Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

Новая редакция Ст. 122 НК РФ

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 122 НК РФ

Неуплата налога (сбора) — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;

Неполная уплата налога (сбора) отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога (сбора). Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога (сбора) виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога, сбора. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога.

Сами по себе «неуплата налога (сбора)» или «неполная уплата налога (сбора)» не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливается в Кодексе);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.

Объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по ст. 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;

— неуплата или неполная уплата налога (сбора) были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом.

В настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.

При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а п. 3 ст. 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.

За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

— п. 1 ст. 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

— п. 3 ст. 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Если нет налога к уплате

Обязанность подать декларацию иногда остается даже в случае, когда нет налога к уплате. Во-первых, в некоторых случаях Вам необходимо будет продемонстрировать налоговой инспекции, что Вы понесли расходы, и доказать расходы (подтвердить). Например, при продаже машины (автомобиля), которым Вы владели менее трех лет, Вам необходимо будет подать декларацию, в которой иногда нужно будет указать, что Вы понесли расходы на приобретение машины. Во-вторых, если Вы подтвердите, что налога нет, подача декларации является отдельной обязанностью от обязанности уплачивать налог. Т.е., даже если налога к уплате на основании декларации нет, штраф за непредставление декларации может составить 1 000 рублей.

Нарушения правил учета

Непосредственное отношение к налогу на прибыль имеет ряд нарушений, приводящих к санкциям по ст. 120 НК РФ. Имеются в виду грубые нарушения порядка учета расходов, доходов и объектов налогообложения. К ним относят (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • недостающую первичку;
  • отсутствие налоговых учетных регистров;
  • постоянные (более одного случая в течение года) ошибки в отражении операций в налоговых регистрах.

Даже если при этом не последовало искажения налоговой базы, наказать могут:

Если же допущение таких нарушений привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от недоплаченного налога — минимум 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Непредставление данных для налогового контроля

К штрафу по налогу на прибыль могут быть также отнесены санкции по ст. 126 и 129 НК РФ, устанавливающим наказание за ненаправление сведений, необходимых для налогового контроля, или документов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы, которые подтверждают обоснованность ее величины.

Нарушение срока подачи документов чревато наложением штрафа в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа от представления документов или при направлении искаженных данных штраф может составить 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа или уклонения от представления документов или при подаче искаженных данных по подконтрольной иностранной компании штраф будет еще больше — 100 000 руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).

Если компания не направляет инспекторам сведения, нужные им для осуществления контрольных действий, то она может быть оштрафована по ст. 129.1 НК РФ:

Если не сданы (или искажены) сведения в уведомлении о контролируемых сделках, то это повлечет за собой штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Ненаправление или искажение сведений об участии в иностранных компаниях приведет к штрафу в 50 000 руб. за каждую иностранную фирму (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

В случае ненаправления или искажения сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях может быть применен штраф в размере 100 000 руб. за каждую контролируемую иностранную фирму (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

В отношении подачи документов для целей налогового контроля следует иметь в виду, что данные, передаваемые налоговикам по запросу относительно другой организации, в дальнейшем могут быть использованы для проверки той компании, которая отвечает на запрос. Поэтому крайне важна достоверность подаваемых сведений. При этом организация может использовать право не сдавать повторно однажды уже переданные документы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ), но для этой цели необходимо иметь подтверждение факта их отправки.

Об особенностях взимания штрафов в случае непредставления документов по встречной проверке читайте в статье «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Бухгалтерский и налоговый учет штрафа по налогу на прибыль

Начисленные штрафы, связанные с платежами в бюджет, в бухгалтерском учете отражаются в прочих расходах и учитываются на счете 99. Начисление фиксируется проводкой Дт 99 Кт 68. При этом начисления должны быть учтены с привязкой к соответствующей аналитике статей.

Для целей налогового учета штрафы по налогу на прибыль относятся к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль.

Нарушения порядка сдачи отчетности

В эту группу попадают:

1. Несвоевременная подача декларации (ст. 119 НК РФ). Она грозит наложением на компанию штрафа в размере 5% от налога, отраженного к уплате по декларации. Он начисляется за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). При этом минимальный штраф — 1 000 руб. (даже если начислений нет), а максимальный — 30% от начисленного налога (что равнозначно 6 месяцам срока задержки).

См. также:

  • «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую»;
  • «Какой размер штрафа за несдачу декларации по НДС в 2019-2020 годах?».
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек.

При направлении декларации налоговикам другим способом компания будет оштрафована. Сумма штрафа составляет 200 руб.

«Какие сроки сдачи декларации по налогу на прибыль?».

Штрафы ожидают фирму и в случае дробления бизнеса на несколько юрлиц или ИП с целью минимизации налоговой нагрузки по налогу на прибыль и возможности применения спецрежимов. По каким принципам ФНС выявляет налогоплательщиков, разделивших бизнес на несколько аффилированных лиц? Как складывается судебная практика по необоснованной налоговой выгоде по налогу на прибыль? Ответы на эти и другие вопросы узнайте из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к материалам системы бесплатно.

Другой комментарий к Ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 122 Кодекса устанавливает налоговую ответственность за неисполнение закрепленной подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (см. комментарий к статье 23 НК РФ).

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 43 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при применении ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной комментируемой статьей. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.

Согласно положениям ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Порядок исполнения обязанности по уплате налога определен в ст. 45 Кодекса (см. комментарии к ст. 44 и 45 Кодекса).

О соотношении составов налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 Кодекса.

Пленум ВАС в п. 41 — 42 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 122 НК:

исходя из принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения (п. 2 ст. 108 Кодекса) следует, что ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, установлена п. 3 ст. 120 Кодекса. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абз. 3 п. 3 ст. 120 Кодекса, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 Кодекса;

«неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в ст. 122 Кодекса действий или бездействия. В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 Кодекса, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 Кодекса.

Президиум ВАС России в п. 16 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, указал, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 Кодекса. С учетом этого представляется необоснованным мнение МНС России, выраженное в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ о том, что правомерно применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов. Свою позицию МНС России обосновывало тем, что авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются налогоплательщиками-работодателями, исходя из реальных финансовых результатов деятельности.

В пункте 17 указанного Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, на основании ст. 112 и 114 Кодекса уменьшил размер штрафа, признав самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении смягчающим ответственность обстоятельством.

В письме от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99 «О применении норм НК об ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК к плательщикам, переведенным на специальные налоговые режимы налогообложения» <*> МНС России указало, что на отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), Кодекс распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса.

———————————
<*> Экономика и жизнь. 2004. N 19.

Статья 15.11 КоАП предусматривает следующую административную ответственность руководителей и других работников организаций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в случае, если это выражается в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Статьи 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Как разъяснил Пленум ВС России в п. 1 Постановления от 4 июля 1997 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» <*>, в соответствии со ст. 198, 199 УК обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.

———————————
<*> Российская газета. N 138. 1997. 19 июля.

Правила определения крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов содержатся в примечаниях к ст. 198 и 199 УК:

крупным размером в ст. 198 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб.;

крупным размером в ст. 199 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500000 руб.

2. В пункте 2 первоначальной ред. ст. 122 Кодекса устанавливалась налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ п. 2 комментируемой статьи утратил силу.

Статья 16.22 КоАП устанавливает административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Согласно ст. 16.22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере:

на граждан — от 5 до 25 МРОТ;

на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ;

на юридических лиц — от 500 до 3000 МРОТ.

3. Пункт 3 ст. 122 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с неуплатой или неполной уплатой сумм налога. В качестве квалифицирующего признака установлена умышленность деяний налогоплательщика.

Статья 110 Кодекса устанавливает две формы вины при совершении налогового правонарушения: умысел и неосторожность. Как определено п. 2 ст. 110 Кодекса, налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (см. комментарий к ст. 110 Кодекса).

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 июля 2003 г. N 2916/03 указал, что умышленная форма вины может быть установлена не только приговором суда в отношении должностных лиц организации-налогоплательщика либо ее представителей, но и решением суда по заявлению налогового органа о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика-организации (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 29 октября 2003 г. N ШС-6-14/1129).

Сегодня речь пойдет про типичные ошибки при подготовке Декларации 3-НДФЛ.
Итак, поехали!
1. Подача Декларации в налоговый орган не по месту регистрации.
Зачастую при подаче Декларации налогоплательщик указывает налоговую не по месту регистрации, а по номеру своего ИНН.
А при этом налоговая декларация представляется в орган по месту регистрации, при смене места жительства – декларация предоставляется в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик стоит на учете по месту жительства на момент подачи декларации.
Декларация, поданная не в ту налоговую, считается несданной. Что в свою очередь ведет к начислению штрафов за неподачу декларации в размере 20% от суммы начисленного в декларации налога.
2. Неверно указан «Код ОКТМО»
Код ОКТМО указывается в зависимости от того сумма налога подлежит уплате или возврату.
Если сумма налога к уплате в бюджет — указывается код ОКТМО по месту жительства налогоплательщика.
Если сумма налога к возврату из бюджета – указывается код ОКТМО по месту нахождения работодателя.
Неверное написание кода ОКТМО приводит к некорректному отражению налога в лицевом счете налогоплательщика, а точнее к возникновению задолженности по правильному ОКТМО и отражению переплаты по неправильному. А наличие задолженности в свою очередь приводит к наложению ареста на все счета физического лица с последующим списанием и запрету на выезд за границу.
3. Незаполненный или заполненный с ошибкой код КБК по налогу.
Не отражение или некорректное отражение данного кода, как и в случае с ОКТМО ведет к возникновению задолженности в лицевом счете налогоплательщика со всеми соответствующими вытекающими последствиями: наложение ареста на все счета физического лица с последующим списанием и запрет на выезд за границу.
4. Нарушения «номера корректировки»
Недочёты этого рода присутствуют во всех регионах. Их делают люди, впервые самостоятельно заполняющие и подающие декларацию. Чаще всего заявители неправильно указывают «номер корректировки».
Они пишут в этой графе цифру 1, хотя по правилам следует ставить — 0. «Нулевой вариант» — это впервые поданная за отчетный год декларация. Если ИФНС ее не принимает и заставляет переделать, то в графе указывается цифра 1 и так далее, пока налоговый орган не примет документы.
5. Неправильное отнесение вычета к тому или иному налоговому периоду.
Допустим, налогоплательщик заплатил за лекарства (медикаменты) или медицинские услуги в 2018 году, а в декларации просит дать ему вычет за 2019 год. Эта ошибка происходит от элементарного незнания законов. Ведь налоговая льгота предоставляется именно за тот год, когда заявитель заплатил за обучение, медицинское обслуживание или иные услуги.
6. Некорректное отражение результата сделки.
Так, при отражении дохода от продажи актива, например, пакета акций, который находился в собственности менее 3-х лет (а для квартир менее 5-и лет), некоторые ошибочно в декларации указывают очищенную цифру прибыли, которая рассчитана как доход от продажи за минусом расходов на покупку.
Формально это занижение дохода от сделки. В этом случае инспектор имеет право доначислить доход по такой операции и, как следствие, налог к доплате. Правильно указывать и доход в полном объеме и соответствующий расход.
7. Неверно указанный курс валют.
Многие налогоплательщики при заполнении декларации уделяют мало времени на перепроверку курса валют, который отражают в декларации при заполнении данных по операциям в иностранной валюте. Так курс может не соответствовать курсу ЦБ РФ или быть округленным до 2-х знаков. Эти и подобные ошибки также ведут к некорректному отражению доходов и расходов по соответствующим операциям, и, как следствие, к некорректному начислению налога.
8. Суммирование большого количества зарубежных операций по одному контрагенту и отражение их одной общей записью.
Часть налогоплательщиков в целях оптимизации ручного труда при заполнении декларации с большим количеством сделок, совершенных в разные даты, отражают эти сделки одной операцией. Это в корне неверно, т.к. нарушает порядок формирования стоимости каждой сделки по определенному курсу, относящемуся к дате сделки, и опять-таки к размеру начисленного налога, т.к. отсутствует привязка к дате и курсу. Заполненную таким образом декларацию инспектор вам вернет на доработку.
9. Неверно указан код вида операции.
Как известно, каждому виду операции/сделки соответствует определенный код. Так, например, 1010 – Дивиденды, 1011 – Проценты, 1530 – Операции с ЦБ, обращающимися на организованном рынке ЦБ и т.д. Неверное отражение кода операции приведет к тому, что общие данные по декларации и начисленные налоги будут распределены между собой неверно. А именно: прибыли и убытки в декларации могут суммироваться и вычитаться только в рамках определенных кодов, которые проставляются операциям на срочном, фондовом и валютном рынках. Прибыль, полученная на фондовом рынке не может быть уменьшена на убыток, полученный на срочном и наоборот. Ошибка в выборе кода может привести как к завышению, так и к занижению налога. Второй вариант грозит не только доначислением налога, но и доначислением ШТРАФА.
10. Отсутствие или формальное оформление пояснительной записки.
Подробная и оформленная корректно пояснительная записка позволяет инспектору затратить меньше времени на проверку вашей декларации и избавит вас от необходимости отвечать на дополнительные вопросы. Если инспектору в процессе проверки достаточно предоставленных документов и понятно, как вы производили расчеты, а вдобавок это соответствует требованиям налогового законодательства, то декларация будет принята без дополнительных корректировок.
Команда НДФЛ Гуру
Сервис по подготовки Декларации 3-НДФЛ на основании отчета Interactive Brokers.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *