Сыпучие грузы – все правила и тонкости перевозки

Перевозка сыпучих, упакованных в мешки или другую тару, грузов осуществляется в фурах с контейнерными прицепами. Особенности погрузки и транспортировки зависят от вида продукции и степени его измельчения.

Правила перевозки сыпучих товаров.

Что относится к сыпучим грузам

Всё, что транспортируется насыпом, без упаковки: зёрна, щебень, песок, комбикорм, металлические руды, уголь, минералы и многое другое. Для успешной транспортировки нужно учитывать индивидуальные характеристики сыпучих грузов:

  • физические – взаимодействие частиц друг с другом (склеиваются ли они между собой, как, например, песок, или легко рассыпаются, как пшеница), способность нагреваться и отдавать тепло, возможность усадки (грунт);
  • химические – может ли перевозимый продукт внезапно воспламениться или взорваться (такие виды грузов требуют специального разрешения на перевозку и особых обозначений на упаковке и иногда на самом транспорте их перевозки), способен ли он к окислению или подвержен ему;
  • биологические – связанные с дыханием, гниением, питанием, прорастанием и другими процессами, присущими живым организмам.

Кроме того, заслуживает внимания агрегатное состояние продукта: некоторые руды легкоплавких металлов, например, могут превращаться из твердых монолитов в жидкости и требуют особого подхода к транспортировке.

Правила и особенности перевозки сыпучих грузов самосвалами

Сыпучие материалы широкого использования делятся на кусковые, пылевидные и гранулированные.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов

Такие грузы транспортируются в основном предприятиями горнорудной, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслей. Первые три активно пользуются для этого самосвалами, а также спецтранспортом герметичного исполнения (цементовозы). В сельском хозяйстве преобладают герметичные (муковозы); используемые в этой отрасли пылевидные и гранулированные материалы (удобрения и другие химикаты) поставляются в герметичной упаковке (мешки, бочки, барабаны) и перевозятся любым транспортом.

Использование самосвальной автотехники для перевозки насыпью подобных грузов выгодно и удобно, особенно выгрузка из кузова. Однако в их использовании имеются обязательные правила и ограничения, направленные на предотвращение ущерба человеку и природе, на сохранение дорожного покрытия.

Эти правила различны при перевозке сыпучих грузов навалом по дорогам общего пользования всех уровней и по дорогам на территориях промышленных предприятий.

Основные правила перевозки

Доставка любых сыпучих грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным или воздушным путем. Но есть правила грузоперевозки, соблюдать которые необходимо:

  1. Груз транспортируют с учетом вышеперечисленных особенностей (физико-химических свойств), размера.
  2. Материал можно не накрывать тентом, если он не боится непогоды, и перемещать в открытом кузове-контейнере). Это не относится к сельскохозяйственным культурам, которые обязательно защищают от дождя и солнца, а также к любым грузам, которые будут провозить через населённые пункты.
  3. Массу клади соизмеряют с грузоподъемностью фуры, на которой ее предстоит везти.
  4. Груз насыпают с помощью спецтехники, с высоты 1 м. Нельзя сыпать «с горкой», потому что продукт может выпасть во время движения прямо на дорогу и стать причиной ДТП.
  5. Иногда применяется и ручная погрузка, но только к неопасным видам продуктов. Прежде чем дать грузчикам задание, необходимо снабдить их респираторами, униформой, рабочими рукавицами.
  6. Водитель фуры должен выйти из машины и подождать окончания погрузки вне её пределов, чтобы не получить случайную травму, если сыпучая масса вдруг сорвётся. Тем не менее ковш погрузчика все равно не может проходить над кабиной.
  7. Организация, получившая груз, берёт на себя заботы по очистке прицепа от оставшихся частиц.
  8. Тот, кто отправляет кладь, должен обеспечить свободный и удобный подъезд для спецтехники, оцепить место погрузки временной изгородью (особенно это касается процесса вывоза руды или песка из карьеров).
  9. По прилегающей территории периодически разбрызгивают воду, чтобы сбить пыль.
  10. Перед погрузкой и выгрузкой продукцию взвешивают (или на специальных весах или путём расчётов, исходя из объёма ковша, например). Все сведения записывают в накладную. Это не касается только транспортировки строительных отходов и прочего, не несущего прибыли материала.

Какой транспорт лучше всего подходит

Машина для перевозки и спецтехника для укладки сыпучих грузов подбирается с учетом вида продукции. Это могут быть:

  1. Самосвалы – грузовые машины с открытым полуприцепом или прицепом, по бокам которого имеются борты. Благодаря встроенному гидравлическому приводу кузов может опускаться под наклоном и выгружать содержимое. Подходит для перевозок на небольшие расстояния. Популярный производитель – фирма «Тонар».
  2. Грузовики-контейнеровозы – машины с прицепом в виде плоской платформы, на которую устанавливается контейнер. Исключает возможность потери мелкой сыпучей продукции, особенно удобен, если товар упакован в дополнительную тару: например, цемент в мешках. Используется для транспортировки груза на большие расстояния.
  3. Прицепы-цистерны – крепятся к грузовику. Как правило, в таком виде транспортируют жидкости, но иногда они применяются и для сыпучих грузов.

При этом транспорт для навалочного груза должен отвечать некоторым требованиям:

  • абсолютная герметичность прицепа – чтобы исключить потери даже самых мелких продуктов;
  • возможность натянуть и закрепить тент/полог;
  • способность поддержать нужный микроклимат (для некоторых видов продукции).

В выборе транспорта большую роль играет логистика – если невозможно отправить кладь по железной дороге, её доставляют автомобилями, хотя стоимость таких перевозок в несколько раз выше.

Организация безопасности движения

Перевозка различных сыпучих материалов требует от водителя фуры особого мастерства и внимания, так как этот груз отличается высокой подвижностью. В пути существуют некоторые риски:

  • кладь может просыпаться на дорогу или крыши легковых автомобилей, проезжающих рядом, создавая тем самым аварийную ситуацию;
  • тяжёлый вес и смещение материалов в одну сторону на поворотах, подъёмах и спусках затрудняет управление машиной;
  • некоторые грузы подвержены нагреванию и могут загореться.

Чтобы минимизировать возможность возникновения таких ситуаций, нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Груз надо равномерно распределить по кузову с таким расчётом, чтобы он не высыпался за борты.
  2. Мелкие сыпучие материалы накрывают тентом, чтоб их не вынесло на дорогу ветром.
  3. Если кладь везут в прицепе-контейнере (насыпные гранулированные продукты), ее сначала нужно упаковать.
  4. Разумеется, следует соблюдать все правила дорожного движения, которым подчиняются грузовые автомобили.
  5. Маршрут планируется заранее, он должен проходить только по тем дорогам, где разрешён проезд грузовых машин.
  6. При себе у водителя должны быть документы на перевозимые материалы (если с ним нет экспедитора-перевозчика или торгового представителя):
    • договор между грузоотправителем и получателем;
    • договор с транспортной компанией;
    • договор об аренде машины (если она не принадлежит логистической фирме, которая перевозит груз);
    • товарно-транспортная накладная, где указаны сведения о продукции.

Потери при транспортировке

Ответственность за потери при транспортировке полностью ложится на логистическую фирму, которая перевозит продукт. При погрузке фиксируют объемы продукции, а по прибытии всё взвешивают и перепроверяют заново. Если что-то не сошлось, то компания-перевозчик должна будет возместить убытки. Эта неприятность может случиться из-за:

  • плохого состояния прицепа или кузова (в нём есть зазоры и щели, сквозь которые груз просыпается);
  • тары, в которую был упакован груз, когда она не отвечает типу продукта, и он портится в дороге;
  • возгорания груза при несоблюдении правил перевозки (в зоне риска такие продукты, как торф, уголь, некоторые виды удобрений);
  • сильного ветра, который выдувает часть груза;
  • аварии на дороге в результате неаккуратного маневра водителя или если он самовольно изменил маршрут.

Стоит также учитывать качества перевозимого материала: некоторые виды сыпучих грузов могут менять вес в процессе высыхания, дозревания и т. п. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно не только соблюдать вышеописанные правила и обязательно страховать груз, но и привлекать к наблюдению за погрузкой обе стороны – отправителя и представителя транспортной компании. Это позволит исключить различного рода манипуляции, связанные с физическими свойствами материала.

Например, влажный песок кажется тяжелее, чем сухой, поэтому после доставки перевозчика может ждать неприятная неожиданность при сверке реального веса с заявленным в накладной. Для контроля над сохранностью груза в дороге можно отправить с водителем торгового представителя или экспедитора.

Потенциальная опасность угля

Ископаемый уголь — каменный и бурый, антрацит, не является опасным грузом. Несмотря на это, ряд рисков при его транспортировке все же возникает. Так, уголь образует воспламеняющиеся смеси с воздухом. Сырье «съедает» кислород. Особенно это касается свежедобытых продуктов, размельченных или с молодым геологическим возрастом. По мере того как окисляется груз, он накопляет и выделяет тепло. Температура в штабеле повышается, что может привести к самовозгоранию.

Иногда угольные продукты выделяют метан, который является воспламеняющимся газом. Если концентрация этого вещества в воздухе превышает 5–16%, может возникнуть взрыв от искры или закуренной сигареты. Вероятно и образование ядовитых газов, в том числе оксида углерода.

Чем больше в составе груза мелких фракций, тем хуже качество топлива. К тому же, повышается интенсивность окисления, увеличиваются механические потери при перемещении груза.

Правила перевозки угля автомобильным транспортом

Каменный уголь, кокс, антрацит менее склонны создавать опасности, чем активированные аналоги. В частности, это связано с небольшими объемами груза, что снижает риск самонагревания. Так, если самонагревание по каким-то причинам произошло, то водитель сразу может остановить автомобиль и устранить опасность — например, выгрузив содержимое из кузова, что способствует снижению температуры продукта.

Тара

Транспортировка угля связана со многими проблемами. Загрязняется воздушный бассейн и местность, по которой пролегает постоянный маршрут транспортных средств. Еще одна сложность, с которой сталкиваются владельцы груза — потери вследствие перегрузки, ненадлежащих условий перемещения и др. Одно из решений для всех задач — правильный выбор тары. Для перевозки используют такие ее виды:

  • бочка;
  • барабаны металлические;
  • влагопрочные мешки из синтетики и бумаги массой не более 55 кг.

Контейнерная перевозка угля позволяет сохранить все свойства продукта, а также уменьшается вероятность самовозгорания, поскольку при этом создается стационарность потока тепла из-за снижения объемов груза.

В нетентованных прицепах уголь перевозят так, чтобы насыпь не была выше уровня бортов. Сверху груз накрывают пологом из толстой материи или прорезиненным материалом. Одно из главных требований заключается в том, что масса и объем сырья не должны быть больше грузоподъемности транспортного средства. Кузов автомобиля для перевозки угля уплотняют, чтобы измельченное сырье не рассыпалось по дороге.

Для погрузки используют ленточные установки. Чтобы избежать смерзания, из-за чего затрудняется погрузочно-разгрузочный процесс, уголь пересыпают солью, негашеной известью, мелом, сеченной соломой. Однако этого стараются избегать, поскольку в составе сырья увеличивается доля негорючих компонентов.

Меры безопасности

Перед перевозкой угля автомобильным транспортом нелишне убедиться, что груз достаточно сухой, поскольку избыточное содержание влаги провоцирует процесс нагревания. Измерение уровня влажности проводится в соответствии с ГОСТ Р 52911-2013.

Места очагов самонагревания определяются по внешним проявлениям. На этот процесс указывают следующие признаки:

  • капли влаги на поверхности штабеля;
  • скорое высыхание капель дождя там, где образовались сухие пятна;
  • белые пятна, которые исчезают днем или после атмосферных осадков;
  • легкий туман над штабелем утром и вечером илибелый дым, искрение ночью;
  • проталины на снежном покрове, образованном на штабеле;
  • запах углеводорода и сернистых соединений.

Если уголь хранится более 10 суток, специальными ртутными термометрами систематически измеряют температуру внутри штабеля. Груз нуждается в охлаждении, когда отметка достигла 45 °С и более.

При высоком уровне влажности принимают профилактические меры. От влаги избавляются несколькими способами:

  • обмасливанием — на специальных установках обрабатывают груз тяжелыми маслами коксохимического производства;
  • смешиванием — послойно засыпают сухой и влажный уголь;
  • промораживанием;
  • обработкой неогрином или северином;
  • добавлением древесных опилок.

При пересыпании угля пользуются противопылевыми респираторами. Места для проведения таких работ оборудуют по нормам пожарной безопасности.

При возникновении возгорания используют огнезащитный костюм, в комплект которого входит самоспасатель. Если такого нет, персоналу раздают общевойсковой костюм Л1 или Л2, а также промышленный противогаз марки РПГ с патроном А или ПФМ-1, универсальный респиратор «Снежок-КУ-М».

Технология

Принцип перевозок насыпных материалов можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительные работы, к которым можно отнести ряд действий:
    • определение оптимального для данной ситуации вида транспорта (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, комбинированный);
    • выбор компании перевозчика;
    • подготовка сопроводительной документации.
  2. Погрузка груза.
  3. Транспортировка. Данный этап может происходить с использованием одного или нескольких видов транспортного сообщения. В данном случае в пути может понадобиться перемещение груза с одной платформы на другую. Избежать этого можно используя контейнеры, позволяющие выполнить смены транспорта без перегруза.
  4. Передача получателю, разгрузка и подписание передаточной документации.

Расчёт в потребности машин

Определение нужного вида транспорта происходит на первом, подготовительном этапе, об этом уже упоминалось чуть ранее. В данном случае речь пойдёт о расчёте в потребности автомобилей.

Иногда для осуществления быстрой и качественной перевозки может понадобиться услуга нескольких транспортных средств, способных с периодическим интервалом подвозить нужное количества груза на строительный объект.

Что такое уведомление в ГИБДД о перевозке детей расскажет статья: Уведомление о перевозке детей в ГИБДД.

Про перевозку детей на мотоцикле .

Другая ситуация предполагает противоположные требования, например быструю перевозку зерновых культур со склада на другой объект. Поэтому к каждой ситуации необходимо отнестись с полным анализом происходящего, учитывая не только финансовые критерии, но и свойства материала.

Как оставить заявку?

Заказать машины для перевозки угля можно с помощью специализированной формы на веб-сайте. Нажмите кнопку «Заявка на перевозку» и заполните необходимые поля. Менеджеры «АТС Логистика» свяжутся с вами в ближайшее время, ответят на все интересующие вопросы.

Чтобы узнать точную стоимость перевозки угля по России и в Казахстан, свяжитесь с нами по телефону 8-800-550-28-65. Компания подберет подходящее транспортное средство для работы с грузом клиента и произведет точный расчет цены.

Вам необходимо знать, что все грузы перевозятся на специализированном автотранспорте (самосвалах, грузовиках), оборудованных прицепами, контейнерами, цистернами. Категорически запрещена перевозка грузов без упаковки (тары) в обычном прицепе. Каждый прицеп обязательно оборудуется специальным натягивающимся тентом, который со всех сторон полностью закроет прицеп. Он может быть выполнен из любой плотной материи: брезент, ткань на резиновой основе и т.п. При этом тент обязательно должен иметь надежное крепление. В случае неполной загрузки прицепа позволяется перевозить сыпучие грузы без тента, но использовать покрывало из плотной ткани обязательно. Объем и вес перевозимых сыпучих материалов не должен превышать грузоподъемности транспортного средства. Несоблюдение этих правил ведет не только к штрафам дорожной, весовой инспекции, но и к порче и даже утере перевозимого груза. Тем самым данные правила, в первую очередь, направлены на сохранность качеств, свойств и целостности сыпучих материалов. Согласно ст. 12.21 КоАП. перевозчик перед тем, как тронуться с места должен быть уверен, что груз упакован и размещен в транспортном средстве с соблюдением всех необходимых правил и норм. В противном случае он несет ответственность. Из-за неправильной транспортировки груз может быть рассыпан. Водитель, загрязняющий дорожное полотно, должен заплатить штраф 500 рублей. В данном указании речь не идет об ответственности за выпадающие из кузова крупные сыпучие грузы, которые не просто загрязняют дорожное покрытие, но и создают опасную аварийную обстановку. В этом случае действует уже статья 12.33. На ее основании штрафы классифицируются следующим образом:

физическое лицо – от 5000 до 10000 рублей;

юридическое лицо – 300000 рублей;

должностное лицо – 25000 рублей. Желаю удачи и успехов Вам. С уважением, А.А. Боголюбов.

Предприятия, занимающиеся производством стеновых материалов и товаров массового потребления из глины, часто строятся в непосредственной близости от месторождений или имеют собственный карьер. Это вполне объяснимо с точки зрения удобства, экономической выгоды, а главное — освобождает от сложностей, связанных с транспортировкой глины.

Однако такие идеальные условия «карьер-производство» возможны не всегда. Месторождения могут находиться вдали от населенных пунктов, иметь малые запасы сырья и т.п. Кроме того, качественная каолинитовая глина все-таки явление не распространенное. Таким образом, регулярно возникает необходимость приобретения и перевозки сырья.

Способы транспортировки глины

Перевозки глины могут осуществляться:

  • автотранспортом;
  • по железной дороге.

В первом случае используются автосамосвалы разной тоннажности. Они предпочтительны для небольших расстояний, а также там, где поблизости нет железнодорожной ветки. Следует учитывать правила перевозки глины:

  • так как груз сыпучий, он должен быть прикрыт тентом;
  • если самосвал тентом не оборудован, то высота глины не может быть выше бортов транспортного средства.

При заказе автоперевозки обратите внимание на то, чтобы объем груза соответствовал объему кузова. Так Вы избежите переплаты за неиспользованное пространство.

Для далёких расстояний выгоднее будет воспользоваться грузовыми вагонами железнодорожного транспорта. Сегодня появились думпкары, или опрокидывающиеся платформы. Они хороши для быстрой выгрузки сырья.

Почему выгодно сотрудничать с ПАО «Новоорская керамика»

В нашем карьере добываются ценные каолинитовые глины. Мы применяем метод селективной добычи, внимательно анализируем сырье в лаборатории, производим обработку и предлагаем 10 сортов глины. Каждый из них имеет подробную характеристику.

ПАО «Новоорская керамика» помогает с транспортировкой глины. Мы сотрудничаем с проверенными логистическими компаниями, имеем льготные тарифы при железнодорожных отправлениях. Это позволяет произвести доставку намного дешевле и точно в срок.

По статистике, затраты на перевозку сырья составляют до 60% его итоговой стоимости. ПАО «Новоорская керамика» поможет сэкономить. Обращайтесь и убедитесь сами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *