Профессионально-техническое образование

образовательное учреждение, реализующее программы начального профессионального образования, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации. Главной задачей У.н.п.о. является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ. К У.н.п.о. относятся: профессиональное училище; профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования; учеб но-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

. В июле 1920 года В.И. Лениным был подписан декрет «Об учебной профессионально-технической повинности», которым вводилось обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих от 18 до 40 лет. Был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) под председательством Ф.Э. Дзержинского. В декрете указывалось на необходимость создания специальных школ и курсов для подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Этот декрет послужил мощным толчком к развитию П.-т.о.: только с сентября 1920 по июль 1921 г. число таких школ и курсов, а также контингент обучающихся в них увеличились более чем в три с половиной раза. Этому способствовало также и принятое в 1920 г. III съездом профсоюзов постановление о создании краткосрочных вечерних курсов при каждом промышленном предприятии и дневных краткосрочных курсов повышенного типа для подготовки высококвалифицированных («старших») рабочих, инструкторов и мастеров.
Подготовка и повышение квалификации рабочих в 1920–1924 гг. осуществились главным образом на профессионально-технических курсах во всех отраслях промышленности (со сроком обучения 5–6 месяцев). Однако в работе таких курсов был существенный недостаток. Дело в том, что профессионально-техническая подготовка рабочих на них осуществлялась без какого-либо плана, без учета потребности предприятий в рабочей силе по определенным профессиям и квалификации.
В своей речи на III съезде комсомола В.И. Ленин развил учение о воспитании, сформулировал основные принципы воспитания, общего политического и П.-т.о. применительно к новым историческим условиям.Придавая важное значение делу воспитания и профессионального обучения молодежи, в правительственных постановлениях указывалось на необходимость реорганизации труда рабочей молодежи, подчинения его целям обучения и квалификации, строительства школы рабочей молодежи, объединяющей практическое обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием.
Такой школой рабочей молодежи стали школы фабрично-заводского ученичества, которые начали создаваться уже в 1920 г.
Организацией школ ФЗУ было положено начало создания профессиональной школы, которая давала молодежи общеобразовательную, политехническую и профессиональную подготовку.
X съезд Советов (1922) высказывался за расширение сети школ ФЗУ как единственной массовой школы для рабочей молодежи. При этом съезд подчеркнул особое значение этих школ для подготовки здоровых, культурных и политически активных резервов рабочего класса и предложил Наркомпросу и всем хозяйственным органам на местах всемерно укреплять эти школы, опираясь на массовые организации рабочей молодежи и профсоюзы.
XIII съезд Советов (1927) подчеркнул, что П.-т.о. наиболее тесно связано с задачами индустриализации и должно привлекать особое внимание государства и общества. Съезд указал на необходимость дальнейшего расширения и улучшения подготовки квалифицированных рабочих, повышения общеобразовательной подготовки поступающих в школы ФЗУ учащихся, более целесообразного использования их труда при выполнении производственных заданий. Перед школами ФЗУ была поставлена задача формирования профессионального мастерства обучающихся, вооружения их знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы на производстве. Эти задачи определили содержание обучения, организацию и направление всей учебно-воспитательной работы в школах ФЗУ. Учащиеся школ ФЗУ изучали общеобразовательные, общетехнические и специальные предметы, что способствовало повышению их общего культурно-технического уровня.
К концу 20-х гг. сложились школы ФЗУ с различными сроками обучения: двухгодичные для подготовки рабочих III и IV разрядов; двух с половиной и трехгодичные для подготовки рабочих-универсалов V–VI разрядов, трех- и четырехгодичные для подготовки высококвалифицированных рабочих, наладчиков и контролеров.
Именно через эту сеть промышленность получила кадры квалифицированных рабочих, теоретически и практически подготовленных для самостоятельной работы.
Введение трудовой повинности и развитие, наряду со школами ФЗУ, системы внутризаводского курсового обучения явилось новой формой повышения культурно- технического уровня рабочих.
В 20-х и начале 30-х гг. более организованный характер приобретает обучение на профессионально-технических курсах и в учебно-показательных мастерских.
На профессионально-технических курсах осуществлялась подготовка новых рабочих (срок обучения – от 6 месяцев до 1 года), мастеров из высококвалифицированных рабочих (срок обучения 2 года), а также повышение квалификации рабочих (срок – от 1 года до 2 лет).
По официальным данным, на 2019 курсах к началу 1930 г. обучалось уже 180 тыс. человек.
Однако, несмотря на большую проведенную работу, подготовка рабочих как в системе внутризаводского обучения, так и в развивающейся сети школ ФЗУ значительно отставала от потребностей промышленности. Если говорить о школах ФЗУ, то они нередко готовили кадры по таким профессиям, в которых предприятия не испытывали острой нужды. Это объяснялось как отсутствием материально-технической базы для обучения рабочих сложных профессий, так и отсутствием плановости в подготовке кадров. Вот почему школы ФЗУ из ведения Главпрофобра были переданы в непосредственное подчинение предприятий. Передача школ ФЗУ в ведение предприятий на том историческом этапе сыграла положительную роль, так как способствовала унификации системы подготовки рабочих кадров в стране, созданию прочной материально-технической базы, условий для прохождения учащимися производственнойпрактики и привлечения к обучению инструкторов и преподавателей из инженерно- технических работников и квалифицированных рабочих. Школы ФЗУ стали ближе к нуждам производства и получали более квалифицированное и конкретное руководство.
Однако скоро выявились и отрицательные стороны передачи школ в непосредственное ведение предприятий. Предприятия подчинили профессионально-техническое обучение текущим нуждам производства. Значительно сократились в это время и сроки обучения. Поскольку школы ФЗУ подготавливали рабочих для тех предприятий, в состав которых они входили, то обучались в них, как правило, рабочие наиболее массовых профессий. Практически не обеспечивались квалифицированными рабочими новостройки и предприятия, при которых невозможно было организовать школы.
Несмотря на принятые меры для развития всех видов и форм П.-т.о. как в школах ФЗУ, так и непосредственно на предприятиях, проблема подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства осталась нерешенной.
Созданная в 1931 г. при Наркомпросе Межведомственная комиссия, состоящая из представителей Наркомпроса, ВСНХ, НКПС, профсоюзов и других организаций, разработала единую систему дополнительного обучения рабочих на производстве, которая была утверждена Совнаркомом СССР.
Эта система обучения включала следующие основные звенья:
вводные курсы для ознакомления с производством новых рабочих, рассчитанные на 20 занятий;
производственно-технические курсы, ставившие перед собой задачу дать учащимся знания в объеме начальной общеобразовательной школы и повысить их квалификацию по специальности.
Такие курсы имели три звена. В первом звене обучались рабочие, имевшие определенный образовательный уровень, но не обладавшие никакой квалификацией. Рабочую профессию они получали здесь за 5 месяцев. Во втором звене обучались малограмотные и не имеющие квалификации рабочие. За 10 месяцев обучения они получали не только профессию, но и ликвидировали свою малограмотность. В третьем звене обучались квалифицированные рабочие, имевшие низкий общеобразовательный уровень. За 8,5 месяцев обучения они повышали свой производственно-технический уровень и получали общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы.
Были организованы и рабочие технические школы, где рабочие повышали производственную квалификацию для выполнения работ, тарифицируемых по VI–VIII разрядам, и полу-чали общеобразовательные знания в объеме 7 классов. В этой школе осуществлялась главным образом подготовка низшего технического персонала.
Однако и эта система дополнительного обучения рабочих на производстве не могла обеспечить растущие нужды промышленности в квалифицированных рабочих кадрах, и через 2 года все эти курсы и рабочие технические школы были преобразованы в производственно-технические курсы первой и второй ступеней: на I ступени рабочие за 6-месячный срок обучения приобретали новую профессию, а на II ступени за 10- месячный срок обучения повышали свою квалификацию.
Реконструкция народного хозяйства, развитие техники и совершенствование технологии производства предъявляли новые требования к культурно-техническому уровню рабочих кадров. Нужно было вооружить рабочих более глубокими и прочными знаниями, помочь им в короткие сроки без отрыва от производства изучить новое оборудование, освоить новые процессы и скорости.
Правительство сочло необходимым организовать систематическое обучение рабочих на производстве в кружках технического минимума, стахановских школах, на курсах мастеров социалистического труда, различного рода курсах целевого назначения.
Обучение в кружках технического минимума, рассчитанных на 118–120 часов занятий, было обязательным для всех рабочих. Приобретение рабочими минимума техническихзнаний имело в период индустриализации страны важное значение для повышения производительности труда, снижения брака, себестоимости выпускаемой продукции.
Кружки создавались для рабочих родственных специальностей, занятия заканчивались сдачей экзаменов. Как форма массового обучения кружки технического минимума сыграли большую роль в подъеме культурно-технического уровня рабочего класса.
Стахановские школы преследовали цель – знакомить рабочих с передовыми методами труда новаторов производства. Возникшие впервые на фабрике «Парижская коммуна», эти школы в течение короткого времени получили широкое признание на предприятиях страны.
На курсах мастеров социалистического труда рабочие-новаторы повышали свои общеобразовательные и специальные знания, осваивали наиболее сложные виды работ по своей профессии. Срок обучения на этих курсах был 2,5 года. По окончании таких курсов рабочие обычно использовались в качестве бригадиров и мастеров цехов, инструкторов производственного обучения.
Однако созданная в 30-х гг. система подготовки и повышения квалификации рабочих как непосредственно на производстве, так и в школах ФЗУ перестала удовлетворять требованиям развития народного хозяйства. Сеть школ ФЗУ к тому времени сократилась почти в три раза. Темпы роста производства, строительства и расширение действующих предприятий тормозились из-за отсутствия квалифицированных рабочих кадров.
Ведомственное подчинение школ ФЗУ изжило себя и не давало возможности направлять рабочих в те районы страны, которые особенно в них нуждались. Подготовка и воспитание молодых рабочих приобретали значение важной отрасли народного хозяйства.
Для решения этих задач нужны были новые, более современные, формы подготовки рабочих на твердой плановой основе с учетом государственных интересов, растущих потребностей в кадрах и перспектив развития различных отраслей народного хозяйства.
Начало современной государственной системы П.-т.о. было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР». В стране были организованы ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. В создании новой системы подготовки рабочих кадров принимала участие вся страна. В короткие сроки были преобразованы учебные помещения бывших школ ФЗУ; созданы новые учебные мастерские, классы, лаборатории, обеспеченные станками, механизмами, наглядными пособиями; открыты благоустроенные общежития; оборудованы помещения для культурно-просветительной и спортивной работы.
Очень скоро выявились преимущества новых типов учебных заведений: качество обучения значительно улучшилось, приток квалифицированных рабочих в бурно развивающейся отрасли народного хозяйства увеличился. Через ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО стало возможным планирование подготовки рабочих кадров по профессиям и специальностям для различных отраслей промышленности и перераспределению рабочей силы в общегосударственном масштабе. Большое внимание в этих учебных заведениях уделялось овладению обучающимися профессиональным мастерством.
В ремесленных училищах на производственное обучение отводилось от 50 до 60% учебного времени, а в школах ФЗО – от 80 до 95%. В подавляющем большинстве случаев теоретические занятия в ремесленных училищах чередовались через день, предметы общеобразовательного и общетехнического циклов изучались в начальный период обучения, что способствовало созданию теоретической основы для овладения производственными навыками и умениями. Ремесленные училища и школы ФЗО обеспечивали не только профессиональную подготовку обучающейся молодежи, но и проявляли большую заботу о физическом воспитании учащихся.
Ремесленные училища и школы ФЗО сыграли большую роль в обеспечении отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами, в укреплении экономического и оборонного могущества нашей страны.
С первых дней Отечественной войны училища и школы ФЗО полностью переключились на работу для нужд фронта, учащиеся выполняли военные заказы на предприятиях и вучебных мастерских училищ. Эффективность государственной системы трудовых резервов определялась тесными связями учебных заведений с производственными предприятиями.
В соответствии с требованиями экономики военного времени государство направляло выпускников училищ на важнейшие предприятия и стройки – туда, где ковалась победа над врагом.
К началу 1943 г. некоторые авиационные и другие заводы имели в составе рабочих коллективов 80–90% воспитанников учебных заведений трудовых резервов.
Только за годы Великой Отечественной войны учебные заведения трудовых резервов подготовили 2475 тыс. квалифицированных рабочих, т.е. почти столько, сколько школы ФЗУ за 20 лет своего существования.
За успешную подготовку кадров для промышленности и помощь фронту 20 тыс. учащихся и работников системы трудовых резервов были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Большую роль сыграла система трудовых резервов и в послевоенный период. Оставаясь в своей основе неизменной, государственная система профессионально-технического образования продолжала совершенствоваться. Законом, принятым Верховным Советом СССР в декабре 1958 г., действовавшие в стране различные типы учебных заведений, независимо от их подчиненности ведомствам, были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного до трех лет. В стране был создан единый тип профессиональных учебных заведений.
На государственную систему профтехобразования возложена обязанность готовить квалифицированные кадры для всех отраслей народного хозяйства. И с этой задачей она успешно справлялась. Сейчас в стране уже нет промышленных предприятий, где бы не работали воспитанники профессионально-технических училищ. На многих крупных предприятиях и стройках они составляют 80–90%. Подготовленные в профтехучилищах квалифицированные рабочие способны успешно и быстрыми темпами двигать вперед промышленность.
Профессионально-технические учебные заведения, являясь важной частью общей системы народного образования, наиболее полно сочетают общее политехническое и профессионально-техническое образование молодежи. Учебно-воспитательный процесс в них строится на основе непосредственного участия учащихся в производительном труде.
Профтехучилища специализируются по отраслям производства, исходя из потребностей предприятий и организаций города, области, края или республики. Непосредственная связь училищ с промышленными предприятиями осуществлялась путем прикрепления каждого училища к какому-либо базовому предприятию, где учащиеся проходили производственную практику.
В конце 50-х гг. получил развитие и такой тип учебных заведений профессионально- технического образования, как техническое училища (со сроком обучения преимущественно один–полтора года), где юноши и девушки, окончившие полную среднюю школу, овладевали рабочими профессиями, требовавшими повышенного общеобразовательного уровня.
В системе П.-т.о. в 70-х гг. положено начало развитию нового типа учебных заведений – средним профтехучилищам, подготавливающим квалифицированных рабочих со средним образованием. Это вызвано тем, что в современном производстве на первый план выдвигается новый тип квалифицированного рабочего, основу профессиональной квалификации которого составляют не навыки ручного труда, а широкий технический кругозор, высокий уровень общего образования, творческое отношение к труду. На смену рабочему, владеющему одной профессией, узкому специалисту, приходит рабочий широкого профиля.
В средних профтехучилищах наиболее полно реализуются ленинские идеи о соединении обучения с производительным трудом; учащиеся получают более высокую политехническуюи специальную подготовку по избранной специальности; законченное среднее образование; повышенный возрастной состав обучающихся расширяет возможности формирования высокой гражданской зрелости.
Профтехучилища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием – это не механическое соединение в одном учебном заведении профессиональной подготовки и общего среднего образования. Овладение профессией и основами наук в этом новом типе учебного заведения составляет единый учебно-воспитательный процесс. Общеобразовательные предметы служат не только базой для изучения специальных дисциплин, но и повышения профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов помогает не только закреплять знания по общеобразовательным предметам, но и углублять их в связи с рассмотрением научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Практика показывает, что взаимопроникновение профессионально-технического и общего образования значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса. Таким образом, в профессиональных учебных заведениях получают развитие прогрессивные виды организации труда: бригадный и арендный подряды, договорные отношения, хозрасчетная и кооперативная деятельность, создание хозрасчетных цехов и кооперативов при профтехучилищах и др.
Наряду с развитием средних профтехучилищ при многих профессионально-технических училищах организованы вечерние отделения для подготовки и повышения квалификации рабочих. Эти отделения (созданы и вечерние училища) пользуются теми же льготами, что и вечерние средние школы рабочей молодежи, и играют важную роль в сближении учебных заведений системы профтехобразования с производством. Материально- техническая база вечерних профтехучилищ и вечерних отделений дневных училищ дает достаточно широкие возможности для проведения практических занятий в условиях, приближенных к производственным. Это позволяет активизировать учебный процесс и обеспечить полноценную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих.
Советский Союз являлся единственной высокоразвитой страной, где получила широкое развитие подготовка квалифицированных рабочих как в учебных заведениях, так и в условиях материального производства. Обучение в учебных заведениях рассчитано на подготовку рабочих по наиболее сложным профессиям в сравнительно длительные сроки с твердо установленными периодами приема и выпуска, а на производстве – на подготовку рабочих по несложным профессиям с краткосрочной формой обучения.
Научные исследования специалистов по экономике труда свидетельствуют о том, что один год обучения в профтехучилище обеспечивает рабочему в два раза больший рост квалификации, чем один год общего образования в сочетании с профессиональной подготовкой непосредственно на производстве, и в 11 раз больше, чем один год производственного стажа без обучения.
И тем не менее профессионально-техническое обучение рабочих на производстве получило дальнейшее развитие: подготовка новых рабочих непосредственно на предприятиях осуществляется путем индивидуального обучения, бригадного обучения и курсового обучения.
Динамично осуществляется и подготовка квалифицированных рабочих на курсах целевого назначения, курсах обучения вторым профессиям, школах передовых методов труда и производственно-технических курсах, осуществляемое по ступенчатой системе обучения. По этой системе рабочему предоставляется широкая возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего высокой квалификации в более короткие сроки. Это коренное отличие от ступенчатой системы обучения рабочих 20-х гг.
В системе П.-т.о. большое внимание уделяется подготовке, подбору, расстановке и воспитанию кадров. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных предметов осуществляется на инженерно-педагогических факультетах высших технических учебных заведений, а мастеров производственного обучения – в индустриально- педагогических техникумах системы профтехобразования, в которые ежегодно принимается свыше 16 тыс. учащихся – выпускников профтехучилищ, проработавших на производстве не менее двух лет и имеющих производственную квалификацию по соответствующему профилю не менее IV разряда.Для повышения квалификации работников системы профтехобразования в Санкт-Петербурге создан институт повышения квалификации с филиалами в ряде регионов РФ. Работники сельских профтехучилищ повышают свою квалификацию на факультетах повышения квалификации сельскохозяйственных вузов.
Благодаря систематическому обучению кадров в очных и заочных учебных заведениях значительно улучшился состав инженерно-педагогических работников.
В связи с переходом страны к новым экономическим отношениям выдвигается задача поднять подготовку квалифицированных рабочих на качественно новый уровень. Наряду с профтехучилищами в каждом субъекте Федерации создаются учебные заведения: колледжи, лицеи, полувысшие и другие. Например, такой региональный учебно-производственный комплекс «Ижора-образование» создан из территориальной общности и включает в себя высшее профессионально-техническое училище-лицей и 5 других профессиональных учебных заведений, среднюю общеобразовательную школу и учебно-производственный комбинат.
В ряде субъектов Федерации созданы высшие профтехучилища с различными ступенями обучения.
Первая ступень со сроком обучения один год на базе среднего и 2 года на базе неполного среднего образования.
Вторая ступень – подготовка техника со сроком обучения 2 года 9 месяцев на базе общего среднего образования и 3 года 9 месяцев – на базе неполного среднего образования.
Третья ступень – подготовка младшего инженера (из лиц, имеющих начальную профессиональную подготовку) со сроком обучения 2 года 9 месяцев на базе общего среднего образования и 3 года 9 месяцев на базе неполного среднего образования.
Создаются центры непрерывного профессионального образования, что позволяет резко снизить расходы на подготовку и повышение квалификации рабочих и учреждений, создать единую базу, обеспечивающую общий методический и профессиональный подход к подготовке кадров.
В некоторых субъектах Федерации в стадии решения находятся вопросы создания учебно- производственных комплексов:
– сельская школа – профтехучилище;
– профтехучилище – учебно-производственный комбинат;
– профтехучилище – учебно-курсовой комбинат;
– профтехучилище – техникум;
– профтехучилище – техникум – вуз.
Речь идет об обеспечении выпуска из профессиональных учебных заведений конкурентоспособных на рынке труда рабочих за счет расширения их профессионального профиля и базовой теоретической подготовки. Речь идет о совершенствовании форм работы учебных заведений на принципах качественного многообразия, динамизма, вариативности, подготовки рабочих-профессионалов, способных быстро реагировать на меняющиеся потребности производства, возродить былую мощь отечественной промышленности.
Происходят изменения стратегии П.-т.о., которая опирается на новые адекватные экономической реформе формы и методы подготовки рабочих кадров.
Однако в этом деле имеется много недостатков. Главной проблемой нынешнего положения профессиональной школы является ее отрыв и нарастающее отставание от формирования экономики государства и как следствие – «растаскивание» профтехучилищ, финансирование по остаточному принципу.Все дело в том, что планирование и связанное с ним финансирование учебных заведений профтехобразования опирается на устаревшие принципы экономики, незнание действительных их потребностей в кадрах как по количеству, так и по
профессионально-квалификационному составу государственных и негосударственных, производственных и непроизводственных сфер. Слаба и материально-техническая база учебно-производственного процесса. Она не рассчитана на получение учащимися профессиональных знаний и умений рабочего широкого профиля. Отсутствуют и экономические рычаги, стимулирующие инвестиции предприятий.
Есть все основания полагать, что в ближайшие годы капитальные вложения в материальную базу профтехучилищ произведены не будут. Это значит, что разрыв между технологическим уровнем производства и квалификационным уровнем рабочих будет возрас-тать.
Все это прямые следствия недальновидной политики правительства в сфере профессионального образования, обрекающей ее на систематическое отставание в технике, науке, технологии производства.
Если не удастся остановить дальнейшее падение качества подготовки рабочих, то никакие экономические и социальные реформы не обеспечат подъем экономики РФ, а система профтехобразования потеряет способность выполнять профессионально- образовательную функцию и социальную защиту молодежи. Следовательно, нужна срочная протекционистская политика государства в деле подъема профессионально-технического образования в РФ.
Лит.: Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
С.Я. Батышев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *