Пятидневка в школах в 2020-2021 году

Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.

Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

Норма закона

Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:

  • возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
  • общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
  • заполняемости учебных кабинетов;
  • штата учителей предметников и их нагрузки;
  • наличия деления классов на группы на определенных уроках.

Пятидневка в школах – За и Против

Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.

Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:

  1. У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
  2. Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
  3. Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
  4. Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
  5. Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.

Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает. Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.

Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?

А что родители?

«Пятидневная рабочая неделя во многих случаях предпочтительна для семей, — уверен Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы, — поскольку способствует общению детей с родителями, расширяет возможности семейного отдыха.

В связи с многочисленными обращениями родителей учащихся рекомендую начальникам окружных управлений проверить наличие согласования родительскими комитетами режима работы образовательных учреждений, работающих по шестидневной учебной неделе».

То есть, если в школе субботу сделали рабочей для детей с согласия родительского комитета, значит, нарушений нет? «Вопрос о том, будет школа работать по пятидневке или шестидневке (причём необязательно вся: младшая может учиться пять дней, а старшая — шесть), дейст­вительно решает школьный управляющий совет, — высказал свою точку зрения Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. — Они сформированы примерно в 90% школ города. Поэтому, когда родители жалуются, они прежде всего не понимают своих прав: они и есть те, кто должен принимать решения по этому поводу».

Кому необходима шестидневка?

Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой. Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку. В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.

И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.

Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:

  1. Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
  2. Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
  3. Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
  4. Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
  5. Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.

Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса. Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня. В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.

На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:

  • отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
  • частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
  • собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.

Мнение учителей

Нормы существуют не только для учащихся, а и для педагогов. Для того, чтобы уроки были интересными, динамичными и полезными для детей, необходимы две важные составляющие – основательная подготовка учителя к уроку, а также наличие физических и эмоциональных сил на реализацию задуманного. Задумайтесь, способен ли выполнять свою работу качественно педагог, читающий 7-8 уроков без перерыва?

Для учителей вопрос графика работы не менее важен. И тут среди двух очевидных для родителей вариантов, выплывает третий, не очень приятный – рабочая суббота при пятидневке для детей.

Да, именно с такой проблемой тысячи педагогов ежегодно обращаются к онлайн-юристам, пытаясь найти ответ на вопрос о законности «активных суббот». Но тут юристы бессильны – ответ скрыт в особенностях трудового договора, который заключается со школой. Если там отсутствует пункт о двух выходных днях с указанием того, что это будут суббота и воскресенье, администрация может «найти, чем занять» сотрудников в освободившийся день.

На протяжении многих лет компромисс между качеством обучения и желаемой свободой школьников в нашей стране так и не найден. Возможно, стоит обратиться к опыту других стран? Действительно, шестидневка как явление встречается во многих образовательных системах. Есть такие школы и в Европе, и в США, и в азиатских странах.

Одним из возможных вариантов эксперты называют расширение вариативной составляющей и сокращение инвариантной (неизменной) базы. Но, не пострадает ли в этом случае качество образования, ведь углубляясь в один предмет, учащиеся будут практически отказываться от изучения ряда других, либо изучать их поверхностно в ознакомительной форме.

Что говорят эксперты о переходе на новый график работы, смотрите в видео:

Возможен ли компромисс?

Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.

Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру. Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность. В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.

Быть ли пятидневке в 2020 году?

Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:

  1. Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
  2. Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.

Что делать родителям?

На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:

  • наличие специализации в старшей школе;
  • график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
  • дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.

Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом. Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.

А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.

Последние новости

С 1 апреля 2019 года школы Башкрии начали постепенно переходить на 5-дневку, как заявил врио главы региона Радий Фаритович Хабиров. При этом после перехода учебных заведений на пятидневную систему обучения школьников зарплата учителей не изменится, а все работники будут предупреждены минимум за 2 недели до нововведения.

Какие сложности могут возникнуть:

  • Учащиеся во 2, 3 и 4 классах не должны иметь в учебном графике более 5 уроков в день;
  • Дети, учащиеся в 5 и 6 классах не должны получать более 6 уроков в день;
  • Ученики с 7 по 11 классы не должны быть нагружены более чем 7 уроками в день;
  • Математика не должна являться первым или последним уроком в графике. Предмет не должен проводиться также после физкультуры и по субботам;
  • Ограничения коснулись и физики и химии, а также русского языка. Учителя-предметники не могут вести 3 урока подряд без промежуточных окон.

Вопрос: Наша школа практически единственная, в которой дети учатся шесть дней в неделю. Законно ли установление шестидневной учебной недели?

Ответ: да законно.

Нормативные акты:

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 25 декабря 2018 года);

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» * (с изменениями на 24 ноября 2015 года);

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года).

Ответ: да, законно.

Обоснование:

Нормативный срок освоения образовательных программ устанавливается федеральными государственными стандартами образования, а именно на данный момент действует «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерство образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 года.

Согласно п. 18.3.1 нормативный срок освоения программы основного общего образования (5 – 9 классы) количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Количество учебных часов по классам (годам) обучения, объем учебной нагрузки устанавливается учебным планом. учебный план утверждается образовательным учреждением в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 30 Федерального закона «О образовании» наделяет образовательную организацию (школу) правом принимать локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся.

Однако, эта же статья делает оговорку, согласно которой при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

При этом установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Таким образом, нормативными актами не запрещено организовывать шестидневную учебную неделю для программы основного общего образования (5-9 классы), установленную приказом директора школы и согласованную с объединениями родителей, учеников, которые действуют в школе. Однако количество учебных часов не должно превышать 6020, в противном случае вы имеете право подать советующую жалобу в Роспотребнадзор и Рособрнадзор.

В начальных же классах учебная неделя ограничена 5 (пятью) днями в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Добрый день, Лидия.

Дело не только в Уставе.

Я помогу Вам в Вашем вопросе, но решение не будет быстрым.

Кроме того, говорю сразу, что букв будет немало — читайте все до конца.

1. Давайте начнем с того, что директор любой школы — должностное лицо и он обязан принять, рассмотреть и ответить на любое обращение (заявление, жалобу, предложение) в срок до 30 дней. Это можно увидеть из статей 9-12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

2. Новый ФЗ «Об образовании в РФ» (далее для сокращения буду называть его 273-ФЗ), конечно, в свое время вызвал много недовольства и несогласия у родителей, но Ваше право на управление и выбор условий образования осталось.

Поэтому, чтобы Вам поменять (скажем так) распорядок учебных дней, нужно сделать вот что:

— свое коллективное обращение (независимо от того, сколько человек его подписало) направляйте по почте директору заказным письмом с почтовым уведомлением. Таким образом Вы узнаете, что он его получил и когда конкретно. Уведомление вернется тому, кто отправлял письмо.

— в этом же или ином обращении укажите Ваше желание ознакомиться с Уставом школы и всеми локальными нормативными актами школы. Такое право закреплено у Вас в п. 3 ч. 3 ст. 44 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона 273-ФЗ.

— ознакомившись с такими локальными актами Вы вполне разумно и обоснованно можете задать директору школы такой вопрос:

«Товарищ директор, а вот скажите, пожалуйста, у Вас в регламенте (или другом локальном правовом акте) школы установлена 6-дневная учебная неделя. Но дело в том, что:

во-первых, ч.3 ст.30 273-ФЗ предусматривает, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Вопрос — что же Вы не учли наше мнение при их принятии?

во-вторых ч.1 ст.34 закона фиксирует право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Есть такое? Есть. А ч.3 ст. 44 закона фиксирует право родителей, иных законных представителей обучающихся принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

А теперь скажите мне, товарищ директор, закреплено ли в Уставе Вашей школы такое наше право? Если нет — то у Вас немного есть большие проблемы, поскольку прокуратура очень захочет впаять вам представление, и делать это будет до тех пор, пока Вы не устраните этот недостаток.

Если да — то рассмотрите наше заявление и пригласите нас на собрание, в котором попытайтесь найти с нами компромисс. Мы, родители, уверены, что за введение 5-дневной учебной недели будут «за» не только родители и обучающиеся, но и преподаватели. А вот если лично Вы будете против, то попробуйте принять свое личное решение против общественного коллегиального органа».

-как правило, нормальные руководители всегда находят возможность пойти на компромисс. Даже если учредителем школы является Министерство образования и науки (или их территориальный орган в Вашем городе) — это никак не мешает изменить Устав школы или регламент обучения (5 дней учиться или 6 дней).

Если спорный вопрос решить не удается, то статьей 45 273-ФЗ предусмотрен такой орган, как комиссия по урегулированию споров.

Положение о ее создании, ее составе, полномочиях и функционировании тоже определяется локальным нормативным актом школы. Там же и решаются вопросы о порядке обучения, учебных днях, выборе дополнений или изменений в образовательную программу и т.д. Если этого положения нет, то это еще один повод подпугнуть директора школы надзорными органами или уколоть его за некомпетентность.

— наконец, третий и самый надежный путь, — обращение к коллегиальному органу — Педсовету.

Ч. 4 ст. 25 273-ФЗ предусматривает такой коллегиальный орган, как педагогический совет (в ВУЗах это ученый совет).

Посмотрите положение о нем. Скорее всего, там будет написано, что решения Педсовета являются обязательными для всех участников образовательных отношений (родители, обучающиеся, преподаватели и руководитель школы). Вот Вам и рычаг давления.

Если Ваш вопрос на комиссии по урегулированию споров решить не удалось, то пишите обращение на имя председателя Педагогического Совета (он же директор школы, но писать нужно именно так — Председателю педагогического совета), где указываете:

«Уважаемый (ая) Такой-то Такойтович!

В целях реализации права родителей на участие в управлении образовательной организацией, защиты прав и законных интересов обучающихся просим Вас запланировать заседание Педагогического совета школы нв «хх» ___________ 20___ г. для решения вопроса об изменении регламента учебного времени обучающихся. Просим на заседание Педсовета пригласить:

— Иванову И.И.

— Петрову П.П.

— Сидорову С.С.

О дате и времени заседания просим Вас сообщить письменным уведомлением или по телефонам (номера прилагаются к обращению).

С уважением, родители:

Иванова И.И., подпись, дата

Петрова П.П., подпись, дата

Сидорова С.С., подпись, дата

Это заявление также заказным письмом с уведомлением по почте.

На Педсовете нужно добиться, чтобы большинством голосов была принята 5-ти дневная учебная неделя. Все, Ваш труд вознагражден.

Если директор школы оказался диким тормозом и упрямцем, не идет Вам навстречу и, несмотря на такие ошибки в работе, гордо выпячивает грудь, раздувая щеки от важности своей единоличной власти, то смело пишите на него жалобу и ему (будьте уверены) влетит от надзорного органа за образованием по первое число.

Будьте корректны, вежливы и настойчивы. Желаю удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *