Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях

Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.

Порядок проведения финансовой проверки в школе

О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали . Сегодня остановимся на финансовом мониторинге.

Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:

  • Федеральное казначейство РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
  • региональные органы образования;
  • в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие.

С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами.

Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:

а) по срокам проведения:

  • плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
  • внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.

б) по месту проведения:

  • выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
  • камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.

В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия.

Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН.

Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя.

В свою очередь ревизоры имеют полное право:

  • запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
  • наблюдать за деятельностью учебного заведения;
  • осматривать здание школы и прилегающую территорию;
  • проводить опрос сотрудников и учеников школы;
  • требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.

В то же время контролеры не могут:

  • устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
  • запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
  • изымать оригиналы документов.

По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:

  • полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
  • информацию о проверяющей организации;
  • дату начала и окончания мониторинга;
  • обнаруженные нарушения и их суть;
  • предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
  • препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
  • итоги мониторинга.

Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы. Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов. Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее.

Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.

Что проверяют

В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется:

  • прозрачности ведения бюджета;
  • законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали );
  • обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
  • качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье);
  • соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
  • проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
  • сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
  • системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.

Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:

  • организацию питания учеников и сотрудников;
  • проведение текущего ремонта;
  • материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
  • фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
  • соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.

Перечень документов

Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:

а) для проверки ФХД:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство об аккредитации;
  • коллективный договор;
  • отчет об исполнении бюджета;
  • должностные инструкции сотрудников;

б) для проверки сметы:

  • договора о хоздеятельности;
  • акты сверки с поставщиками;
  • смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
  • дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;

в) для проверки кассовых операций:

  • журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
  • акты инвентаризации кассы, ее лимит;
  • приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;

г) для проверки начисления заработной платы:

  • списки сотрудников с учетом совместительства;
  • штатное расписание и тарификация;
  • приказы об аттестации сотрудников;
  • табели и графики учета рабочего времени;
  • протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали );
  • приказы по личному составу.

д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:

  • списки льготников;
  • личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;

е) для проверки питания:

  • акты проверки столовой;
  • меню на десять дней;
  • контракты с поставщиками;
  • оборотная ведомость продуктов;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц;
  • документы об инвентаризации;

ж) для проверки основных средств, в том числе материальных:

  • оборотная ведомость забалансовых счетов;
  • описи инвентаря;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц.

Ответы на основные вопросы

1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?

Первым делом следует обратить особое внимание на профессиональные и личностные качества сотрудников, допущенных к денежному потоку в школе. Разумеется, подавляющее большинство бухгалтеров – честные люди. Но, увы, бывают и исключения. К примеру, в прошлом году в новостных лентах появилось сообщение о том, что в Ростове-на-Дону школьный бухгалтер втайне от руководства присвоила себе 14,5 миллионов рублей (подробнее об этом мы рассказывали ).

Отдельного упоминания заслуживает ЭЦП (электронная цифровая подпись). Директор, и только директор может иметь к ней доступ. Иначе он просто перестанет контролировать ситуацию со школьным бюджетом. Да и не только с ним, поскольку «дополнительный» владелец ЭЦП сможет по-тихому издать любой документ от имени школьного руководства.

2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?

Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств.

3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?

Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:

  • выполнения государственного задания (неверное количество учеников и т. д.);
  • оплаты труда («мертвые души», оплата неподтвержденной работы и т. д.);
  • процесса учета и хранения материальных ценностей (списание имущества без фиксации этого в соответствующих документах, неотражение централизованно полученного имущества и т. д.);
  • использования казенной собственности (нецелевое использование помещений и т. д.);
  • проведения закупок (оплата нецелесообразных работ, намеренное ограничение конкуренции и т. д.).

А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы.

4. Кто может быть членом комиссии ВФК?

Обычно в нее входят:

  • контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
  • бухгалтер или кадровик;
  • кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
  • заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
  • кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.

Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.

Оригинальная статья размещена

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Объяснением такого расхождения занималась команда исследователей Нью-Йоркского университета и других центров. В книге The Quiet Power of Indicators 2015 г. рассказывается, как индикатор Doing Business стал целевым для политиков многих стран при разработке программ реформ. Улучшение позиций в рейтинге понятно избирателям и деловому сообществу, поэтому индекс стал столь популярен. Чиновники на местах детально разобрались с методиками его расчета и улучшили регулирование именно в тех отраслях, которые участвовали в подсчете индекса. Добавим, что индекс WGI, измеряющий качество регулирования, целевым в российском госуправлении не стал, поэтому по нему Россия демонстрирует отрицательную динамику.

Сегодня в регуляторной системе России насчитывается свыше 221 вида государственного и муниципального контроля, по расчетам экспертов ВШЭ. Его осуществляет более 30 федеральных и около 1500 региональных органов исполнительной власти. Одновременно с этим усложняется язык российских правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Ежегодно в стране проводится свыше полумиллиона проверок.

Правительство страны знает о проблемах с отечественным регулированием; сфера находится в состоянии реформирования как минимум пять лет. В 2013 г. обсуждалась новая концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, был ограничен перечень объектов, подлежащих постоянному государственному контролю. Количество плановых проверок в 2014 г. снизилось. Но уже в 2015 г. темп снижения замедлился. В 2016 г. начали действовать «надзорные каникулы», освобождающие малый и средний бизнес от повторных проверок или проверок в начале деятельности (но с исключениями).

В 2016 г. руководство страны решило отойти от советской модели контроля (когда в ходе проверок исследуется соблюдение обязательных требований, а сами проверки сплошные), применив точечные меры. Был внедрен рискориентированный подход к проверкам, велись эксперименты по оценке результативности органов контроля, думали об автоматизации их деятельности. С начала 2019 г. решили перейти от пластической хирургии к ампутации, запустив так называемую регуляторную гильотину, под которую подпадут все действующие правовые акты по замыслам департамента регуляторной политики аппарата правительства России.

Гильотина – это вопрос светлого будущего, а что мы имеем в настоящем? Чтобы оттолкнуться для прыжка, нужно иметь твердую почву – описание текущего положения дел с проверками по всей России. Мы собрали и проанализировали данные более чем о 500 000 плановых и внеплановых проверок в стране за 2019 г., объединив разрозненные источники из разных ведомств. Ориентируясь только на один набор данных, реформатор может принять управленческое решение на основе неполной информации.

Что мы узнали? Удержать баланс между интересами государства по поддержанию порядка и интересами регулируемых организаций в 2019 г. не удалось. Из наших данных следует, что в отдельных регионах страны в 2019 г. количество плановых проверок по 294-ФЗ увеличилось более чем на 20%. Количество внеплановых проверок в январе – августе 2019 г. также превысило значения аналогичного периода 2018 г. Изучение долгосрочных трендов подтверждает, что в 2019 г. впервые наблюдается рост числа проверок.

Почему не получается надолго изменить контрольное бремя?

Ответ на этот вопрос нужен прямо сейчас, когда правительство перестраивает практически всю контрольно-надзорную деятельность в стране (за исключением финансового контроля). Деловое сообщество и контрольно-надзорные органы ждут новое регулирование. В разной степени готовности находятся проекты федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «Об обязательных требованиях», «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации», новый Кодекс об административных правонарушениях.

Можно констатировать, что, несмотря на годы реформы контрольно-надзорной деятельности, в 2019 г., как и на старте реформы, сохранилось самое очевидное смещение фокуса контрольно-надзорных органов. При проведении плановых проверок внимание контрольных ведомств сконцентрировано на проверках организаций в сфере образования (почти 33% всех плановых проверок). При этом почти 40% действующих организаций – это предприятия (или индивидуальные предприниматели) оптовой и розничной торговли. На эту отрасль приходится 12% проверок, немного уступают им в количестве проверки в сфере здравоохранения. Внеплановые проверки сконцентрированы на сфере недвижимости (государственные жилищные инспекции, проверяющие управляющие компании многоквартирных домов).

Проверка, несмотря на все попытки реформирования, еще не стала инструментом профилактики нарушений. Основная ее функция, что следует из такой диспропорции, управленческая. Посредством проверок власть формально добивается соблюдения обязательных требований на своих нижних этажах. При этом мало кто мыслит в реальных категориях риска нарушения требования или его профилактики.

Авторы — младшие научные сотрудники Института проблем правоприменения; ассоциированный профессор ПАО «МТС» по эмпирико-правовым исследования Европейского университета в Санкт-Петербурге

Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 № 862

Полный мораторий на проведение налоговых проверок заканчивается 30.06.2020.

Подробнее об этом и других изменениях с 01.07.2020 читайте в нашей статье «Памятка бухгалтеру: какие нововведения и изменения с 1 июля 2020 года».

Мораторий на плановые проверки МСП (малого и среднего бизнеса) завершит своё действие 31.12.2020 (согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 480-ФЗ). При этом осталась возможность проведения внеплановых проверок – при наличии соответствующих обстоятельств.

Но законодатели продолжают учитывать последствия коронавирусных мероприятий и ограничений и продолжают уделять внимание тому, чтобы немного облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.

Новое постановление от 13 июня 2020 № 862 внесло изменения в действующий порядок проведения внеплановых налоговых проверок, приведенный в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Постановление № 862 сильно ограничивает возможность провести в 2020 году внеплановую проверку предприятия или ИП, относящегося к МСП.

О том, кого и как включат в план проверок в 2020 году читайте в Дзен Бухгуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *