ПРИНЯТ ЗАКОН о безвозмездном выделении земли для граждан в любом свободном месте.

СТ 39.5 ЗК РФ

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Земельные участки многодетным семьям

Предоставление земельных участков бесплатно многодетным семьям было установлено еще ранее в 2011 г. на основании Федерального закона № 138-ФЗ от 16.06.2011 г. . Этим законом в ЗК РФ были внесены изменения, согласно которым «граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации». На данный момент статья 28ЗК РФ утратила силу в связи с принятием Федерального закона №171-ФЗ (23.06.2014 г.).

Сегодня все случаи и порядок предоставления земельных участков бесплатного в собственность многодетным семьям устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В частности решением таких органов могут быть приняты дополнительные требования для получения земельных участков из земель, принадлежащих субъекту РФ или муниципальному образованию. Земельным кодексом прямо предусмотрено возможность установления требования о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также может быть установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

По Московской области принят Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 15.06.2011. Этот закон устанавливает, что для получения в долевую собственность земельного участка в Московской области многодетная семья должна соответствовать таким условиям:

1) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая мать (отец), с которыми проживают трое и более детей, должны быть не менее 5 лет зарегистрированы на территории Московской области;

3) трое и более детей должны быть зарегистрированы по месту жительства в Московской области;

4) ни один из членов многодетной семьи не имеет земельных участков и домов на территории Московской области.

В Тверской области согласно Закону № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» от 07.12.2011 г. установлены менее жесткие требования. Так, правом на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, обладают граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, при одновременном наличии следующих условий:

1) гражданин является родителем (усыновителем) трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ним;

2) гражданин проживает в Тверской области не менее 5 лет.

Выделение земельных участков под строительство домов для многодетных семей происходит в каждом регионе по-разному, это зависит от средств бюджета и желания властей. В больших населенных пунктах, областных центрах наблюдается дефицит свободных земельных участков. В связи с этим многодетным семьям зачастую выделяют не очень привлекательные земли на большом расстоянии от города. С принятием изменений в ЗК РФ граждане теперь вправе самостоятельно выбирать земельные участки, которые им подходят, и подготавливать необходимые документы для их получения.

Заявление о предоставлении земельного участка

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты паспорта;

2) наименование и юридический адрес заявителя юридического лица, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, идентификационный номер налогоплательщика;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, cтатьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ (основания для предоставления ЗУ в заявлении нужно указывать конкретно в соответствии с определенной статей ЗК РФ);

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (только в том случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд);

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории (в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом);

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории);

3) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (в случае предоставления лесного участка);

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если обращается представитель);

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица (только для заявителей иностранных компаний);

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов (для НО).

При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка. Поэтому в заявлении нужно указывать, что вы не даете (даете) согласие на утверждение другой схемы ЗУ.

Образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка: скачать.

В статье изложены основные возможности и процедуры получения физическим лицом (гражданином) от государства бесплатно в собственность земельных участков на основании вступивших в силу с 1 марта 2015 г. изменений в ЗК РФ.

Список использованных сокращений:

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации ;

Федеральный закон №171-ФЗ (23.06.2014 г.) — Федеральный закон от № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;

ЗУ – земельный участок;

НО – некоммерческая организация;

ВРИ – вид разрешенного использования (земельного участка);

ЛПХ – личное подсобное хозяйство;

К(Ф)Х – крестьянское (фермерское) хозяйство;

ИЖС – индивидуальное жилищное строительство.

Список статей ЗК РФ, которые относятся к предоставлению земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности:

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки

Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков на торгах и без проведения торгов

Статья 39.4. Цена продажи земельного участка

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.7. Размер арендной платы

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка

Статья 39.9. Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.10. Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов

Статья 39.17. Предоставление земельного участка без проведения торгов

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Случаи, когда земельный участок может предоставляться в собственность бесплатно

Федеральным законом №171-ФЗ от 23 июля 2014 г. были внесены существенные поправки и дополнения в Земельный кодекс Российской Федерации, касающиеся в основном предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду, безвозмездное пользование или собственность земельных участков из государственной или муниципальной собственности. Документ достаточно объемный и нуждается в детальном изучении, но нас в наибольшей степени будет интересовать возможность получения земельного участка в собственность бесплатно.

Перечень таких случаев определен в ст. 39.5 ЗК РФ. Там всего ВОСЕМЬ пунктов, но мы рассмотрим только те, когда земельный участок бесплатно в собственность может получить именно физическое лицо гражданин. Такие случаи следует разделить на 2 категории:

1) Предоставление в собственность земельного участка бесплатно по истечению 5 лет безвозмездного пользования земельным участком;

2) Предоставление в собственность земельного участка бесплатно льготным категориям граждан.

Более детально условия предоставления участков изображены на рисунке 1.

Примечания:

(1) Процедура (порядок) предоставления земельного участка из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов установлена в ст.39.14 ЗК РФ и одинакова для всех случаев предоставления участка:

а. в собственность;

б. в аренду;

в. в постоянное (бессрочное) пользование;

г. в безвозмездное пользование.

Детальнее данный порядок будет рассмотрен в отдельном пункте статьи ниже.

(2) Полный перечень случаев предоставления земельного участка в безвозмездное пользование определен в ст. 39.10 ЗК РФ. Такое пользование может стать не только основанием для бесплатного получения земли в собственность, но и хорошей альтернативой такому получению земельного участка в собственность. Безвозмездное пользование, как следует из названия, означает, что не нужно платить за землю ни арендную плату, ни налог на собственность – это очень удобно.

(3) Детальнее условия предоставления земельных участков многодетным семьям будут рассмотрены ниже в отдельном пункте статьи.

(4) Положения о бесплатном выделении земельных участков отдельным категориям граждан, как и многие другие условия предоставления земли (список муниципальных образований, список приоритетных профессий, условия для предоставления земли многодетным семьям) устанавливаются местными законами на уровне субъектов РФ. Поэтому более детально этот вопрос нужно рассматривать в разрезе регионального законодательства. В разных регионах льготными могут быть разные категории граждан. Например: инвалиды первой и второй групп; семьи, имеющие детей-инвалидов; дети-сироты; лица, репрессированные по политическим мотивам; семьи, проживающие в сельской местности не менее трех лет; граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях; одинокие матеря (отцы) и вдовы (вдовцы), имеющие несовершеннолетних детей; граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; ветераны и инвалиды боевых действий; инвалиды-чернобыльцы и др. .

Таким образом, в ЗК РФ предусмотрено не так уж и много случаев бесплатного предоставления земельных участков в собственность. Сразу получить землю в собственность могут только льготные категории населения, список которых утверждается на уровне субъектов РФ. Чтобы получить землю в собственность бесплатно на общих основаниях нужно ждать не менее 5 лет. Перед этим нужно пройти сложную процедуру предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Комментарий к Статье 39.5 Земельного кодекса РФ

Принцип платного предоставления государственной и муниципальной земли в частную собственность сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан и юридических лиц. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (Определения от 15 января 2009 г. N 105-О-О, от 24 февраля 2011 г. N 163-О-О и др.). В силу ст. ст. 10 и 72 (п. п. «в», «ж» ч. 1) Конституции РФ, а также п. 2 ст. 28 ЗК РФ (признан утратившим силу Законом N 171-ФЗ) определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Определения от 22 марта 2012 г. N 523-О-О, от 29 мая 2012 г. N 918-О, от 25 февраля 2013 г. N 193-О, от 21 ноября 2013 г. N 1831-О, от 24 декабря 2013 г. N 2134-О и др.).

Следует отметить, что до введения комментируемой статьи 39.5 в ЗК РФ отсутствовал четкий, определенный перечень случаев предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. Такие случаи устанавливались в отдельных нормах ЗК РФ (например, п. 2 ст. 28, п. 2.1 ст. 30), иных федеральных законах <1>. Кроме того, согласно действовавшему до 1 марта 2015 г. п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могло осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такой подход давал фактически неограниченные полномочия субъектам Российской Федерации в части установления указанных случаев.
———————————
<1> Следует отметить, что недостаточно четкие формулировки отдельных федеральных законов на практике приводили к многочисленным спорам, должно ли осуществляться предоставление земельного участка за плату или бесплатно (см., например, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Установленные комментируемой статьей основания бесплатного предоставления земельных участков также в ряде случаев предполагают их дальнейшее развитие в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такая возможность имеет ограниченный характер и связана только с определением отдельных категорий граждан или случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям (п. п. 7 и 8 комментируемой статьи).

Такой подход позволяет сделать вывод, что комментируемой статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований бесплатного предоставления земельных участков.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Порядок предоставления определен ст. ст. 39.14 — 39.17 и 39.19 ЗК РФ.

Подпунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор. Данный случай не является новым для земельного законодательства и предусматривался ранее п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Содержание и порядок заключения договора о развитии застроенной территории урегулирован ст. ст. 46.1 — 46.3 Градостроительного кодекса РФ. Такой договор заключается по результатам аукциона, а земельные участки, образованные в границах застроенной территории, предоставляются только после выполнения определенных обязательств, связанных с подготовкой документации по планировке территории, расселением жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Следует отметить, что по выбору лица, с которым заключен такой договор, указанные земельные участки могут быть ему предоставлены в собственность бесплатно или в аренду (подп. 13 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Подпункт 2 комментируемой статьи, предусматривающий предоставление в собственность земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке, также не является новым и воспроизводит ранее действовавший абзац 3 п. 1 ст. 36 ЗК России.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация. Согласно ст. 16 указанного Федерального закона религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Понятие «имущество религиозного назначения» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6423), согласно которой имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Законодательство Российской Федерации не раскрывает понятие «имущество благотворительного назначения», в связи с этим в целях реализации подп. 2 комментируемой статьи целесообразно под зданиями, сооружениями благотворительного назначения понимать объекты, непосредственно предназначенные для осуществления благотворительной деятельности, под которой понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 1 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340).

Подпункт 3 комментируемой статьи предусматривает безвозмездную передачу в собственность некоммерческой организации, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации земельного участка, который образован из предоставленного для ведения садоводства, огородничества земельного участка и который относится к имуществу общего пользования. В этой части фактически воспроизводится ст. 14 Закона N 66-ФЗ (действовавшая до Закона N 171-ФЗ). При этом обратим внимание, что данное право установлено только для садоводческих и огороднических объединений граждан, дачные некоммерческие объединения граждан должны выкупать земельные участки, отнесенные к имуществу общего пользования, или брать их в аренду.

Подпункты 4 и 5 комментируемой статьи являются новыми для земельного законодательства и направлены на развитие сельских территорий, привлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на привлечение к работе на этих территориях специалистов (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ). Согласно указанным подпунктам комментируемой статьи гражданин вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок, предоставленный ему в безвозмездное пользование, если он использовал земельный участок в течение 5 лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае, если участок предоставлялся в безвозмездное пользование по основанию, предусмотренному подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, — также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации). При этом заявление о приобретении земельного участка в собственность бесплатно должно быть подано до даты прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 39.14 ЗК РФ).

Подпункт 6 комментируемой статьи предусматривает предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей. При этом данное основание претерпело изменения по сравнению с ранее действовавшим п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Так, исключено указание на индивидуальное жилищное строительство как одну из целей предоставления земельных участков. В настоящее время цели предоставления не урегулированы. Во-вторых, фактически предусмотрено не просто установление законом субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а в принципе право субъектов установить соответствующие случаи и порядок.

В этой части федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации еще более широкие полномочия.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки оспорить те или иные положения законов субъектов Российской Федерации, принятых по указанному вопросу. Но, как отметил Верховный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации. Установление субъектом Российской Федерации условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного ЗК РФ полномочия по установлению порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков указанной категории лиц. При этом субъект Российской Федерации, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия (Определения от 23 апреля 2014 г. N 8-АПГ14-4, от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1).

Следует также обратить внимание на то, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В связи с этим Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ (РГ. 2014. N 299) установлено право субъектов Российской Федерации предусматривать для предоставления земельного участка по рассматриваемому основанию требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у граждан имеется основание для постановки их на данный учет, а также устанавливать возможность предоставления гражданам с их согласия иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Подпункт 7 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ предусматривает бесплатное предоставление земельного участка иным (не многодетным) отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации говорилось именно о бесплатном предоставлении земельных участков.

Так, на федеральном уровне предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков следующим категориям граждан и некоммерческим организациям, созданным гражданами:

— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247);

— Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности (ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349; 2006. N 20. Ст. 2157; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 9. Ст. 817; N 29. Ст. 3410; N 30. Ст. 3616; N 52. Ст. 6224; 2009. N 18. Ст. 2152; N 30. Ст. 3739; 2010. N 50. Ст. 6598; 2013. N 27. Ст. 3477);

— общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности указанных организаций (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— гражданину Российской Федерации — земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— до 31 декабря 2020 г. члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан независимо от даты вступления в члены указанного объединения — земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

— земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

— по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

— земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В части полномочий субъектов Российской Федерации следует отметить, что комментируемым пунктом предусмотрено только их право устанавливать законом Российской Федерации отдельные категории граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно, и случаев такого предоставления <1>. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков в собственность юридическим лицам после 1 марта 2015 г. не подлежат применению. Единственным исключением из данного правила является п. 8 комментируемой статьи, согласно которому субъектами Российской Федерации могут быть также предусмотрены случаи предоставления в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства. При этом следует отметить, что данный пункт также не является новеллой и фактически воспроизводит ранее действовавший абзац 6 п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
———————————
<1> Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействующими положений законов отдельных субъектов Российской Федерации, устанавливающих право граждан на получение земельного участка в собственность бесплатно, отметил, что ЗК РФ установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам, а не только отдельные категории граждан (Определения от 3 июня 2015 г. N 58-АПГ15-10, от 2 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-3).

Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает предоставление бесплатно в собственность земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. ст. 2, 10 указанного Закона земельный участок предоставляется гражданину, с которым ранее был заключен договор безвозмездного пользования таким земельным участком, по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору в собственность бесплатно или в аренду (земельный участок из состава земель лесного фонда предоставляется только в аренду, при этом гражданин, с которым заключен договор аренды такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность бесплатно после истечения десяти лет со дня заключения договора аренды при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий).

Пункт 10 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ также является отсылочным и предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Так, например, единый институт развития в жилищной сфере в установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации случаях либо по решению или распоряжению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в жилищной сфере, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества единого института развития в жилищной сфере, а также иного имущества без проведения торгов в собственность, аренду, безвозмездное пользование юридическим лицам либо публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию), а также осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в собственность кооперативов и (или) граждан, являющихся членами кооперативов в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом (п. п. 6.3, 6.4 ч. 3 ст. 3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *