Штраф за незаконную скважину на дачном участке

  1. Какие документы обязательно получать на скважину?
  2. Как же тогда бурят скважины на участках?
  3. Кто следит за исполнением закона о скважинах?
  4. Как проверяющие могут установить реальную глубину скважины?
  5. Какой штраф придется выплатить?
  6. Может ли физическое лицо оформить на себя скважину?
  7. А если скважина уже пробурена?
  8. Штрафы за эксплуатацию скважины без лицензии

    Закон «О недрах» обязывает оформлять специальные разрешительные документы для добычи подземных вод. Лицензии на недропользование частным лицам не выдаются. Если у вас на участке появилась артезианская скважина, а вы не поставили ее на учет, вам грозит наказание в виде штрафа. При этом будет не важно, сделали вы это по незнанию или умышленно.

    Закон о штрафах за незаконную скважину

    Министерство экологии и природопользования РФ решило усилить исполнение ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» в части статей регламентирующих добычу подземных вод посредством скважин размещенных на дачных участках.

    Статья №1.2 данного ФЗ указывает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

    Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Что такое Штраф.

    Формально необходимость лицензирования добычи подземных вод ввели с 1992 года, но до сих пор на незаконные скважины «закрывали глаза». Минэкология поясняет, что выкачка подземных вод – один из видов недропользования, который нельзя осуществлять без лицензии. Это также касается садовых некоммерческих товариществ (СНТ), которые эксплуатируют большинство подмосковных скважин.

    Общий вывод: Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства. Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование, с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

    ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

    – До 1 января 2020 года все СНТ обязаны получить лицензии на общие скважины, – напоминает первый зампред Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. – До 2017 года процедура была дорогостоящая и длительная. Нам вместе с коллегами из Госдумы удалось отменить госпошлину в размере 7500 руб., а также обязанность делать оценку подземных запасов и иметь в штате садоводческого объединения специалистов по обслуживанию скважин.

    Отпала также необходимость заказывать проект на геологическое изучение недр и проект водозабора, а потом согласовывать его. Не надо представлять отчет по оценке подземных вод и экспертизу запасов, отмечает Никита Чаплин. В результате упрощения процедуры срок оформления документов и затраты на получение лицензии значительно сократились. Еще три года назад СНТ на эти цели понадобилось бы более 1 млн руб., сейчас же достаточно 300 – 400 тыс. руб.

    И все же в садоводческих некоммерческих товариществах региона, кажется, не спешат с оформлением лицензий. По данным Минэкологии области, на сегодня в СНТ около 400 действующих лицензий, это всего 10% от общего количества скважин в регионе.

    Исключение из общего правила

    Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять: 📌 Реклама Отключить

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

📌 Реклама Отключить

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А14-79/2013. 📌 Реклама Отключить

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. 📌 Реклама Отключить Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф09-6513/14). 📌 Реклама Отключить

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются: 📌 Реклама Отключить

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180). 📌 Реклама Отключить

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

– Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

– Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

📌 Реклама Отключить

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

– Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

– Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Какие документы обязательно получать на скважину?

Эксплуатация водоносных скважин регулируется сразу тремя российскими законами:

  1. «О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1;

  2. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ;

  3. «Водным кодексом Российской Федерации» от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ.

Для законной эксплуатации скважины нужно оформить не только лицензию на недропользование. Санитарные правила определяет скважины как источники, потенциально способные загрязнить подземные водоносные горизонты. Поэтому водозаборный узел считается зоной строгой санохраны. У каждого водозаборного узла должны быть обустроены три пояса санитарной защиты. Первый из них представляет собой круг радиусом 15 м вокруг скважины. В этом поясе не должно быть никаких объектов (бани, сарая, забора и т. д.), кроме самого водозаборного узла и относящихся к нему построек. То есть на участке площадью до 20 соток пробурить скважину и оформить ее санитарную защиту по всем правилам не получится чисто физически – придется сносить дом и все надворные постройки.

Итак, чтобы скважина не вызвала вопросов у представителей власти, потребуется обзавестись следующими бумагами:

  • лицензионным свидетельством от Роснедр, дающим право на добычу воды;

  • техпаспортом объекта;

  • заключениями санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведенных на водном объекте и в зоне санохраны.

Как же тогда бурят скважины на участках?

В соответствии с российским законодательством, единственный тип водозаборного объекта, которому не требуется лицензия – это колодец. Он не такой глубокий, чем скважина – максимум 50 м, а обычно до 20 м. Вода забирается из первого доступного горизонта, то есть используются не артезианские (с известнякового слоя), а грунтовые воды.

Многие буровые компании прибегают к хитрости – обустраивают на участке скважину, но паспорт на водозаборный узел оформляют таким образом, будто это колодец. При проверке владелец скважины показывает документы и, если ему повезет, то есть проверяющие не решат замерить глубину источника воды, отделывается легким испугом. Но, естественно, такой вариант является незаконным – скважин на частных участках быть не должно.

Кто следит за исполнением закона о скважинах?

За исполнением законодательства о бурении и эксплуатации водоносных скважин в нашей стране следят три структуры:

  1. Роспотребнадзор.

  2. Прокуратура.

  3. Росприроднадзор.

Как проверяющие могут установить реальную глубину скважины?

Единственный способ замерить глубину источника подземных вод – опустить в него уровнемер. Пока что выборочные проверки у нас не проводятся, то есть представители надзорных органов не ходят по частным участкам и не проверяют глубину скважин в произвольном порядке. Но проверка может быть организована по доносу соседей, которые видели, как работала буровая установка. Порядок таких проверок следующий:

  • Росприроднадзор получает заявление о самовольной скважине на частном участке.

  • Составляется протокол с требованием прислать документы об организации водоснабжения на участке. Он направляется по адресу владельца скважины.

  • Владелец скважины отправляет в Роспророднадзор техпаспорт, котором указано, что у него на участке колодец.

  • Специалисты надзорного органа, не вникая в суть предоставленного документа, предают дело в суд.

  • Судебные органы выносят решение о проведении судебной экспертизы, в ходе которой выполняются замеры глубины скважины и определяется ее реальный статус, не соответствующий данным в паспорте.

  • По решению суда владелец скважины устраняет ее, выплачивает штраф, а также покрывает все расходы на проведение экспертных работ.

Какой штраф придется выплатить?

Штрафные санкции прописаны в ст. 7.3 российского КоАП. Физических лиц могут обязать выплатить до 5 000 рублей, а вот для организаций штраф может достичь 1 000 000 рублей.

Обратите внимание, что уплата штрафа не освобождает от обязанности закопать неучтенную артезианскую скважину либо оформить ее с учетом требований законодательства

Может ли физическое лицо оформить на себя скважину?

В законе на этот счет четко прописано, что лицензии на право пользования недрами оформляются исключительно на юрлиц либо ИП. Обычный человек не вправе получить такую бумагу. А так как эксплуатировать скважину без лицензии нельзя, значит и иметь ее на личном загородном участке не допускается.

А если скважина уже пробурена?

Вариантов только два. Первый – ликвидировать самовольно пробуренную скважину и больше не нарушать закон. Второй – продолжать пользоваться артезианской водой, но никому не рассказывать о скважине и постараться быть в хороших отношениях с соседями, чтобы у них не возникло желания написать донос в надзорные органы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *