Третейский суд

СТ 33 АПК РФ

1. Споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам в соответствии с настоящим Кодексом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения.

2. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам в соответствии с настоящим Кодексом:

1) споры, предусмотренные пунктами 1, 3, 6 части 6 статьи 27 настоящего Кодекса;

2) споры, предусмотренные разделом III настоящего Кодекса;

3) споры, предусмотренные главами 27, 27.1 и 28.2 настоящего Кодекса;

4) споры, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 2 статьи 225.1 настоящего Кодекса;

5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

8) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Комментарий к Ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В комментируемой статье сформулировано специальное правило подведомственности, согласно которому определенный круг (или перечень) дел, относящихся к исключительной компетенции арбитражных судов, рассматриваются ими независимо от состава и правового статуса участвующих в них лиц.

При этом в отличие от других статей АПК РФ, посвященных вопросам подведомственности, в ст. 33 не определяются ни характер правоотношений, из которых возникают споры, как это предусмотрено, например, в ст. 28 и 29 АПК РФ, ни правила рассмотрения названных в ней дел, как это предусмотрено в других случаях (ст. 28, 29, 30, 31, 32). Это тоже придает данной статье «специфический» характер, обусловленный тем, что названные в п. 1 — 5 ч. 1 ст. 33 Кодекса дела возникают только в сфере предпринимательской деятельности, связаны с реализацией механизмов рыночной экономики.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Кодекса арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве).

Указанные дела были отнесены к исключительной компетенции арбитражных судов задолго до принятия нового АПК РФ и даже АПК 1995 г. Подведомственность арбитражных судов по делам о банкротстве впервые была определена в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. Затем на смену этому Закону появился Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., который также предусмотрел исключительную подведомственность арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве). Не изменилось в этой части и правило о подведомственности дел о несостоятельности (банкротстве) в связи с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ.

Таким образом, положения АПК и Закона о банкротстве составляют процессуальную основу подведомственности арбитражным судам дел о банкротстве и правил их рассмотрения. При этом нормы АПК РФ имеют общий характер, а нормы Закона о банкротстве — особенный, специальный характер.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами независимо от того, предъявлено ли требование о признании должника банкротом специально уполномоченным на то государственным органом, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным гражданином, являющимися кредиторами должника. Не влияет на изменение подведомственности и характер (правовой статус) должника — требование может быть заявлено в отношении как юридического лица (ст. 65 ГК), так и в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 25 ГК).

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) предусмотрены в гл. 28 АПК РФ, а также в федеральном законе, регулирующем вопросы несостоятельности (банкротства) (ч. 1 ст. 223 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что к таким федеральным законам относятся в том числе и Законы о банкротстве кредитных организаций, других отдельных видов должников.

3. Арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций (п. 2 ч. 1 ст. 33). При этом следует иметь в виду, что речь в данном случае идет о коммерческих организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК), либо об организациях, которые хотя и не являются коммерческими организациями, но осуществляют коммерческую деятельность в случаях, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 50 ГК). Соответствующие разъяснения содержатся в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11.

Таким образом, исходя из общего правила подведомственности, предусмотренного в ст. 27 АПК РФ, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Кодекса относятся дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К числу таких споров не могут быть отнесены споры о создании, реорганизации и ликвидации таких, например, организаций, как политические партии и общественные фонды, религиозные организации и другие общественные объединения, создаваемые в иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательства.

Споры, названные в п. 2 ч. 1 ст. 33 Кодекса, подлежат рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства (ст. 28 АПК РФ), если возникли такие споры из гражданских правоотношений (например, в соответствии с п. 3 ст. 61 ГК). Если же спор возник из административных правоотношений, например в связи с оспариванием решения государственного органа о реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 57 ГК), то такой спор должен рассматриваться в порядке административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ).

4. Дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенные к подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Кодекса, и раньше рассматривались арбитражными судами (ч. 2 ст. 22 АПК РФ 1995 г.). Они традиционно относились к экономическим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, отказ в государственной регистрации препятствует доступу к занятию предпринимательской деятельности, которая связывается с необходимостью государственной регистрации лиц, ее осуществляющих (п. 1 ст. 2 ГК).

Дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, действий государственных органов, уклоняющихся от государственной регистрации, носят административный характер и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ).

5. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Кодекса к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером, в том числе физическим лицом и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Тем самым АПК РФ существенно расширил подведомственность арбитражных судов за счет отнесения к их юрисдикции споров с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, прежде являвшихся только субъектами споров, разрешаемых судами общей юрисдикции.

Корпоративные отношения, в которых возникают названные в п. 4 ч. 1 ст. 33 Кодекса споры, складываются в сфере общественного производства. Создание и деятельность акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ есть механизм рыночных отношений, поэтому споры в данной сфере носят экономический характер, связаны с предпринимательством. При этом правовой статус субъекта не должен влиять на подведомственность таких споров, экономический характер которых не меняется оттого, что в них участвует гражданин как акционер, инвестировавший свои средства в акции общества в расчете на получение дохода в виде дивидендов, и участвующий в управлении обществом, влияющий на его экономическую деятельность.

При этом новый АПК по существу восстановил старую российскую правовую традицию в части определения подведомственности. Так, Устав судопроизводства торгового (1832), устанавливая предметы ведения Коммерческого Суда, отнес к разряду спорных дел по обязательствам и договорам, свойственным торговле, дела по спорам и всякого рода искам между товарищами торгового дома в товариществе полном, товариществе на вере и товариществе для особых определенных дел и предприятий (ст. 42).

Что касается оговорки, предусмотренной комментируемым пунктом, относительно трудовых споров, то ее применение зависит от оценки предмета спора и характера правоотношений, в которых данный спор возник.

К подведомственности арбитражных судов относятся споры, возникающие из гражданских правоотношений, регулируемых как нормами Гражданского кодекса, так и законодательства об акционерных обществах и товариществах. В силу этого указанные в п. 4 ч. 1 ст. 33 Кодекса дела должны рассматриваться в порядке искового производства (ст. 28 АПК РФ), в том числе дела об оспаривании решений общих собраний акционеров, советов директоров и других органов управления названных в этом пункте обществ и товариществ.

6. К подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Кодекса отнесены все дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе с участием физических лиц — журналистов, авторов публикаций (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11).

Подобные дела правомерно отнесены АПК к числу экономических, поскольку деловая репутация имеет значение в предпринимательской и иной экономической деятельности, распространение сведений, ее порочащих, создает реальные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, подрывает авторитет предпринимателя в бизнесе, приводит к разрыву многих деловых связей, партнерских отношений.

При этом независимо от того, каким лицом распространены сведения, порочащие деловую репутацию предпринимателя, ее судебная защита должна осуществляться в арбитражном суде, обязанностью которого в силу ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах…» является защита прав и интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассматриваются данные дела по правилам искового производства (ст. 28).

При этом следует иметь в виду, что АПК РФ 1995 г. (ст. 22) относил к подведомственности арбитражных судов указанные дела лишь при участии в них юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. Часть 2 ст. 33 Кодекса устанавливает правило, согласно которому названные в ч. 1 ст. 33 дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от субъектного состава лиц, в них участвующих, в том числе граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Специальное указание на это подчеркивает предметный принцип определения подведомственности дел арбитражным судам.

20.1. Понятие третейского судопроизводства и третейского суда

Третейское судопроизводство не входит в систему арбитражного процесса. Однако арбитражное процессуальное право в ряде случаев предусматривает альтернативную подсудность и возможность сторон передать дело на рассмотрение третейского суда. Кроме того, в компетенцию арбитражного суда входит право выдавать исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейского суда. Как правило, в учебные планы многих учебных заведений не входит специальный курс по третейскому судопроизводству, поэтому вполне уместно дать общее представление об этом правовом институте в изучаемом курсе.

Понятие третейских судов собирательное – под ним объединяются и собственно третейские суды и международные коммерческие арбитражи. Сразу необходимо сказать, что третейские суды не входят в систему судебной власти Российской Федерации. Это частные суды, имеющие свою компетенцию, определяемую законом, и формируются они по воле частных лиц и организаций.

Третейское судопроизводство – это альтернативная по отношению к деятельности государственных судов форма разрешения гражданско-правовых споров третьими по отношению к спорящим сторонам лицами (лицом) на основании третейского соглашения.

В Российской Федерации деятельность третейских судов регулируется федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» №102-ФЗ от 24.07.02. этот закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов н территории РФ и не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Если международным договором РФ установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, то применяются правила международного договора. Деятельность международных коммерческих арбитражей регулируется федеральным законом «О международном коммерческом арбитраже».

В компетенцию третейского суда входит разрешение любого спора вытекающего из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом, но такие споры могут рассматриваться третейским судом, если имеется соглашение сторон на передачу разрешения спора в третейский суд.

Федеральный закон следующим образом определяет основные понятия, используемые в третейском судопроизводстве:

  • третейский суд – постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный для разрешения конкретного спора (далее ad hoc);

  • третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

  • третейское разбирательство – процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

  • правила постоянно действующего третейского суда – уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства, утвержденные юридическим лицом, образовавшим третейский суд;

  • стороны третейского разбирательства – юридические лица, граждане индивидуальные предприниматели, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

  • компетентный суд – арбитражный суд, районный суд общей юрисдикции по спорам в соответствии с подсудностью и подведомственностью установленной для них законом.

В соответствии с законодательством в РФ могут образовываться два вида третейских судов – постоянно действующие и созданные для разрешения какого либо конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях. Такие суды не могут быть организованы при органах государственной и муниципальной власти и индивидуальными предпринимателями.

Постоянный третейский суд считается образованным когда организация – юридическое лицо, приняла решение о его образовании, утвердила положение о нем, утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон. Организация образовавшая постоянный третейский суд должна направить в компетентные суды осуществляющие судебную власть на территории постоянно действующего третейского суда, копии документов, свидетельствующих об образовании третейского суда.

Третейский суд ad hoс образуется по соглашению сторон, которое не должно противоречить законодательству. Если в таком соглашении не определен порядок формирования суда и другие положения, то применяются нормы закона.

Документы и иные материалы направляются сторонами в согласованном им порядке и по указанным ими адресам. Если такой порядок сторонами не согласован, то документы и материалы направляются по последнему известному адресу заказным письмом с уведомлением либо иным способом, позволяющим фиксировать факт доставки указанных документов и материалов. При этом условии они будут считаться полученными в день их доставки, даже если адресат не находиться или не проживает по указанному адресу.

Третейский суд разрешает споры на основе КРФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ нормативных актов федеральных органов и органов местного самоуправления, международных договоров и иных нормативных актов, действующих на территории РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора. Кроме того, третейский суд принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота, а если отношения сторон прямо не урегулированы нормативными актами, договором или обычаями делового оборота, то применяется аналогия права или закона.

На разрешение третейского суда спор может быть передан при условии заключения третейского соглашения. Третейское соглашение – это соглашение сторон о передаче на рассмотрение третейского суда одного, нескольких или всех споров, которые возникли между сторонами или могут возникнуть в будущем.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении арбитражного суда или суда общей юрисдикции, может быть заключено до принятия решения соответствующим судом.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами. Закон позволяет заключать третейское соглашение и иными способами: обменом письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Кроме того, третейским соглашением может считаться и ссылка в договоре о передаче спора на разрешение третейского суда, при условии что договор заключен в письменной форме и ссылка является частью договора. При несоблюдении этих правил, третейское соглашение считается незаключенным. Если иное не оговорено в третейском соглашении, то при рассмотрении дела правила третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

Формирование третейского суда происходит путем избрания (назначения) третейских судей. В постоянно действующем суде эта процедура происходит в соответствии с установленными правилами третейского суда, а в суде ad hoс в порядке установленном сторонами.

Стороны сами могут определить количество судей для рассмотрения дела, но их число должно быть нечетным. Когда число судей сторонами не установлено, то разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи. В таком же количественном составе рассматриваются споры и в постоянно действующем третейском суде, если иное не установлено его правилами. Если иной порядок не установлен третейским соглашением, то суд формируется в следующем порядке:

  • при формировании состава суда из трех судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом судьи избирают третьего судью. Если не одна из сторон в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных судьи в этот же срок не определяться с кандидатурой третьего судьи, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и спор может быть передан на рассмотрение компетентного суда;

  • если спор подлежит рассмотрению третейским судьей единолично и, после обращения одной стороны к другой с предложением избрать судью, в течение 15 дней избрание не происходит, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и он может быть передан на рассмотрение компетентного суда.

Закон выдвигает определенные требования к кандидатуре третейского судьи:

  • третейским судьей избирается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, давшее согласие на исполнение этих обязанностей и не являющееся зависимым от сторон;

  • третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, а при коллегиальном разрешении спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава суда. Требования к квалификации третейского судьи могут определяться сторонами либо правилами третейского разбирательства;

  • третейским судьей не может быть недееспособное лицо либо состоящее под опекой или попечительством;

  • третейским судьей не может быть лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности;

  • третейским судьей не может быть лицо, полномочия которого в качестве судьи государственного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или иного работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

  • третейским судьей не может быть лицо, которое в соответствии со своим статусом не может быть избрано (назначено) третейским судьей (например, государственный служащий).

Если присутствует хотя бы одно из указанных выше оснований, третейскому судье может быть заявлен отвод. Лицо, избрание которого возможно в качестве третейского судьи, при наличии указанных обстоятельств должно сообщить об этом сторонам. В случае возникновения оснований для отвода в ходе судебного разбирательства, третейский судья должен незамедлительно сообщить об этом и заявить самоотвод. Сторона может заявить отвод по предусмотренным законом обстоятельствам только после избрания третейского судьи. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода может быть предусмотрена его правилами, а в суде ad hoс согласована сторонами. Если процедура отвода не установлена правилами третейского суда и не согласована в третейском соглашении, то заявление об отводе судьи должно быть подано стороной в течении пяти дней после того, как ей стало известно о том, что состав суда сформирован и есть основания для отвода судьи.

В том случае, когда судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвода или другая сторона не согласна с отводом, то вопрос об отводе разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. При единоличном рассмотрении дела вопрос об отводе решается этим третейским судьей.

По соглашению сторон полномочия третейского судьи могут быть прекращены в связи с самоотводом или отводом либо его смертью. Кроме того, полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу, за исключением случаев и на период, когда третейский суд вынужден вновь собраться для вынесения дополнительного решения, исправления описок, опечаток исправления арифметических ошибок или разъяснения решения. Еще один случай прекращения полномочий третейского судьи, установленный законом, являются юридическая или фактическая неспособность его участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора в течении неоправдано длительного срока.

В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

При рассмотрении дела в третейском суде неизбежно возникают издержки связанные с рассмотрением дела. Они включают в себя:

  • гонорар третейских судей;

  • расходы, понесенные судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на проезд к месту разбирательства спора;

  • суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные судьями в связи с осмотром и исследованием вещественных и письменных доказательств в месте их нахождения;

  • расходы, понесенные свидетелями;

  • расходы на оплату представителя;

  • расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

  • иные расходы, определяемые третейским судом.

Если правилами постоянно действующего третейского суда эти расходы отдельно не выделяются, то они входят в состав третейского сбора установленного правилами. Размер гонорара судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств. Гонорар судей может определяться и правилами постоянно действующего третейского суда в соответствии со шкалой гонораров разработанной в правилах. В судах ad hos гонорар определяется соглашением сторон либо по правилам установленным законом.

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, меду сторонами производится в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям. Расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение, а также иные расходы, связанные с третейским разбирательством, могут быть по решению суда отнесены на другую сторону, если такое требование было заявлено в ходе разбирательства дела и удовлетворено третейским судом. На распределение расходов, связанных с разрешением спора, указывается в решении или определении третейского суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *