорганизации муниципального унитарного предприятия в Общество с ограниченной ответственностью можно выделить следующие преимущества:

  1. Поскольку проводится ревизия имущества, которое принадлежит МУП, то эти действия помогут исключить возможность что-либо украсть в унитарного предприятия до процесса реорганизации путем преобразования.
  2. Образованное ООО может привлекать дополнительные средства, к примеру, инвестиции, для того чтобы развивать свою хозяйственную деятельность.
  3. Вновь созданное юридическое лицо при реорганизации по волеизъявлению руководства может перейти на «упрощенку» (упрощенную систему налогообложения). Таким образом, снизится налоговая нагрузка, а сэкономленные средства можно направить на развитие ООО. А также при переходе на УСН количество отчетных документов уменьшится.
  4. Если в ООО не применяется специальный налоговый режим, то в таком случае возможно уменьшить налог на прибыль вследствие списания убытков за прошлые года текущими доходами.

Но реорганизация унитарного предприятия в ООО имеет также негативные моменты, например:

  1. Все права и обязанности переходят от предшественника (унитарного предприятия) к правопреемнику (Обществу) в соответствии с передаточным актом.
  2. Затрата времени по причине длительного процесса передачи имущества МУП, т. е. из собственности государства РФ в частные руки учредителей Общества. Эта процедура четко регламентирована, и обойти ее никак нельзя.
  3. В МУП может находиться такое имущество, которое нельзя приватизировать – это объекты как культурной, так и социальной инфраструктуры муниципалитета, а также объекты ЖКХ. Поэтому возникают некие сложности относительно определения тех объектов, которые невозможно передать посредством преобразования в ООО.

Плюсы и минусы преобразования ФГУП в АО

К плюсам реорганизации путем преобразования ФГУП в акционерное общество относятся:

  • АО может претендовать на меры господдержки, то есть получение займов на выгодных условиях, субсидирование и т. д.;
  • возможность АО привлекать в свое развитие инвестиции;
  • налоговые льготы для акционерных обществ и прочее.

К минусам реорганизации в форме преобразования можно отнести то, что не все имущественные объекты могут быть приватизированы АО (например, социальные, культурные и другие).

Преобразование бюджетного учреждения в акционерное общество

В рассматриваемом случае порядок действий таков:

  1. Принимается решение о реорганизации учреждения в АО.
  2. Уведомляются внебюджетные фонды и налоговая служба (не позднее 3 рабочих дней после принятия решения). На основании уведомления в госреестр юрлиц вносится запись о проведении реорганизации учреждения.
  3. Не позднее 5 дней с момента направления в ФНС обозначенного уведомления, ставятся в известность кредиторы о грядущих изменениях.
  4. Как только запись о проведении реорганизации внесена, в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью раз в месяц реорганизуемым учреждением размещается уведомление о реорганизации в АО.
  5. В порядке ст. 74 ТК РФ, не позднее 2 месяцев до изменений, работникам направляются (вручаются) уведомления. После этого вносятся изменения в трудовые книжки.
  6. Комиссия, уполномоченная на реорганизацию, составляет передаточный акт после проведения всех расчетов.
  7. Необходимо подать в налоговую службу документы на регистрацию АО. Процесс длится 5 рабочих дней. С этого момента процедура реорганизации считается завершенной.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *