Статьи

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 1998 года деятельность, связанная с обработкой отходов, в обязательном порядке подлежит лицензированию.

Получение разрешения — это трудоемкий процесс, поэтому важно изучить требования к лицензиату, необходимые документы, затраты по времени и финансовые издержки.

Если знать все нюансы и понимать, что нужно делать в первую очередь, а также есть ли какие-либо подводные камни в процессе, то приобрести лицензию на сортировку отходов можно в краткие сроки с минимумом проблем.

Кто может получить лицензию

Требования к заявителю на получение Лицензии достаточно высокие. Документ выдается как предприятиям, так и частным предпринимателям, которые имеют возможность заниматься сортировкой отходов на промышленном уровне. В процессе подготовки к лицензированию рекомендуется пройти общественные слушания на эту тему. Часто проблема сортировки и утилизации отходов отрицательно воспринимается людьми, проживающими на территории, соседствующей с заводом или площадкой. Это приводит к нежелательным трениям и конфликтам. После согласования намерений с общественностью, подается заявка в Росприроднадзор на лицензирование. На рассмотрение пакета документов отводится месяц, но с учетом согласования документов, подготовки обоснований и регулировки юридических аспектов, срок может увеличиться до полугода и более.

Предприниматель должен быть готовым предоставить проверяющим:

  • Площадку для временного накопления отходов, на которую выданы все необходимые правоустанавливающие документы. Площадка должна быть забетонирована, иметь допустимую площадь и находиться на определенном расстоянии от жилых кварталов.
  • Специальную технику для погрузки, выгрузки и транспортировки отходов. Вся техника маркируется соответствующими знаками.
  • Укомплектованный обученным персоналом штат. Уровень квалификации сотрудников всех уровней должен быть подтвержден соответствующими документами.
  • Паспорта на отходы собственного производства.

Лицензии выдаются на определенный вид деятельности, который преобладает в специализации предприятия. Законодательством нормируются и лицензируются такие действия:

  • Сбор и транспортировка;
  • Обработка;
  • Переработка;
  • Обезвреживание;
  • Сжигание;
  • Размещение.

Узнайте как не переплатить за услуги сертификации

Причины отказа в лицензировании

Получение лицензии в Екатеринбурге — процесс сложный и довольно запутанный. Необходимо разбираться в тонкостях формулировок, знать особенности заполнения заявлений и бланков, порядок подачи и сроки рассмотрения. Отказ вполне возможен, причем на любом из этапов. Причиной могут служить:

  • документ составлен не по типовому образцу;
  • предоставленная информация не полная;
  • не соответствуют действительности материальная база или правоустановительные документы;
  • выявлены нарушения в подготовке персонала.

Все обнаруженные нарушения можно ликвидировать в процессе подготовки к получению разрешения и подать заявку повторно на протяжении 30 дней.

Срок действия лицензии не ограничивается, однако ее действие прекращается, если предприятие изменило юридический адрес или сузило материальную базу. Также лицензия может быть приостановлена в случае издания новых законодательных и нормативных актов на государственном уровне. Возобновляется действие после приведения деятельности предприятия в соответствие с новыми нормами.

Отдельно нужно акцентировать на том, что в процессе ведения хозяйственной деятельности предприятие, сортирующее и перерабатывающее отходы, периодически проверяется инспекторами Росприроднадзора. Если выявлены нарушения, то на ответственных лиц налагаются штрафные санкции, вплоть до приостановления деятельности.

Ответы на все вопросы относительно подготовки и получения Лицензии, вы получите в консультационном центре «Эко Консалт». Наши сотрудники подготовят необходимые документы и окажут реальную поддержку на всех уровнях прохождения процесса лицензирования.

Что представляет собой такая деятельность?

Для более полного понимания сути процедуры изначально следует определить, что такое «обработка» мусора.

В данное понятие входит предварительная подготовка мусора к последующей транспортировке и переработке, в том числе:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Происходит реализация технологических операций, в ходе которых могут быть изменены физические и химические свойства отходов для проведения дальнейших работ с ними.

Почему обработка отходов требует лицензирования?

Отсутствие лицензии на обработку отходов может стать основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности и уплате штрафа. В некоторых случаях возможно приостановление деятельности предприятия до 90 суток (ст. 14.1 КоАП РФ).

Необходимость в лицензировании обусловлена стремлением государства снизить количество случаев с формированием несанкционированных свалок и захоронений мусора, которые оказывают пагубное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Сортировка отходов в магазинах их владельцами или уполномоченным персоналом не требует лицензирования. Однако для проведения других манипуляций с отходами все же потребуется позаботиться об оформлении разрешения.

Кто выдает разрешение, и каковы требования к лицензиатам?

Для получения лицензии в целях приобретения возможности законным путем реализовать деятельность в сфере обращения с отходами необходимо обратиться в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Позиции, которым должен соответствовать лицензиат, отражены в Положении о лицензировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 2015 года.

Так, требования для соискателей лицензии на обработку отходов включают:

  • наличие зданий, строений и помещений, которые необходимы для реализации заявленных задач (обязательно документальное подтверждение факта права собственности на указанные объекты или иного законного основания);
  • наличие оборудования и установок, предназначенных для выполнения утвержденных в документации целей, также необходимо подтверждение прав собственности на приборы и аппаратуру;
  • наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовой договор, соответствующей профессиональной подготовки, позволяющей осуществлять деятельность по обработке отходов.

Необходимость в оборудовании и сооружениях обусловлена тем, что ранее в России были широко распространены фирмы-однодневки, которые занимались обращением с отходами, но не имели при этом нужных производственных активов.

Подобная ситуация повлекла за собой частые случаи с нарушением транспортировки и сбора отходов с высоким классом опасности, что привело к многочисленным проблемам, в том числе и к экологическим.

Пакет документов

Перечень необходимых бумаг также определен правительственным постановлением и включает в себя следующие позиции:

  • учредительные документы, такие как устав организации, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • пояснительная записка;
  • документы, доказывающие наличие права собственности на объекты недвижимости, в том числе и земельные участки, где расположены сооружения;
  • документы, доказывающие наличие права собственности на оборудование и установки, а также их исправное состояние;
  • документы, доказывающие наличие права собственности или права распоряжения транспортными средствами, а также их исправное состояние;
  • сертификат на право работы с отходами – на каждого из работников;
  • приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск сотрудников к обработке отходов;
  • трудовой договор между лицензиатом и обученными работниками;

Также обязательно понадобятся результаты санитарно-эпидемиологической проверки с положительной характеристикой.

Дополнительно нужно будет подготовить таблицу с перечнем конкретных категорий отходов с уточнением их наименования, кода и класса опасности, которые подлежат обработке в рамках предприятия-соискателя лицензии.

Алгоритм действий

Первым делом важно оформить разрешение на эксплуатацию помещений или на их строительство, а также на оборудование, которые предназначены для обработки отходов.

Кроме того, нужно будет пройти экологическую экспертизу, направив запрос в уполномоченный орган власти по вопросам экологии.

Далее пошаговая инструкция получения лицензии такова:

  • обеспечить сотрудникам прохождение обучения для получения допуска к обработке отходов;
  • оформить заявление по установленной форме и собрать необходимые документы;
  • подать запрос в Росприроднадзор;
  • оплатить государственную пошлину за рассмотрение заявления на выдачу лицензии;
  • донести запрашиваемые документы.

После чего остается лишь по окончании проверки сведений и оформления лицензии вновь явиться в Росприроднадзор и получить разрешение.

Сроки и стоимость получения

Время, отведенное регламентом на оформление лицензии, составляет 45 рабочих дней с момента подачи заявки. Однако предварительно придется обзавестись заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы, что потребует еще 60 дней на проведение всех мероприятий.

Сопутствующие затраты при этом составят:

  • государственная пошлина, предусмотренная за предоставление лицензии на обработку отходов, — 7,5 тысяч рублей;
  • если возникла необходимость в переоформлении разрешения в связи с внесением дополнений в содержание документа, потребуется уплатить 3,5 тысячи рублей;
  • выдача дубликата лицензии — 750 рублей.

Сбор и подготовку документов можно поручить сторонней компании – данный подход позволит сохранить массу времени.

Однако ценник за подобные услуги может составлять несколько десятков тысяч рублей, поэтому при наличии финансовых затруднений лучше самостоятельно разобраться в вопросах лицензирования.

Срок действия разрешения

Разрешение на осуществление деятельности по обработке отходов не имеет временных ограничений. Действовать лицензия начинает со следующего дня после получения.

Видео по теме

Ниже представлено обучающее видео о некоторых нюансах лицензирования деятельности, связанной с обращением и обработкой отходов:

Подведение итогов

Лицензирование позволяет избежать последствий, связанных с ненормативным использованием отходов. При их обработке, транспортировке или захоронении с нарушениями может быть нанесен вред экологической обстановке.

Осуществление подобной деятельности с отходами, тем более опасными, предполагает наличие у фирмы устройств и помещений, оборудованных для данного вида работ. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и допусками.

Следует помнить о систематических проверках Росприроднадзора – при выявлении нарушений компания может быть оштрафована на крупные суммы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *