Требования к квалификации.

Должностные инструкции

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.

1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.

1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании»; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

3. Обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

– обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

– по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

– оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

– выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

– оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

– участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

– оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

– участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

– содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

– содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

– содействовать творческому развитию одаренных студентов;

– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

– консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

5. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

– знакомиться с документацией образовательного учреждения;

– участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

– участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;

– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

– участвовать в формировании корпоративной культуры;

– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;

– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

– участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.

6. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность за:

– качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;

– качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов и педагогов;

– создание условий для полноценного развития и самоопределения студентов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;

– своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;

– за соблюдение и защиту прав и свобод студентов, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога.

Мы привыкли, что когда хотят освоить профессию, говорят об университетском образовании, а значит, о дипломе, а не о сертификате. Поэтому еще десяток лет назад вопрос «как получить сертификат психолога» был абсурден, все интересовались, как получить диплом. Вспомните бабушек у подъезда, они обычно яро обсуждают, кто куда поступил. Ведь от этого зависит престиж, создаётся впечатление об умственных способностях и обо всё прочем. Что ж, бабушек придётся немножко разочаровать. И кто придумал все эти стереотипы об обучении?

Возможно, что случится даже так — тот, кто получил красный диплом ВУЗа, и тот, кто прошёл курсы, столкнутся в коридоре возле двери потенциального работодателя. И это уже будет настоящее соревнование, не такое, как поступление на бюджет в институт. Поступить — это одно, а вот сможет ли человек работать после обучения, знать и уметь что-то на практике? Именно в психологии многие студенты университетов сталкиваются с отсутствие практики во время обучения, и даже отсутствие какой бы то ни было информации о том, как практиковать – вести консультации и тренинги, помогать людям решать проблемы. По этой причине многими работодателями сертификат психолога — консультанта ценится выше, чем диплом психолога.

Дистанционное образование или как получить сертификат психолога

Курсы психологического консультирования в дистанционном формате — это совершенно новая методика. Очень много плюсов: не нужно посещать пары, можно обучаться дома, не волноваться за то, что у Вас не примут экзамен. Ведь Ваш тренер объяснит трудный материал и поможет исправить все ошибки. К тому же, стоит подумать о перспективах, которые перед Вами открываются – Вы после обучения уже будете иметь представлении о том, как работать, какие конкретно техники применять, что делать с клиентом в каждом конкретном случае.

Для работодателя важно, чтобы психотерапевт имел и мог применять умения на практике, а не бумаги. Тем не менее, на что еще ориентироваться тому, кто принимает психолога на работу? На эти самые бумаги (и здесь мы как раз вспоминаем о том, что сертификаты психологу важнее!), а также на вопросы о том, как работать с клиентом (а это как раз Вы будете знать по окончании наших программ – и с легкостью ответите на все каверзные вопросы специалиста по подбору кадров).

Путь к профессии под названием практический психолог

Сертификация показывает, что у претендента на должность есть лицензия и навыки, необходимые для работы с клиентами. В нашей стране существуют специальные лицензированные центры, отвечающие за национальную сертификацию. Перед подачей заявки на сертификацию необходимо убедиться, что вы соответствуете минимальным требованиям.

Есть три уровня образования для студентов психологии:

  • бакалавра;
  • магистр;
  • докторский уровень.

Клиническая практика дает тысячи часов работы с клиентами, позволяя оценить, какая специальность подходит вам лучше всего. Лицензированный профессионал будет следить за прогрессом и поможет в решении любых проблем, с которым сталкиваются начинающие психологи во время стажировки.

Клинические психологи работают с пациентами и клиентами по различным вопросам — от семейных отношений до психических заболеваний и реабилитации. Им, как правило, нужна государственная сертификация для практики. Тем не менее, существуют также национальные сертификаты для психологов, которые позволяют показать свой опыт в одной из предметных областей.

Преимущества наших услуг

Наша компания на протяжении нескольких лет способствует легальному получению готового сертификата профессионального клинического психолога без посещения специального последипломного обучения. Штатные специалисты готовы бесплатно проконсультировать по данному вопросу по указанным контактам на сайте. Достаточно предоставить небольшой гонорар, чтобы через несколько дней после оформления заявки получить с помощью курьера готовый подлинный документ с реальной серией и номером.

На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику пси- холога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.

Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции позволяют:

  • — рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;
  • — повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;
  • — улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;
  • — четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
  • — повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
  • — повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
  • — организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Лолжностная инструкция спеииалиста-психолота

Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего. Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.


Впервые разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должности «Медицинский психолог» были согласованы Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.08.1997 N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик».
Данным Постановлением были согласованы следующие требования к квалификации по разрядам оплаты труда медицинских психологов: «Высшее психологическое образование и дополнительное образование по медицинской психологии:
11 разряд — медицинский психолог, не имеющий квалификационной категории;
12 разряд — медицинский психолог, имеющий II квалификационную категорию;
13 разряд — медицинский психолог, имеющий I квалификационную категорию;
14 разряд — медицинский психолог, имеющий высшую квалификационную категорию».
Ниже приведён Перечень действующих нормативно-правовых актов, определяющих квалификационные характеристики к должности «Медицинский психолог» и порядок аттестации медицинских психологов.
Для удобства пользования из текста некоторых документов редакционно исключены положения, не имеющие прямого отношения к деятельности медицинского психолога. Для каждого документа списка приводится гиперссылка на электронных ресурс, на котором размещен полнотекстовый вариант нормативно-правового акта.
Приложение к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 23 июля 2010 г. N 541н
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Медицинский психолог.
Должностные обязанности. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.

Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных.
Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
Декларацию прав и свобод человека;
медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику);
методы психологического консультирования;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
психологию труда;
деонтологию;
психологию профессионального общения;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.
***
Приказ Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. N 921н «О внесении изменения в порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Доступ к полнотекстовому документу:

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. (ред. от 01.08.2014). «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
Закреплено отнесение должности медицинских психологов к перечню должностей медицинских и фармацевтических работников – как должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.
Доступ к полнотекстовому документу:

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 N 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг».
Установлено, что должности медицинских психологов относятся к числу должностей 2-го квалификационного уровня в профессиональной квалификационной группе «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», что применяется для установления базовых ставок заработной платы.
Доступ к полнотекстовому документу:

Приказ Минздравмедпрома РФ от 4 сентября 1995 г. N 255 «Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
Установлено, что аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории специалистов – психологов с высшее специальное образование и работающих в учреждениях здравоохранения на должности – психолог осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения.
Дано указание начальнику Управления организации медицинской помощи населению совместно с председателем Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, на присвоение квалификационных категорий.
Доступ к полнотекстовому документу:

Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
Установлено, что аттестация медицинских психологов как специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование, проводится по должности «медицинский психолог» как должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников.
Доступ к полнотекстовому документу:

Письмо Минздравсоцразвития России от 16 декабря 2008 г. N 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов».
Установлено, что специалисты с высшим психологическим образованием, допущенные до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог» при наличии в 1997 году стажа работы в учреждениях здравоохранения по специальности «Психология» не менее 5 лет, могут продолжать работу на должности «Медицинский психолог» при отсутствии дополнительного профессионального образовании по специальности «Клиническая психология», а также могут получать квалификационную категорию по занимаемой должности медицинского психолога.
Доступ к полнотекстовому документу:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *