Порублю по рублю

Минкомсвязи поддержало переход советских фильмов в общее достояние. Об этом «Известиям» сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Алексей Волин

Под общественным достоянием понимается правовой режим существования фильмов, при котором исключительные имущественные права (по российскому законодательству 70 лет со дня обнародования произведения) истекли, что позволяет использовать картины без каких-либо ограничений.

Напомним, в октябре 2014 года президент Владимир Путин призвал разобраться в правоприменительной практике по защите интеллектуальной собственности. Речь шла о том, что фильмы, созданные в СССР на бюджетные деньги, сейчас имеют негосударственных правообладателей. По информации газеты, сформировать итоговую позицию государства по данному вопросу было поручено Минкультуры.

В итоге в министерстве отметили, что принудительный перевод фильмов, произведенных в СССР, в общественное достояние до истечения срока их правовой охраны приведет к нарушению положений российского законодательства и международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация, а также повлечет за собой принудительное и необоснованное ущемление прав и интересов авторов, их наследников, иных правообладателей.

«Данный подход основан на положениях Бернской конвенции об охране художественных произведений и соответствует подходу, принятому во всем мире», — сообщили в пресс-службе Минкультуры.

Представители ведомства также отметили, что по российскому законодательству кинематографические произведения не относятся к объектам культурного наследия и подлежат охране как объекты авторских и смежных прав. Единственным основанием для перехода фильмов в общественное достояние является истечение срока действия авторского права. Для фильмов, произведенных до 1993 года, это 70 лет с момента создания или правомерного обнародования.

В Минкультуры также отметили, что в рамках реализации Указа президента России на портале «Культура.рф» с согласия правообладателей в свободном доступе и для бесплатного просмотра размещены 230 художественных (отечественных и зарубежных) фильмов и 384 документальных.

Впрочем, представители Минкомсвязи по данному вопросу придерживаются иной позиции. «Мы написали, что поддерживаем идею передачи советского кинонаследия в общественное достояние. Но главное, чтобы это не нанесло ущерба действующим киностудиям и чтобы не были нарушены соглашения по советским фильмам, заключенные после 1991 года», — пояснил Волин.

Иван Близнец

Ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец идею перевода фильмов в общественное достояние также поддержал, однако отметил, что необходимо установить размеры отчислений за использование этих кинокартин.

По его словам, для этого нужно создать Фонд общественного достояния, деятельность которого будет регулировать государство, а также реестр картин, переведенных в общественное достояние. За каждое коммерческое использование такого произведения в фонд нужно будет перечислять заранее установленный процент от заработка, например, около 1%. Собранные средства пойдут на поддержку отечественной культуры: кино, молодых авторов, музыкантов и т.д. Близнец отметил, что такой фонд уже существует в Австрии, и там собранные деньги пошли на ремонт Венской оперы.

При этом Близнец отметил, что для перевода советских фильмов в общественное достояние потребуется специальный закон, ведь по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года фильм, снятый на деньги государства, принадлежит студии, которая его снимала.

Напомним, фракция КПРФ в Госдуме еще в мае прошлого года предложила перевести в общественное достояние ряд известных советских художественных фильмов. Согласно депутатской инициативе, россияне могли получить свободный доступ к таким картинам, как «Свадьба в Малиновке», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата», «Судьба человека», «Летят журавли», сказка-мультфильм «Двенадцать месяцев» и другим.

Карен Шахназаров

Впрочем, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров тогда заявил, что инициатива коммунистов принесет лишь хаос и неразбериху на кинорынок. «Я вижу в этом законопроекте незримую руку интернет-пиратов», — пояснил свою позицию Шахназаров.

Как сообщалось ранее, фильмов, перешедших в общественное достояние, не коснется закон о запрете мата, согласно которому кинопоказ невозможен без прокатного удостоверения. В соответствии с законом, в общественное достояние перешли, а значит, свободны для публичного показа: «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Григория Александрова, «Земля» Александра Довженко, «Машенька» Юлия Райзмана, «Аэлита» Якова Протазанова, «У самого синего моря» Бориса Барнета, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Конек-Горбунок» и «По щучьем велению» Александра Роу , «Золотой ключик» и «Новый Гулливер» Александра Птушко и многие другие классические ленты отечественного кинематографа.

В то же время в Минкультуры отметили, что данное исключение не будет распространяться на «измененные» версии картин. Таким образом, фильмы, подвергшиеся «творческой переработке» (колоризованные или озвученные), могут считаться с юридической точки зрения самостоятельными произведениями.

В настоящий момент только две киностудии — «Мосфильм» и «Союзмультфильм» — управляют правами на свои коллекции самостоятельно. Правами на советскую киноклассику производства других советских киностудий распоряжается Госфильмофонд.

Отметим, что еще в 2010 году группа руководителей крупнейших творческих союзов и глав медиакомпаний направила обращение президенту Дмитрию Медведеву с протестом против «принудительной передачи в общественное достояние всех авторских произведений, созданных в СССР и России при господдержке».

Среди авторов письма были кинорежиссер Никита Михалков, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Всего под обращением тогда подписались 11 человек.

Их возмущение вызвало другое письмо, опубликованное 30 декабря 2009 года на сайте webpublishers.ru и направленное в Госдуму. Его авторы выступали за аннуляцию авторских прав на все советские книги и кинофильмы, а также предлагали наделить библиотеки возможностью оцифровывать и размещать в интернете книги без согласия правообладателей.

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Напомним, что летом 2014 года Мосгорсуд по заявлению киноконцерна «Мосфильм» временно ограничил доступ к пиратским копиям почти 100 фильмов советской киноклассики. Всего в списке оказалось 94 фильма, мультфильма и мини-сериала, в том числе наиболее известные советские и российские картины — «Белое солнце пустыни», «Гардемарины, вперед!», «Двенадцать стульев», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Сталкер» и другие.

Тогда поводом для обращения в суд стала деятельность торрента torrentino.com. В итоге торрент-трекер закрыл доступ к советской киноклассике. Ранее суд по заявлению кинокомпании заблокировал доступ к четырем советским фильмам на сайте rutor.org.

Ранее, в апреле 2011 года, на портале YouTube был запущен официальный канал Mosfilm. Как сообщалось, это первый в России партнерский канал YouTube, на котором пользователям будут постоянно доступны полнометражные картины.

Отметим, что в настоящее данные ролики с YouTube на других сайтах не проигрываются – их можно посмотреть только на официальной странице «Мосфильм» на YouTube.

Что делать, когда видео нужно, а возможности снять его самому нет? Правильно, нужно «позаимствовать» его. Но делать, если видео нужно для ютуб, или для других, в том числе коммерческих целей? Например, для вставки в ролик на ютубе. В таком случае, можно использовать видео под свободной лицензией. Ну а где раздобыть такое видео, читаем дальше.

Предлагаю вашему вниманию, двенадцать основных источников, на которых вы можете взять видео, и использовать его для личных и для коммерческих целей. В том числе, разместить его на ютуб.

YouTube

YouTube не нуждается в представлении. Где еще взять видео для ютуб, если не на нем самом? Здесь, постоянно выкладываются самые разные ролики со всего мира, и наверное, на всех языках. Но, взять для коммерческого использования, любое видео нельзя. Но можно воспользоваться фильтром.

В народе существует много суеверий, связанных с младенцами. И если одни попросту абсурдны, то другие несут в себе скрытый смысл. Так, многие слышали, что согласно поверью, ребёнка нельзя показывать посторонним до 40 дней, чтобы его не сглазили, не навели порчу и пр. Можно ли объяснить этот запрет логически, с точки зрения медицины? И что думает по этому поводу православная церковь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *