Страховая компания не выдает акт осмотра ТС после ДТП

Попавшая в аварию машина нуждается в тщательном обследовании. Ведь страховщики и владелец должны знать, какая сумма на ремонт потребуется. Понять это поможет процедура осмотра. Она не так проста, как кажется, проводится по определенным правилам и требует от автовладельца внимательности и настойчивости.

Закон об ОСАГО о предоставлении на осмотр авто

Закон об ОСАГО требует предоставить на осмотр пострадавший в аварии автомобиль в обязательном порядке:

При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы…

Если потерпевший не откроет доступ для специалиста от страховой к поврежденной машине, компания вправе отказаться погашать ущерб. При невозможности доставить ТС на площадку об этом надо сообщить в фирму, чтобы процедура была организована в другом месте.

Повреждения автомобиля при ДТП: виды

При ДТП автомобиль получает следующие виды повреждений:

  • сильные, после которых многие детали подлежат замене, а не ремонту;
  • средние, означающие необходимость восстановления некоторой части составляющих авто;
  • незначительные, то есть царапины, сколы, вмятины, ликвидация которых возможна собственными силами или на СТО.

Кроме того аварийные дефекты бывают видимыми и скрытыми. Последние трудно обнаружить неспециалисту, иногда для их выявления требуется диагностика и разбор авто. Но скрытые повреждения мешают его безопасной эксплуатации, поэтому должны быть выявлены и оплачены страховщиком.

Более детально виды аварийных дефектов описаны в Приложении 2 к Положению Центробанка №432-П от 19.09.2014 г.:

  • вздутие,
  • вибрация,
  • вмятина,
  • залом,
  • изгиб,
  • обгорание,
  • разрыв,
  • смещение,
  • стук при движении и др.

Рекомендуем прочитать о том, что означает бесконтактное ДТП. Из статьи вы узнаете о том, куда обращаться в случае аварии, правилах оформления ДТП, обращении в страховую компанию, шансах на получение выплат.

А подробнее о правилах проведения досмотра автомобиля.

Методика оценки ущерба при ДТП

Методика оценки ущерба, полученного при ДТП, принята Банком России и описана в Положении №432-П от 2014 г. Правовой документ состоит из:

  • 7-ми глав методических указаний, регламентирующих проведение осмотра, изучение данных о ДТП, выявление объема ремонтных работ, затрат на них, степень амортизации деталей, цену годных остатков, определение стоимости авто до происшествия.

В этой же части указаны источники, по которым производятся математические расчеты.

  • 10-ти приложений. В них содержатся требования к фотографиям поврежденного авто, типы полученных дефектов и их описание, трудозатраты на восстановление кузова, коэффициенты, нужные при расчете износа на разные виды машин и деталей, составляющие, на которые устанавливается нулевая амортизация, прочие важные нюансы.
  • Сервиса расчета средней стоимости запчастей. Он находится на сайте РСА.

ЕМРУ применяется, если речь идет об ОСАГО. При иных видах автострахования могут быть использованы другие способы оценки ущерба.

Осмотр автомобиля после ДТП страховой компанией

Осмотр автомобиля после ДТП организуется страховой компанией следующим образом:

  1. о месте и времени процедуры сообщают всем участникам аварии;
  2. потерпевший предоставляет ТС на выбранную страховщиком площадку, или при невозможности транспортировки машины все происходит там, где она находится;
  3. на месте обеспечивается хорошее освещение, чистота автомобиля, но ремонт до осмотра осуществлять нельзя;
  4. в ходе процедуры ТС исследуют визуально, с использованием техсредств, диагностического оборудования, при необходимости демонтируют;
  5. обязательно фотографирование машины с разных ракурсов;
  6. техник оценивает вид дефектов, локализацию и размер, предварительно устанавливает методы и стоимость устранения изъянов;
  7. по итогам составляется акт осмотра, где указывают все выявленные повреждения, отмечают, что возможно наличие скрытых проблем (если это так);
  8. документ подписывают все участвовавшие в процедуре;
  9. один экземпляр акта получает потерпевший или присутствовавший при осмотре его представитель.

Схема повреждений автомобиля

Схема повреждений побывавшего в аварии автомобиля показывает степень разрушения разных его частей:

  • Желтый цвет на ней означает незначительные дефекты: сколы, царапины, потертости и т. п. Для их устранения достаточно мелкого ремонта. Желтым отображают также разрушения пластиковых и стеклянных деталей, требующих замены.
  • Красный означает, что элемент был серьезно поврежден, и при ремонте понадобится новый. Тем же цветом на схеме указывают разрушение механизмов авто, приводящих его в движение, деформации кузова.
  • Крестики на изображении ставят там, куда пришлись удары. Их может быть несколько.

Схема повреждений автомобиля при ДТП

Помимо этого на схеме указывают данные машины и информацию об аварии.

Описание повреждений автомобиля при ДТП

Описание повреждений автомобиля, пострадавшего при ДТП, выполняется в соответствии с п. 1.6 главы 1 Положения Центробанка №432-П:

  • обозначая испорченную деталь, пишут ее вид, подвид, локализацию относительно стороны ТС, нумерацию или код, если есть;
  • по каждому дефекту называют его вид в соответствии с классификацией Приложения 2, место нахождения, характер и размер;
  • указывают тип и объем предполагаемого восстановления разрушенного элемента;
  • комплекс ремонтных работ определяют по характеру и уровню повреждений на основе технологии завода-изготовителя или СТО.

Как обратиться в страховую для осмотра автомобиля

После ДТП потерпевшему нужно как можно скорее отправиться в страховую компанию. В какую именно, регламентируется Законом об ОСАГО:

Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.

Собственник должен требовать не только осмотра автомобиля. Это лишь часть процедуры, которую следует пройти для получения страховки. Необходимо известить компанию о том, что ТС побывало в аварии. Для этого владелец предоставляет пакет документов:

  • Заявление. Пишется в свободной форме, но у страховой компании могут быть стандартные бланки, которые нужно заполнять по образцу.
  • Извещение о ДТП.
    Оно оформляется по стандарту. Собственник авто получает бланк извещения вместе с полисом. В заполнении граф документа участвуют оба участника аварии.
  • Паспорт. С собой также берут его заверенную ксерокопию.
  • Справку о ДТП. Ее получают в ГИБДД. А если происшествие оформлялось без участия сотрудников службы, этот документ не нужен.
  • Копию протокола о ДТП. Ее владельцу авто отдает инспектор ГИБДД, составивший документ.

Специального заявления о проведении осмотра ТС писать не нужно. Этот этап и так является обязательным в ходе оформления страхового случая и получения выплаты.

Заявление на осмотр транспортного средства

Специального заявления на осмотр транспортного средства потерпевшему писать не надо. Он обращается к страховщику с письменным требованием о возмещении и другими документами по аварии, перечисленными в Законе об ОСАГО. После этого компания обязана устроить осмотр ТС не позднее 5 дней с даты регистрации заявления.

Если нужна дополнительная процедура для письменного подтверждения скрытых дефектов, следует подать уведомление о них. Оно оформляется в свободной форме, например, по образцу.

Дефектовка автомобиля после ДТП

Дефектовка автомобиля, проводимая после ДТП, — это детальное выявление характера, степени повреждений. Ее выполняет специалист-техник. По результатам составляется карта осмотра, куда в каждую графу вносят отдельные изъяны. Итогом становится их перечень, рекомендации по ликвидации дефектов, расчеты цены материалов, новых деталей и работы. Собственно, это подготовительный этап ремонта машины.

Дефектовка автомобиля после ДТП

Составление акта осмотра

По итогам процедуры должен быть составлен документ – акт. Он представляет собой бланк, который необходимо заполнить. Обязательная информация, вносимая в акт:

  • сведения об автомобиле;
  • дата и место ДТП;
  • номер справки о нем;
  • сведения о собственнике обследуемого авто или его доверенном лице;
  • перечень поврежденных деталей и характер поломки каждой из них;
  • подлежат ли они замене или ремонту;
  • есть ли на ТС скрытые повреждения.

Завершаютактподписи собственника машины, другого участника ДТП, представителя страховой компании, техника, проводящего процедуру.

Владельцу ТС нужно внимательнейшим образом следить, чтобы все приобретенные из-за аварии дефекты были отражены в документе. Особое внимание необходимо уделить графе о скрытых повреждениях. Страховщики в большинстве случаев настаивают на том, что их в конкретной ситуации нет. Задача владельца – не пропустить скрытые повреждения, о которых могут свидетельствовать, например, плохо открывающийся багажник или сколы покрытия на внутренних сторонах корпуса.

Мнение эксперта Надежда Смирнова Эксперт по автомобильному праву По окончанию осмотра собственник авто должен получить копию акта, чтобы потом в него сотрудники страховой фирмы не внесли изменения. Если он не согласен с результатами процедуры, документ не нужно подписывать.

Сколько действует акт осмотра транспортного средства

Акт осмотра транспортного средства действует до тех пор, пока потерпевший не получит устраивающего его возмещения. Даже если позже будет проведена дополнительная процедура, независимая экспертиза, документ можно использовать в ходе судебных разбирательств. Акт действителен и подлежит рассмотрению, пока в нем существует необходимость. Законом этот срок не ограничен.

Перечень

Страховой случай по ОСАГО – это событие, которое произошло в рамках вероятных рисков, которые были предварительно зафиксированы в договоре обязательного автострахования водителей, управляющих автотранспортными средствами.

Все автотранспортные средства признаны в России как средство перемещения по автодорогам, относящиеся к средствам повышенной опасности.

Случается масса аварий на дорогах, и чтобы максимально защитить потерпевших, их имущественные интересы и возместить ущерб здоровью, причиненный в результате столкновения, в стране существует специальный вид обязательного страхования.

Страховыми случаями в рамках такого типа защиты признаются следующие обстоятельства:

  • ущерб, нанесенный имуществу невиновной в ДТП стороны;
  • вред, причиненный здоровью пострадавшего невиновного водителя в результате автодорожной аварии;
  • материальный ущерб имуществу потерпевшего, причиненный в результате столкновения машины во дворе, на стоянке либо на парковочной площадке;
  • незначительный ущерб, который можно фиксировать по Европротоколу;
  • смерть потерпевшего в аварии – возмещение выплачивается родственникам погибшего водителя.

Однако кроме типовых страховых случаев есть также обстоятельства, которые принимаются во внимание страховой компанией и которые могут привести к заключению, что случай на дороге не может признаваться страховым.

К таковым обстоятельствам относится следующее:

  • потерпевший вел машину, которая не указана в договоре ОСАГО, заключенном с ним;
  • причинение морального вреда потерпевшему;
  • машина, попавшая в аварию, использовалась для обучения вождению, либо находилась на испытании или участвовала в соревнованиях;
  • компенсация убытков, упущенной выгоды, либо утраченных в результате аварии доходов;
  • если ДТП произошло по причине воздействия на происшествие перевозимым грузом (такие случаи должны страховаться отдельным договором);
  • ущерб был причине лицу, исполнявшему служебные обязанности, которое должно быть защищено под государственной страховой защитой;
    самовольная порча водителем конструкций машины;
  • ДТП произошло по время погрузочно-разгрузочных работ;
  • из-за ДТП были повреждены объекты, находящиеся в статусе культурно-исторической или иной ценности, значимой на государственном уровне.

Таким образом, все, что не входит в перечень страховых рисков по ОСАГО, не может быть страховым случаем. Либо это является страховым случаем уже другого вида страхования, который должен быть оформлен отдельно.

Как прописан в законе «Об ОСАГО»

Акт о страховом случае – это документ, полностью и во всех деталях отражающий наступление случая, фиксированного ранее по договору ОСАГО как риски, от которых страховая компания призвана защищать владельца полиса.

В ст. 943 ГК РФ говорится о том, что все условия надлежащего осуществления самой услуги страхования должны регулироваться специальными Правилами, отдельно выпущенными для этих целей.

Таковые Правила существуют и в области страхования по автогражданской ответственности – ОСАГО:

  1. Обязанность страховой компании выдавать акт о страховом случае по требованию потерпевшего страхователя в течение 3-х дней с момента получения такого требования –Правил ОСАГО, которые утверждались положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и действуют до сих пор.
  2. Право требовать от страховщика не только выплаты возмещения ущерба, но и соответствующие этому страховому случаю документы прописано в п. 1 ст. 12 законодательного положения №40-ФЗ от 25.04.02 г., находящегося на данный момент в действующей редакции.
  3. Перечень страховых случаев по полису ОСАГО прописан в Правилах ОСАГО.
  4. В акте следует четко указывать размер страховой выплаты и демонстрировать процедуру ее расчета.

На основании Положения Банка России от 19.09.14 г. за №431-П, страховщик обязан на основании акт либо выплатить страховое возмещение ущерба потерпевшему, либо на эти деньги организовать для его машины качественный ремонт.

Когда автовладелец получает на руки копию акта о страховом случае, то документ должен быть обязательно завизирован руководством страховой компании, а также на нем должна быть проставлена мокрая печать.

Жизнь и здоровье

К сожалению, в нашей стране жизнь и здоровье людей имеют меньшее страховое значение, чем материальные ценности. В случае страхования жизни финальным событием является смерть, до наступления которой человек проживает жизнь, наполненную риском для здоровья. Поэтому, в случае получения увечий либо потери трудоспособности, человек может получить частичную компенсацию, так как страховое событие было неполным. Федеральный Закон от 27.02.2010 №225-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 №714 защищают жизнь и здоровье человека от негативных последствий на производстве и при участии в исследованиях.

К сожалению, страховые компании не спешат выплачивать компенсацию, находят повод отказать в выплате или причины уменьшить ее размер, пользуясь незнанием или замешательством потерпевших. Поэтому для удобства оформления документов разработан образец акта о страховом случае.

Имущество

Заботясь о будущем, люди хотят сохранить свое имущество, производственное оборудование, продукцию, поэтому пользуются услугами по страхованию материальных ценностей, зная, что при наступлении страхового случая смогут получить компенсацию, и преодолеть все трудности будет легче. Страхование имущества имеет некоторые особенности и условия, к ним относится обязательное выполнение противопожарных и других норм.

В случае гибели имущества или повреждения владелец должен обратиться в специальную инспекцию по страхованию, написать заявление на осмотр, а также принять меры, обеспечивающие сохранность поврежденного имущества.

Таким образом, страхование – это инструмент, который помогает человеку защитить свои материальные и нематериальные ценности, получить выплату при условии наступления страхового случая, а значит, обезопасить себя от дополнительных расходов по восстановлению здоровья и имущества и быть более уверенным в завтрашнем дне. А именно этого хотят все люди.

Кто составляет и подписывает

Документ составляется на основании оценочного отчета, поданного в страховую компанию от эксперта как заключение о проведении подсчетов стоимости повреждений авто, а также калькуляции – где деталировка всех поломанных элементов машины дополняется еще и ценами на них.

Составлять такой документ может специалист, который ведет страховой случай, согласовывать его может как руководитель, так и сам этот специалист, которому даны такие полномочия по должностной инструкции.

В верхней части акта утверждать документ должен руководитель страховой компании. Возле каждой подписи в обязательном порядке должна проставлять ее расшифровка фамилией и инициалами, а также дата, когда подписали документ.

Значение акта

Акт не только подтверждает сам факт проведенного осмотра, но и содержит информацию о его результатах. А это очень важный момент, поскольку в акт включаются сведения о том, в каком состоянии находится кузов (если ли вмятины, ржавчина, трещины, сколы и т.п.), коробка передач, салон, электрика, фары и стекла, шины, другие элементы автомобиля.

На основании этих данных выносится оценка транспортному средству, в том числе дается заключение о пригодности его к дальнейшему использованию.

При выявлении каких-либо неисправностей, поломок и повреждений, в акте также могут быть указаны рекомендации по их устранению.

Особенности оформления акта

Акт можно сделать рукописным или напечатать на компьютере, при этом если выбрано электронное заполнение, готовый бланк надо распечатать, чтобы все присутствующие при осмотре лица могли поставить в нем свои подписи. Следует отметить, что для акта подойдет и обыкновенный листок бумаги и лист с фирменным оформлением. Количество экземпляров акта должно равняться числу людей, которые производили осмотр автомобиля.

Сроки осмотра после ДТП

Информация о том, какое время отводится на организацию и проведение обследования автомобиля, есть в Законе об ОСАГО:

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами…

Автомобиль должен быть предоставлен для осуществления процедуры в том виде, в котором он остался после ДТП. Собственник ни в коем случае не должен спешить сам его ремонтировать.

Владелец привозит разбитую машину туда, где ее сможет осмотреть техник. Об этом его извещают заранее. А если состояние ТС таково, что перегнать его невозможно, процедуру проводят на месте его нахождения. То есть там, куда отвез разбитое авто эвакуатор.

О том, какие документы нужны для страховой после ДТП и правилах осмотра автомобиля независимым экспертом, смотрите в этом видео:

Кому нужна доверенность на обследование

Собственник автомобиля может заниматься оформлением страховой выплаты не сам, а поручить это другому человеку. Тогда и присутствие владельца на осмотре не нужно. Он может выписать доверенность на имя родственника, друга или адвоката, заверить ее у нотариуса. И человек с этим документом имеет право контролировать осмотр, защищая интересы владельца ТС. Он же потом ставит подпись на акте.

Доверенность на осмотр автомобиля после ДТП

Доверенность на участие в осмотре автомобиля после ДТП оформляется владельцем техники на человека, который будет представлять его интересы в ходе процедуры. Документ, выполненный по образцу, заверяется у нотариуса, составляется не позднее дня, в который подано заявление в страховую компанию.

Представитель автовладельца на его основании может присутствовать при осмотре машины, задавать эксперту вопросы, выражать свое несогласие, делать замечания, заявления, требовать разъяснений и т. д.

Порядок оценки ущерба при ДТП

Порядок оценки ущерба, нанесенного при ДТП, следующий:

  1. потерпевший предоставляет в страховую компанию справку из ГИБДД, где описаны видимые повреждения автомобиля (вместе с нею стоит приложить снимки авто, выполненные после аварии с разных ракурсов);
  2. фирма назначает осмотр ТС своим специалистом, в ходе процедуры выявляются все дефекты;
  3. если по поводу второго пункта у страховщика и потерпевшего есть разногласия, первый назначает независимую экспертизу ТС;
  4. владелец машины по направлению компании предоставляет ее для изучения специалистам бесплатно;
  5. после этого он имеет право заказать экспертизу в действительно независимом техническом бюро за свой счет, если итоги предыдущей процедуры его не устраивают.

Результатом платного исследования станет заключение, где будет оценен ущерб. С ним автовладелец может обращаться в суд, если страховая компания не желает возмещать вред добровольно или настаивает на сумме, установленной по итогам осмотра либо организованной ею же экспертизы.

Смотрите в этом видео о проведении независимой оценки ущерба после ДТП:

Как рассчитать ущерб при ДТП

Рассчитать ущерб, полученный при ДТП, самостоятельно можно по формуле: Свр=Рр+Рм+Рзч. Здесь использованы следующие величины:

  • Свр – это цена ремонта в рублях;
  • Рр – затраты на работы по восстановлению;
  • Рм – средства, необходимые на материалы;
  • Рзч – расходы на запасные детали.

Итоговое число округляется до сотен рублей, но сумма не может быть более 400 тыс. р.

Как происходит осмотр, на что обратить внимание

О времени и дате процедуры автовладельца оповещают заранее. Обычно осмотр

происходит на станции техобслуживания. И кроме представителя страховой в нем участвует также техник.

Но он нередко работает на защиту интересов фирмы и может «не заметить» скрытые повреждения автомобиля.

Чтобы не оказаться обманутым, владелец машины имеет право привести на осмотр своего специалиста. Эксперт сможет со знанием предмета требовать внесения сведений о приобретенных дефектах ТС в акт.

На что следует обращать внимание потерпевшему, если он на осмотре без помощника:

  • вмятины, а не просто сколы краски могут свидетельствовать о скрытых повреждениях механизмов авто;
  • если плохо открывается багажник, это значит, нарушена геометрия кузова;
  • при любых обстоятельствах ДТП нужно обследовать крышу ТС, скрытые дефекты могут обнаружиться там;
  • проблема с открыванием крышки капота иногда является признаком повреждения двигателя;
  • необходимо настоять на осмотре днища авто, так как эта часть нередко деформируется при любом столкновении.

Дополнительный осмотр по ОСАГО

Дополнительный осмотр по ОСАГО – это процедура, необходимая для установления скрытых повреждений машины. Она нужна, если результаты первичного осмотра не удовлетворили автовладельца-страхователя.

По существу процедура является экспертизой, на которую машину должен отправить страховщик. Если он отказывается это делать, автовладелец сам обращается в независимую компанию, заказывает и оплачивает исследование технического состояния ТС. О месте и времени его проведения следует письменно уведомить второго участника аварии и страховую фирму.

По результатам дополнительного осмотра оформляется заключение о наличии скрытых дефектов, полученных в ходе ДТП, стоимости ремонта.

Сроки выплаты компенсации

Если у страховщика и потерпевшего нет разногласий относительно суммы компенсации, определенной по результатам осмотра, она должна быть выплачена в течение 20 дней после подачи заявления.

По закону собственник может и сам отправить машину на ремонт в любой сервис. Для этого ему нужно согласие страховщика. В таком случае оплата услуги компанией осуществляется не позднее, чем через 30 дней. Деньги не отдают в руки автовладельцу, а перечисляют на расчетный счет сервисного центра.

Если страховая опаздывает с выплатой, ее ждет увеличение расходов:

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного … размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

А если компания никак не оплатит счет за уже выполненный ремонт, штрафные санкции составят 0,5% в день.

Обращение к независимой экспертизе

Несогласие страховщика и автовладельца в части размера компенсации диктует необходимость проведения независимой экспертизы. Ее заказывает компания, а собственник предоставляет поврежденную машину для более тщательного обследования.

Нередко экспертиза, оплаченная страховой фирмой, дает заключение, выгодное ей, а не потерпевшему. Поэтому он может заказать повторную процедуру уже в другой независимой организации.

Экспертиза не только выявит все полученные повреждения, но и определит сумму ущерба. На основании ее заключения страховщики могут добровольно выплатить деньги в ответ на претензию автовладельца, или он подаст на компанию в суд. А тот примет документ будет как доказательство, требующее именно указанной суммы возмещения, а не меньшей.

Рекомендуем прочитать о трасологической экспертизе при ДТП. Вы узнаете о том, когда необходимо проводить данную экспертизу, что она может установить, особенностях проведения после ДТП.
А подробнее об оформлении ДТП аварийным комиссаром.

Страховщики всегда стараются заплатить автомобилистам по минимуму. Но удовлетворительную компенсацию иногда можно получить и на основании одного осмотра ТС, избежав независимой экспертизы. Автовладельцу стоит позаботиться о том, чтобы процедура обнаружила приобретенные дефекты, заранее проконсультироваться по поводу повреждений с разбирающимися в машинах специалистами.

Полезное видео

О проведении независимой экспертизы ТС смотрите в этом видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *