Право на охрану здоровья и получение медицинской помощи лиц, отбывающих наказание

Ко мне обратился подзащитный, отбывающий наказание в одной из колоний, расположенной на территории нашего города с жалобами на здоровье и на отказ медицинской части данного исправительного учреждения в оказании ему медицинской помощи.
Написав заявление о направлении моего подзащитного в другую колонию для оказания ему квалифицированной медицинской помощи, получила ответ следующего содержания: в настоящее время показаний для обследования и лечения в ОБ ИК № 5 нет.
После этого я обратилась с жалобой на незаконные действия сотрудников администрации в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, однако проведенная проверка результата не дала.
Тогда я решила написать заявление в ГУФСИН России по Кемеровской области с просьбой принять меры по восстановлению конституционных прав моего подзащитного и направить его в ФКУ ИК № 5 для оказания ему своевременной квалифицированной медицинской помощи. Результат положительный, подзащитный отправлен в ФКУ ИК № 5 для получения квалифицированной медицинской помощи.
Итак, какими нормами закона следует руководствоваться, если возникла аналогичная проблема.
Основополагающая норма содержится в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Ч. 6 ст. 12 Уголовно-Исполнительного Кодекса корреспондирует осужденным право на охрану здоровья.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Что такое охрана здоровья?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статья 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает право лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи.
Следовательно, действия сотрудников администрации исправительного учреждения носят незаконный характер, так как они не вправе отказывать в оказании медицинской помощи осужденным, более того исправительные учреждения должны оказывать медицинскую помощь, при этом своевременно.
Исходя из вышеизложенного, необходимо требовать от медицинской части исправительных учреждений своевременное квалифицированное оказание медицинской помощи, так как это право является конституционным и ряд нормативно-правовых актов ему также корреспондируют.

Заключение договора на оказание медицинских услуг

Как уже было отмечено, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением УИС и медицинской организацией.

Обратите внимание: примерная форма договора утверждена Приказом Минюста РФ от 28.08.2013 № 167.

В соответствии с п. 7 Правил № 1466 договор должен содержать следующие положения:

  • виды медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, и режим ее работы;

  • виды, сроки и объем медицинской помощи, которую медицинская организация обязана оказывать лицам, лишенным свободы;

  • расходы медицинской организации на оказание медицинской помощи лицам, лишенным свободы, подлежащие оплате учреждением УИС, их размеры и сроки оплаты;

  • обеспечение ИУ конфиденциальности полученных от медицинской организации сведений, касающихся состояния здоровья лиц, лишенных свободы, выявленных у них заболеваний и проведенного (необходимого в дальнейшем) лечения.

Договор заключается в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ. На практике нередко возникает вопрос: вправе ли ИУ заключить указанный договор посредством размещения заказа у единственного поставщика?

В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ у единственного поставщика может проводиться закупка работ или услуг, которые выполняются или оказываются:

  • органом исполнительной власти в рамках его полномочий;

  • подведомственными ему государственными учреждениями, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, указанная норма может быть применена казенным учреждением ФСИН при закупке услуг на оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг больным из числа заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержащихся в ИУ, только у органа исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственных ему государственных учреждений (при наличии у них полномочий, установленных соответствующим нормативным правовым или законодательным актом). При этом заказчик вправе осуществить закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в ней могут принять участие как государственные, так и муниципальные учреждения здравоохранения (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 28.09.2015 № Д28и-2624).

Обратите внимание: аналогичные разъяснения можно найти в судебной практике (см. Постановление АС УО от 03.10.2016 № Ф09-8745/16 по делу № А76-28363/2015).

Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном п. 6 ч. 1 данной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Для справки: извещение должно содержать информацию, приведенную в п. 1, 2, 4 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 данной статьи (если установлено требование обеспечения исполнения контракта).

Кроме того, как разъяснено в Письме Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № ОГ-Д28-2620, в силу ч. 2 – 4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан:

  • сообщить о закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольному органу в сфере закупок;

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. К тому же заключаемый контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Размер аванса на оплату медицинских услуг в 2017 году

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Получатели бюджетных средств (федеральные казенные учреждения) обязаны руководствоваться размерами авансовых платежей, ежегодно устанавливаемыми Правительством РФ.

Обратите внимание: на 2017 год размеры авансовых платежей установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551.

Как следует из названного документа,федеральное казенное учреждение при заключении договора вправе предусмотреть авансовые платежи в размере до 30% суммы договора.

Отражение в учете расходов на оказание медицинской помощи

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на оказание медицинских услуг ИУ отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В силу п. 21 Инструкции № 157н учет расчетов с медицинской организацией по оказанию медицинской помощи по заключенному договору ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам».

Аналитический учет расчетов с исполнителями услуг ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 257 Инструкции № 157н).

Принятие к учету суммы задолженности по оплате оказанных услуг оформляется бухгалтерской записью (п. 102, 121 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит счета 1 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

При перечислении денежных средств с лицевого счета исправительного учреждения в счет погашения задолженности перед медицинской организацией производится запись (п. 111 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит счета 1 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»

Рассмотрим порядок отражения в учете операций на примере.

Пример.

В марте 2017 года исправительное учреждение заключило договор на оказание скорой медицинской помощи лицам, находящимся под стражей. Медицинские услуги оказаны организацией на сумму 25 360 руб. Расчет по оказанным услугам произведен ИУ в полном объеме.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 162н будут сделаны следующие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *