Статья 94. Особенности исполнения контракта

После подписания государственного контракта у заказчика и поставщика появляются определенные обязанности, которые они должны исполнить по условиям договора и в соответствии с требованиями российского законодательства. Порядок исполнения государственного контракта регулируется в ст. 94 44-ФЗ.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Что регулирует статья 94 44-ФЗ

Статья 94 44-ФЗ регламентирует исполнение государственного контракта, как отдельный этап закупки. В статье указаны основные стадии исполнения контракта, обязанности поставщика и заказчика, а также порядок проведения экспертизы. Данная статья состоит из 8 пунктов. Пункты 9-12 утратили юридическую силу в 2019 году после издания ФЗ-71 от 1 мая 2019 г.

В данной статье регламентированы:

  1. Меры по исполнению контракта.
  2. Обязанности поставщика.
  3. Обязанности заказчика.
  4. Проведение экспертизы.
  5. Приемка этапов исполнения контракта.

Какие этапы включает исполнение контракта

На основании п. 1 ст. 94 44-ФЗ исполнение контракта предполагает реализацию комплекса мер, которые направлены на достижение целевых ориентиров при осуществлении закупочных мероприятий. Они включают в себя следующие стадии:

  1. Приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также отдельных этапов государственного контракта, включая проведение экспертизы поставленного предмета закупки.
  2. Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы и оказанной услуги.
  3. Взаимодействие заказчика и поставщика. Такое взаимодействие может быть связано с необходимостью применения мер ответственности к нарушителю законодательства или изменения и расторжения госконтракта (с опорой на нормы ст. 95 44-ФЗ).

Обязанности поставщика и заказчика

Поставщик в соответствии с условиями контракта по п. 2 ст. 94 44-ФЗ обязан своевременно предоставлять достоверные данные о ходе исполнения своих обязательств в рамках государственного контракта.

Поставщик должен в установленные законом сроки предоставить заказчику результаты своей работы (поставить необходимые товары или завершить работы), а заказчик должен обеспечить приемку в соответствии со ст. 94 44-ФЗ. Поставка товара или оказание услуги могут осуществляться одномоментно или поэтапно.

Поставщик также должен своевременно информировать заказчика о возникающих сложностях в процессе исполнения контракта, а заказчик незамедлительно принимать необходимые меры по минимизации недостатков.

Проведение экспертизы

По п. 3 94-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, которые предусмотрены контрактом, заказчик проводит экспертизу.

Экспертиза может проводиться собственными силами заказчика или посредством привлечения внешних экспертов. Экспертные организации привлекаются путем подписания государственных контрактов, оформленных ими по нормам 44-ФЗ.

Случаи обязательного привлечения экспертной организации к проведению экспертизы результатов контракта могут определяться Правительством (по п. 4.1 ст. 94 44-ФЗ). Таким образом, требование об обязательной внешней экспертизе при приемке с июля 2019 года было упразднено.

Заказчик проводит экспертизу, чтобы убедиться в том, что товар соответствует требованиям контракта. Привлечение сторонних экспертов может быть оправдано при поставке технологически сложного товара, для оценки которого необходима профессиональная компетенция.

Заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при неконкурентных закупках у единственного поставщика. В 44-ФЗ регулируются также ситуации, когда экспертное заключение получать не нужно:

  1. При закупках экспертных услуг.
  2. При приобретении проектной документации в области капитального строительства.
  3. При закупках естественных монополий.
  4. При закупках по решению вышестоящих инстанций.
  5. При работах по мобилизации.
  6. При малых закупках до 300 тыс. р. (до июля 2019 года – до 100 тыс. р.).

На основании п. 5 94-ФЗ для проведения экспертизы товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты могут запрашивать у поставщика дополнительные сведения и документы, которые относятся к условиям исполнения контракта или его отдельного этапа.

По результатам экспертизы готовится официальное заключение. На подготовку официального отчета у сторонних экспертов есть 4 дня со дня поступления соответствующего требования от заказчика. В заключении должны содержаться сведения о подписываемом контракте, о сторонах контракта (заказчике и поставщике), данные о государственном контракте, критерии оценки товаров, работ и услуг, список выявленных нарушений, дату и подпись.

В случае если товар, услуга или работа были признаны экспертами соответствующими требованиям, то напротив них в заключении делается отметка «соответствует» или «подтверждает соответствие».

Поставщику могут отказать в приемке работ или дать ему разумный срок для устранения недостатков.

Определение экспертных организаций и экспертов приведено в п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. К ним относят физических и юридических лиц, обладающих специальными познаниями и квалификацией в области науки, техники, искусства и пр. Эксперты осуществляют деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также подготовке экспертных заключений.

К проведению экспертизы не допускается привлекать лиц, которые в течение последних двух лет работали на стороне заказчика. Если на стороне эксперта оказались специалисты, которые формируют конфликт интересов, то заказчик обязан заменить экспертную организацию.

Заказчик вправе установить для экспертов дополнительные требования в виде образования, стажа работы по специальности, проведения нужного количества экспертиз и пр.

Взаимодействие со сторонним экспертом или экспертной организацией осуществляется на основании контракта, подписанного по общим правилам 44-ФЗ.

В контракте рекомендуется указать следующие сведения:

  1. Обязательные условия для включения в государственный контракт.
  2. Функции и полномочия экспертной организации.
  3. Условия о праве экспертных организаций запрашивать у поставщика необходимые сведения.
  4. Размер ответственности эксперта за предоставление ложного заключения, недостоверных результатов и пр.
  5. Сроки проведения экспертизы (не превышающие сроки поставки по товару).
  6. Утвержденные формы документов (акты, рекламации и пр.).
  7. Утвержденные случаи привлечения экспертов.

В процессе закупки экспертных услуг учреждению нужно определиться с предметом экспертизы, выбрать способ проведения закупки и провести процедуру определения исполнителя. Заказчик может заключить контракт на оказание экспертных услуг по результатам конкурентной закупки или закупки у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. При выборе способа закупки нужно учитывать некоторые ограничения, которые действуют в отношении отдельных ее форм (например, запрос котировок допускается привести при цене контракта до 500 тыс. р.).

При проведении экспертизы применяется сплошная проверка качества поставленного товара (когда проверяется вся поставленная продукция), а также выборочная проверка. В последнем случае проверяют только часть товара, а полученные результаты распространяют на всю партию, если это связано с техническими регламентами, ГОСТами, ТУ и особыми условиями поставки.

Сторонние экспертные организации должны соответствовать требованиям ст. 41 44-ФЗ. В частности, от них может потребоваться наличие лицензий, аккредитации, членства в СРО и пр. Отбор экспертных организаций заказчик ведет из числа лиц, соответствующих установленным требованиям.

Порядок проведения внутренней экспертизы силами заказчика законодательно не оговаривается. Обычно в такой экспертизе задействован один или несколько работников, которые обладают необходимыми компетенциями в отрасли предмета закупки. К ним не предъявляются требования, перечисленные в ст. 41 44-ФЗ. Этой позиции придерживаются контролирующие инстанции и арбитражные суда.

В процессе проведения экспертизы сотрудникам следует ответить на конкретные вопросы: например, имеет ли товар все необходимые сопроводительные документы, нет ли брака, отсутствуют ли повреждения, цела ли упаковка, не было ли повреждений в процессе транспортировки товара, всю ли партию поставил поставщик.

Если сторонние эксперты оформляют экспертное заключение, то документом, подтверждающим проведение внутренней экспертизы, может выступать акт приема-передачи.

Таким образом, экспертиза выступает неотъемлемой частью этапа приемки результатов работы.

Как проводить экспертизу по 44-ФЗ

По закону, для проведения экспертизы по 44-ФЗ заказчик обязан привлекать эксперта, если закупка проводилась у единственного поставщика — так называемая внешняя экспертиза по 44-ФЗ. Исключения составляют:

Правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Как проверить самостоятельно

Провести экспертную проверку можно и своими силами. Вам понадобится образец акта экспертизы по 44-ФЗ (бланк), скачайте его в статье.

Механизм таков:

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

ВАЖНО! На заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

ВАЖНО!

Оплатить внешний аудит обязан организатор. И он не имеет права включить эту статью расходов в контракт.

Ответственность при проведении экспертизы

27.12.2018 президент подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках. Изменения внесены в Уголовный кодекс, КоАП и Закон о контрактной системе.

За заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2 250 000 руб.) грозит штраф до 300 000 руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.

Административную ответственность установили в виде штрафа: от 30 000 до 50 000 руб. — для физлиц и от 100 000 до 150 000 руб. — для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.

Реквизиты документа Скачать

Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ

Скачать

Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ

Скачать

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов, в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП.

Статьи Нарушение Наказание
Ч. 8 ст. 7.32 КоАП Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. 20 000 руб.
Ч. 9 ст. 7.32 КоАП Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов. 20 000 руб.
Ч. 10 ст. 7.32 КоАП Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если оно не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. От 20 000 до 50 000 руб.

ВАЖНО! Срок давности привлечения к административной ответственности по этим пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Скачать

Образец экспертизы по 44-ФЗ своими силами

Скачать

Образец акта приемки по 44-ФЗ

Скачать

С помощью экспертов или своими силами?

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

Исключения:

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

Порядок приемки результатов работы

По решению заказчика для приемки поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы может быть создана приемочная комиссия. В ее составе может находится 5 и более человек (по п. 6 ст. 94 44-ФЗ).

По п. 7 ст. 94 44-ФЗ приемка результатов работ должна оформляться официальным документом. Его подписывает заказчик или приемочная комиссия (с последующим утверждением заказчиком). Сроки и порядок приемки определяются в государственном контракте. В те же сроки заказчик должен направить официальный мотивированный отказ от приемки работ. Такое решение принимается заказчиком с учетом полученного экспертного заключения.

Согласно последним изменениям в ст. 94 (по ФЗ-71 1 мая 2019 г.), документ о приемке подписывается заказчиком только по результатам внесения поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае, если заказчик установил данное требование).

Ч. 8 ст. 94 44-ФЗ не позволяет заказчику отказать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта или поставленного товара при выявлении несоответствия результатов условиям контракта, если они не препятствуют приемке, и были устранены.

Для приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта может быть создана приемочная комиссия, хотя в 44-ФЗ нет упоминания о том, что создание такой комиссии является обязательным для заказчика. Создание комиссии целесообразно, если закупается технически сложный предмет закупки, либо покупка требует экспертных знаний в разных отраслях. В остальных ситуациях создание приемочной комиссии может затруднить приемку, так как приемочный документ должны подписать все члены комиссии.

Если заказчик принял решение о создании приемочной комиссии, то им издается приказ, определяющий численный и персональный состав. В комиссию могут входить контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы.

Порядок работы комиссии и полномочия ее членов закрепляются в специальном положении. В нем заказчик вправе дополнительно закрепить применяемый при приемке акт.

Если акт по результатам исполнения контракта подпишут лица, которым не были переданы соответствующие полномочия локальной документацией, то это может быть признано нарушением законодательства.

Унифицированной формы документа, который используется в процессе приемки товаров, работ и услуг, не разработано. На практике заказчики часто используют акт приема-передачи, который позволяет определить соответствие товара, работы и услуги требованиям контракта. В частности, если предметом государственного и муниципального контракта выступает определенный товар, то в акте целесообразно указать:

  1. Наименование, ассортимент и комплектность поставки.
  2. Количество.
  3. Цена за единицу.
  4. Сведения о том, что поставленный товар соответствует требованиям контракта, и у него отсутствуют недостатки.
  5. Информация о проведенной сторонней экспертизе (если такая проводилась). В данном случае экспертное заключение будет служить неотъемлемым приложением к акту. При проведении экспертизы внутренними силами заказчика оформлять отдельный документ об экспертизе не нужно. На это указывает Минфин в Письме от 2017 года №24-03-08/70501.
  6. Прочие сведения.

Акт подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком (по Письму Минфина от 2018 года №24-03-08/6839).

Законодательно не утверждена форма документов, которые являются основанием для отказа в приемке. Они составляются в свободной форме, но в них желательно включить указание на выявленные недостатки в части количества, комплектности, качества и безопасности, которые не соответствуют требованиям государственного контракта по 44-ФЗ.

Также в документе рекомендуется отобразить:

  1. Заключение приемочной комиссии.
  2. Подписи членов приемочной комиссии и заказчика.
  3. Требование о поставке товара, соответствующего условиям государственного контракта.
  4. Сроки для устранения недостатков.

Если поставщик не исполнит требования заказчика, тот вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, опираясь на ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. О таком решении заказчик должен оповестить поставщика в течение 3 рабочих дней в любой форме с возможностью подтверждения отправки документа, а также разместить сведения о расторжении контракта в ЕИС.

Решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступает в силу в течение 10 дней с даты уведомления поставщика (на основании ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).

Документация о приемке товара и ее правильное оформление очень важно, так как на этом основании заказчик перечисляет оплату поставщику. Эти сведения могут потребоваться для включения в реестр контрактов по п. 13 ч. 2 ст. 103 44-ФЗ. Заказчик должен направить акт приема-передачи в федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней.

Ответственность за нарушение порядка приемки

При нарушении порядка приемки результатов работ на заказчика могут быть наложены административные штрафы по нормам ст. 7.32 КоАП.

За несоблюдение требований контрактного законодательства о проведении экспертизы заказчику грозит административный штраф в размере 20000 р.

При непредоставлении необходимых документов о приемке поставленного товара или выполненной работы (или ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов реализации контракта, при немотивированном отказе от приемки работ должностным лицам заказчика грозит штраф в размере 20000 р.

При приемке товаров, работ и услуг, которые не соответствовали условиям контракта, если недостатки не были устранены поставщиком, и это повлекло рост бюджетных расходов или уменьшение объема поставки, заказчику грозит штраф 20000-50000 р.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности составляют 1 год со дня совершения правонарушения.

Таким образом, ст. 94 44-ФЗ регулирует порядок исполнения государственного контракта. После подписания договора у заказчика и поставщика возникают обязательства. Поставщик обязан исполнить договорные условия, а заказчик принять результаты работ по требованиям контракта и законодательства. При необходимости заказчик организует экспертизу. По заверению приемки оформляется итоговый документ. Если документ о приемке результатов исполнения контракта не составить, то должностное лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. р. по ч. 9 ст. 7.32 КоАП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *