Статья 237 УК РФ

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией:

  • наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия:

  • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 237 УК РФ

1. Непосредственным объектом является здоровье населения, которому может быть причинен серьезный урон деянием, предусмотренным рассматриваемой нормой.

2. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для здоровья людей либо для окружающей среды. Открытость такой информации гарантируется Конституцией РФ, в которой закреплено право граждан на ознакомление с информацией о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни или здоровья людей (ч. 3 ст. 41), а также с информацией о состоянии окружающей среды (ст. 42).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Открытость такой информации означает обязанность государственных органов, должностных лиц, организаций и учреждений предоставлять ее населению в полном и достоверном виде.

3. Объективная сторона этого преступления может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Бездействие заключается в сокрытии информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения, т.е. ее несообщении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению такой опасности. Важность информации и способы ее утаивания не влияют на квалификацию преступления, но подлежат оценке при назначении наказания.

Действие выражается в искажении указанной информации при ее предоставлении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Искажение информации может означать или утаивание ее части, или фальсификацию фактических данных, составляющих сущность информации, или искажение прогнозов о развитии опасных для жизни или здоровья людей или для окружающей среды событий или явлений.

4. Состав рассматриваемого преступления сконструирован как формальный, поэтому оконченным оно признается с момента бездействия (сокрытия информации) или действия (ее искажения) виновного, независимо от того, поступила ли адресатам эта информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом:

  • виновный осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию.

Мотивы и цели преступления на его квалификацию не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.

6. Субъект преступления — специальный: достигшее возраста 16 лет лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды.

7. Квалифицированные виды рассматриваемого преступления предусмотрены в ч. 2 ст. 237. В качестве квалифицирующих признаков выступают:

  • а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285 УК), а равно главой органа местного самоуправления;
  • б) причинение в результате совершенного преступления вреда здоровью человека или иных тяжких последствий.

8. Второй из указанных квалифицирующих признаков требует следующих примечаний. Во-первых, психическое отношение к указанным последствиям может выражаться только в неосторожности. Во-вторых, этим признаком охватывается любой тяжести вред здоровью одного или большего числа лиц. В-третьих, под иными (помимо вреда здоровью) тяжкими последствиями следует понимать существенное нарушение экологической безопасности, крупные материальные затраты, связанные с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и т.п.

Комментарий к Статье 237 УК РФ

1. Резкий рост научно-технических и производственных процессов, которыми отмечено прошедшее столетие, позволяет с уверенностью прогнозировать дальнейшее ухудшение среды обитания людей, падение уровня защищенности населения планеты от воздействия неблагоприятных факторов, увеличение наряду с природными катаклизмами доли опасностей техногенного и социального характера. Важной задачей являются выработка экологических параметров научно-технического прогресса, обеспечение безопасности технологий, сырья и отходов, проведение предупредительных мероприятий. В этой связи особо нетерпимы халатное отношение к оценке чрезвычайных ситуаций, укрывательство со стороны уполномоченных лиц событий и явлений, угрожающих жизни или здоровью людей, нередко обусловленные боязнью высветить ошибки и упущения в работе. В результате не принимаются своевременные меры по устранению возникшей опасности, создаются условия для наступления широкомасштабных общественно опасных последствий в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, экологических бедствий, колоссального имущественного ущерба, исчисляемого сотнями миллионов рублей.

2. Основной объект преступного посягательства — отношения в сфере информации населения об уровне безопасности условий жизнедеятельности человека и окружающей среды. Содержанием этих отношений является реализация конституционного права граждан на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, факторах, оказывающих вредное влияние на человека, мерах защиты от них, а также корреспондирующая с этим правом обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и других уполномоченных субъектов сообщать указанные сведения непосредственно гражданам по их запросам или через средства массовой информации либо информировать об этом органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности.

2.2. Осведомленность граждан и официальных органов о существующих или возможных событиях, фактах, явлениях, опасных для населения или окружающей среды, позволяет предпринять своевременные и адекватные меры по предотвращению, ликвидации или минимизации последствий чрезвычайной ситуации, обезопасить жизнь и здоровье людей, сохранить благоприятную экологическую обстановку и социальную стабильность.

2.3. В качестве факультативного объекта могут выступать интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

3. Предмет преступного посягательства — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (на соответствующем материальном носителе).

К такого рода событиям, фактам, явлениям относятся неблагоприятные условия, процессы и факторы природного, техногенного или социального характера, отрицательно сказывающиеся на физическом благополучии многих людей, способные вызвать их гибель или ухудшение здоровья, угрожающие состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Это аварии, катастрофы, стихийные бедствия, факты реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, не соответствующих санитарным правилам, загрязнения источников водопользования населения, воздушной среды, возникновения очагов инфекционных заболеваний и массовых отравлений, эпидемий, превышения предельно допустимых норм радиации, уровней магнитных полей, вооруженные конфликты, акты терроризма, массовые беспорядки и т.п.

3.1. Информация включает сведения о характере, причинах, условиях и последствиях указанных событий, фактов и явлений, их объемах и распространенности, интенсивности развития, степени неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду. Информация может содержать сведения не только о возникших чрезвычайных событиях, но и о прогнозируемых, наступление которых возможно с учетом складывающейся обстановки, о мерах профилактики и защиты от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в сокрытии или искажении информации.

5. Сокрытие информации совершается в форме бездействия и заключается в несообщении сведений населению и компетентным органам, когда их сообщение было обязательным и для этого имелись необходимые возможности. При этом фактическое поведение субъекта может не только проявляться в виде простого умолчания о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения либо для окружающей среды, но и выражаться в действиях, направленных на утаивание соответствующих данных (прямой отказ предоставить информацию, создание препятствий для ознакомления с ней, засекречивание сведений, принятие мер к их неразглашению другими лицами и т.п.). Для квалификации бездействия, коим является сокрытие, важно установить, что в поведении субъекта отсутствуют признаки исполнения правовой обязанности по информированию заинтересованных лиц о реальных или потенциальных опасностях при наличии возможности ее исполнить.

5.1. Состав преступления исключается, если обязанное лицо не могло сообщить сведения населению или органам из-за непреодолимой силы (например, сотрудники удаленной метеорологической станции не сообщают в метеоцентр о надвигающемся урагане по причине нарушения связи и отсутствия других средств сообщения). Также отсутствует коммент. состав преступления в поведении лица, которое не владело необходимой информацией из-за халатного отношения к своим обязанностям по выявлению и оценке угрожающих факторов. В этом случае деяние может быть квалифицировано по ст. 293.

5.2. На квалификацию не влияет то обстоятельство, что сокрытие информации было полным или частичным, когда лицо предоставляет лишь часть необходимых сведений об опасном событии или явлении, а другую их часть утаивает.

5.3. Сокрытием информации является и несвоевременное ее предоставление, когда субъект без достаточных на то оснований медлит с передачей необходимых сведений.

5.4. Сокрытие информации следует считать оконченным составом преступления в момент непредставления сведений в нужный для этого момент, в результате чего население и государственные органы не получают необходимой информации от уполномоченных на это лиц. Не имеет значения, что соответствующие сведения были получены из других источников.

6. Искажение информации совершается в форме действия и состоит в сообщении ложных, неверных сведений об имеющихся в действительности либо реально прогнозируемых событиях, фактах, явлениях, опасных для жизни и здоровья населения или для окружающей среды, в результате чего граждане и государственные органы не могут объективно оценить ситуацию (ложное опровержение в действительности имеющихся фактов, неверная оценка развития событий, изображение в превратном виде характера и последствий чрезвычайной ситуации, приукрашивание действительных прогнозов опасного явления и т.п.).

6.1. Искажением информации является такое извращение сведений о неблагоприятных событиях и явлениях, которое совершается в ущерб безопасности здоровья населения и окружающей среды, когда в действительности ситуация оказывается более тяжелой по сравнению с той, которая описана в предоставленной информации. Поэтому не образует коммент. состава преступления сообщение ложных сведений о якобы имеющих место опасностях, безосновательное или по надуманным основаниям ухудшение прогнозов возникновения или развития чрезвычайной ситуации. При наличии других условий такие действия можно квалифицировать по ст. 207, 201 или 285.

6.2. Искажение информации следует считать оконченным составом преступления в момент получения населением или органами, уполномоченными на принятие мер по устранению опасности, недостоверных сведений. Лицо, подготовившее ложные сведения к передаче или направившее их, однако в последующем предотвратившее получение таких сведений заинтересованными лицами, не подлежит УО за искажение информации в силу добровольного отказа, но может отвечать за фактически совершенное сокрытие информации в виде несвоевременного ее предоставления.

7. Диспозиция статьи альтернативная, поэтому для наличия состава преступления достаточно совершения любого из указанных в ней деяний.

8. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, достигшее 16 лет и обязанное обеспечивать соответствующей информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

8.2. В каждом конкретном случае необходимо установить, каким именно нормативным актом (законом, приказом, инструкцией и т.п.) предусматривается обязанность должностного или иного лица предоставлять соответствующую информацию.

8.3. Если информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, скрывается уполномоченным на то должностным лицом от палат Федерального Собрания РФ либо предоставляется им в заведомо ложном виде, то УО наступает по специальной норме — ст. 287.

9. Субъективная сторона составов преступления при сокрытии или искажении информации характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает факт неисполнения правовой обязанности по информированию населения и уполномоченных органов о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или факт искажения такой информации и желает скрыть либо исказить указанную информацию.

9.1. Мотивы и цели сокрытия или искажения информации на квалификацию не влияют. Однако если субъект, скрывая или искажая информацию, преследовал террористические цели и это создавало реальную угрозу наступления широкомасштабных общественно опасных последствий, то содеянное квалифицируется по ст. 205.

10. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления, см. в коммент. к п. 1, 3 примеч. к ст. 285. К таковым, в частности, относятся Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главный государственный инспектор по пожарному надзору и др.

10.1. Вред здоровью может быть легким, средней тяжести или тяжким и причиненным хотя бы одному человеку.

10.2. Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении смерти человеку, длительной остановке работы предприятий и организаций, крупном имущественном ущербе (в том числе в виде затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которых можно было избежать при своевременном предоставлении достоверной информации), существенном расширении зоны чрезвычайной ситуации, возникновении массовых беспорядков, совершении актов терроризма, серьезном ухудшении качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших материальных затрат, уничтожении отдельных природных объектов, деградации земель и т.д.

10.3. Указанные последствия могут вменяться субъекту при условии, что они находятся в причинной связи с сокрытием или искажением информации со стороны уполномоченного лица. Это означает, что если бы полная и достоверная информация была предоставлена вовремя, то адекватными мерами чрезвычайную ситуацию удалось бы предотвратить либо снизить степень ее опасности и не допустить причинения тяжких последствий.

11. Психическое отношение виновного к причинению вреда здоровью или наступлению иных тяжких последствий может быть как умышленным, так и неосторожным. При наступлении по неосторожности смерти человека, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, имущественного ущерба в крупном размере дополнительной квалификации по ст. 109, 118, 168 не требуется.

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к статье 237 УК РФ

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.

Факультативный объект — отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.

Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <1> под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией. К таковым могут быть отнесены: должностные лица органов местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти; работники аварийной, пожарной служб и др.

Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *