Тюнинг светотехники: что можно, что нельзя

Тюнинг светотехники — явление в нашей автомобильной жизни довольно распространенное. Кто-то хочет лучше видеть дорогу ночью и устанавливает дополнительные фары или ксенон. Другие планируют сэкономить на топливе, установив экономичные ДХО, третьи, наоборот, хотят, чтобы их автомобиль выделялся на дороге и мастерят всяческие подсветки дверей, днища, номерных знаков или логотипов. В общем, простор для деятельности довольно широкий, однако ее законность во многих случаях вызывает вопросы. При этом адекватной информации не хватает, даже сотрудники ГИБДД на прямые вопросы о правомерности той или иной переделки не могут дать точный ответ. Вооружившись справочниками и документами, в вопросе попытался разобраться корреспондент Авто25.ру.

Наказание

За управление автомобилем с нестандартными световыми приборами ст. 12.5 КоАП РФ предусматривает лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев. Использование «самодельного» ксенона в этом же списке.

Можно утверждать, что основная проблема оценки законности того или иного светового тюнинга – недостаточно четкая правовая база. Опираться в этом вопросе можно на ПДД, КоАП РФ и ГОСТ 8769-75. Какие-то вопросы обговорены в одном документе, какие-то в другом, какие-то в третьем. А некоторые вещи вообще не прописаны нигде. Попробуем разобраться поэтапно.

Ксенон

Про ксенон ходит множество различных небылиц, например, что он в России запрещен. Отнюдь – если автомобиль оборудован как нужно (читай, имеет ксенон с завода), то никаких проблем у владельца не будет. Иное дело, если ксенон появился в автомобиле по воле владельца. Определить законность ксенона довольно просто – если на фаре стоит маркировка, которая начинается с буквы «D», это фара для ксенона, если первая буква «H», то для галогена. И это не глупое требование – рассеивание света у ламп разного типа отличается, и фара изначально должна быть сконструированной именно для такого типа света. Обычно для ксенона используется линзованная оптика (это автоматически не означает, что если есть линза можно ставить ксенон), но есть примеры реализации заводского ксенона и в рефлекторной фаре.

Можно ли установить ксенон самостоятельно? Если на ваш автомобиль есть заводские комплекты, то без проблем. Купил штатные фары и омыватель, смонтировал. А если нет, то разговаривать нечего. Законно установить ксенон, например, на «девятку» нельзя – не выпускаются сертифицированные фары для ксенона под этот автомобиль. А устанавливать в штатные, пусть даже и с омывателем, все равно незаконно. Омыватель, кстати, на всех фарах с ксеноном обязан присутствовать, потому что свет этот очень сильно меняет свойство рассеивания на грязных фарах.


Этот автомобиль будет слепить встречных

Такие же правила и для установки ксенона в другие виды фар, например, противотуманные. Если нет заводских сертифицированных вариантов, то законной такая процедура не будет.

Еще одна небылица, что ксенон в обычных фарах можно отрегулировать так, чтобы он не слепил. Конечно, опустить световой луч пониже можно, но тогда водитель будет видеть дорогу не так, как нужно. Стандарты освещенности для ближнего и дальнего света придумывались не от балды, а с конкретными требованиями по видимости. Опущенный световой пучок ксенона будет светить ярко, но недостаточно далеко, а если его поднять, то неминуемо ослепит встречных.

ДХО, туманки, дополнительный свет

Если нельзя законно улучшить свет качеством, то может можно количеством – установив дополнительные фары? Можно, однако тут есть свои нюансы. ГОСТ разрешает иметь в автомобиле 2 фары ближнего света, 2 или 4 фары дальнего света, 2 противотуманные фары и ДХО. Если у вас с завода не полный комплект, то недостающее можно установить самостоятельно. Есть формальные требования – противотуманки не должны стоять выше фар ближнего света, фары дальнего света не должны стоять шире фар ближнего света и так далее. Самое главное требование – все, что светит вперед, должно это делать белым, либо, в качестве исключения, желтым светом.

Если автомобиль сертифицирован для использования дополнительных световых приборов (читай, они используются в более дорогих комплектациях), то перерегистрировать такую переделку не нужно. То есть если вы установили штатные противотуманные фары или штатное ДХО, то никто не придерется. Иное дело если оборудование нештатное. Если оно соответствует ГОСТу, то его установка разрешена, но требует регистрации в ГАИ, потому что с точки зрения закона в конструкцию автомобиля были внесены важные изменения. Довольные водители, купившие ленты светодиодов и приклеившие их к себе на бампер в качестве ДХО, не знают, что это нужно еще зарегистрировать.

Кстати

Владельцы внедорожников обычно переживают по поводу так называемых люстр на крыше. Законна ли их установка? Сами по себе люстры никто не запрещает, а если у модели данная вещь сертифицирована, то переоборудование можно даже не регистрировать. Другое дело – что за световое оборудование там стоит. Обычно считается, что полностью соотвествует закону люстра только с двумя фарами дальнего света.

Зарегистрировать установку разрешенного, но нештатного светового оборудования не очень сложно, но очень муторно. Вот список документов: заявление на внесение изменений в конструкцию, сертификат соответствия для оборудования, схема установки, электрическая схема подключения к бортовой сети автомобиля, выписка из ГОСТа, описание ДХО, заключение о возможности внесения изменений в конструкцию автомобиля. Последний пункт самый интересный, потому что получать его нужно в специализированных организациях, в основном это НАМИ. Приятно, что «пустякам» типа ДХО или туманок они делают заключение дистанционно, то есть не нужно гнать автомобиль в Москву. Неприятно, что сие заключение стоит денег – в прошлом году около 3500 рублей. Получив заключение, нужно пройти техосмотр и если на станции не придерутся к качеству установки и выдадут талон, то можно еще раз идти в ГИБДД и получать свидетельство на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Потом, по желанию, можно сделать отметку в ПТС.

Украшение


Световой тюнинг – дело тонкое

Чего только не придумано для различного светового украшения автомобиля – ленты светодиодов, подсветки всего чего только можно, переливающиеся диски, светящиеся логотипы… Список можно продолжать очень долго. Как закон реагирует на все эти элементы декора? Естественно, все возможные варианты не прописаны в документах, есть лишь общие требования, которым все «навороты» должны соответствовать. Глобальных требований два: 1. Не мешать работе штатных осветительных приборов. 2. Не провоцировать негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажения образа транспортного средства и т.д. Второй пункт, конечно, расплывчат, но, в целом, его можно описать так – чтобы по световым приборам можно было определить границы автомобиля, а также направление его движения (посему красные источники света и нельзя устанавливать на переднюю часть).

Обычно под запрет попадает все, что светит вперед или назад (например, подсветка рамки номера или логотипа компании) – легко ослепить других водителей, да и цвет часто не соответствует требованиям, а вот другие виды (например, подсветка днища, дверей или дисков) обычно можно устанавливать, но, конечно, проконтролировав что они не мешают другим водителям. Кроме того, нужно обязательно зарегистрировать переделку – процедуру мы уже описали чуть выше.

В целом, тюнинг светотехники трудная задача. Нужно уложиться в скромные рамки разрешенного, а потом еще долго и муторно регистрировать переделку. Недаром на большинстве форумов советуют – если хочешь, чтобы на твоем автомобиле были ДХО или туманки, покупай сразу нужную модификацию с завода, проблем не будет. Ну а тем, кто хочет украсить свой автомобиль, придется пройти тернистый путь. Зато все будет законно.

Продолжаем изучать предложения интернет-магазинов для автомобилистов. Сегодня пойдет речь об одних из самых популярных товаров, приобретя которые, вы можете нарваться на большие неприятности при встрече с сотрудниками ДПС

Шторки на окна

Раньше темные шторки доводилось видеть лишь на одном транспортном средстве – катафалке. Сегодня они присутствуют чуть ли не на каждом втором автомобиле. Находчивые автомобилисты таким образом решили обойти запрет на тонировку передних стекол. Однако не многие знают, что и они с точки зрения ПДД запрещены к использованию, потому как относятся к дополнительным предметам, ограничивающим обзорность с места водителя. А это, в соответствии с КоАП РФ ст. 12.5 ч. 3.1, влечет за собой штраф в размере 500 рублей. Конечно же, многие могут сказать, что пользуются шторками только на стоянке, однако, как показывает практика, убедить в этом инспектора ДПС удается не всегда. Так что прежде чем заказывать шторки, подумайте, нужны ли вам лишние траты и потеря времени на общение с представителями власти.

Шторки на номерные знаки

Шторки на номерные знаки также довольно популярный товар в интернет-магазинах. Это устройство позволяет скрыть номерной знак и, как следствие, обезопасить себя от штрафов за превышение скорости, приходящих с автоматических камер, а также не платить за парковку в местах, где эта плата предусмотрена: ПАРКОН не может считать номер машины и впоследствии оштрафовать владельца. Но если вы с таким шторками нарветесь на сотрудника ДПС, то за управление транспортным средством с нарушением правил установки государственных регистрационных знаков согласно ст. 12.2 КоАП РФ можно схлопотать штраф в размере 5000 рублей, а то и лишиться прав на срок от одного до трех месяцев.

Поворотный кронштейн номерного знака

То же грозит и тому, кто решил приобрести модный кронштейн под номерной знак, который позволяет подвернуть его лицевой частью к дорожному полотну. В этом случае номерной знак практически не считывается автоматическими камерами, установленными над дорожным полотном. Однако хитрилам следует иметь в виду, что переносные камеры, которые стоят вдоль дорог на треногах, очень хорошо идентифицируют так лихо подвернутые номерные знаки. И уж, конечно, такой знак не оставит без внимания сотрудник ДПС. Встает вопрос: и оно вам надо?

Кронштейн под противотуманки

Многие водители зачастую ломают голову над тем, куда поставить противотуманные фары, особенно если штатных мест крепления для них нет. Казалось бы, решением этого вопроса является подложка под номерной знак. Прикрепив ее к бамперу, владелец получает над номерным знаком некую площадку в виде кенгурятника, куда впоследствии и крепятся противотуманки. И все бы хорошо, но дело в том, что такое усовершенствование попадает под перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Это же подтверждает и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Пункт 11 раздела 4 говорит нам следующее: «Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1 конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного ТР ТС 018/2011 23 средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак и элементы его крепления». Увы, но вес этого приспособления порядка 1,5 кг, так что под исключение он не попадает. Нужно искать то, которое весит не более 500 г. В противном случае запрет эксплуатации. Если же отказаться от этого приспособления вам никак нельзя, то тогда придется узаконить внесение изменений в конструкцию транспортного средства с соответствующими записями в свидетельстве о регистрации.

Светодиодные ленты в фары

Вносить изменение в конструкцию транспортного средства придется и в том случае, если вы решите использовать в фарах своей машины светодиодные ленты. Как бы это ни было красиво и по сути своей безопасно, все одно это усовершенствование попадает под перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Пункт 3.1 этого перечня, касающийся внешних световых приборов, запрещает эксплуатацию транспортного средства, у которого количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. Согласно КоАП РФ ст. 12.5 ч. 3, «управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».

Кстати, многие ошибочно считают, что эти светодиодные ленты способны заменить собой дневные ходовые огни. Увы, но светятся они значительно хуже, чем «ходунки», в связи с чем никоим образом не могут сравниться с настоящими дневными ходовыми огнями, которые делают автомобиль хорошо заметным даже в яркий солнечный день. Светодиодные ленты эффектны лишь в сумерках да в полной темноте.

Светящиеся форсунки омывателя лобового стекла

Запрет на эксплуатацию транспортного средства относится и к светящимся всеми цветами радуги форсункам омывателя – в регионах это все еще довольно популярный товар, несмотря на то, что мода на них прошла уже лет десять назад. Красота, конечно, страшная сила, но лишение прав, которое грозит за безделушку ценой в 100 рублей, куда страшнее.

Светодиодные лампы головного света

В свое время самым крутым приобретением для своей машины автомобилист считал ксеноновый свет. Стоил тогда комплект ламп и блоков розжига серьезные деньги и был доступен не каждому. Сегодня же комплект ксенона можно взять по цене хороших галогеновых ламп. Однако не яркий свет, «аки от сварки», теперь в моде. Светодиодные фары стали признаком эксклюзивности автомобиля – дорого, ярко и, самое главное, эффектно. В иной иномарке цена комплекта опционных оригинальных светодиодных фар доходит до 100 000 р. Впрочем, оно и понятно, там оптический элемент состоит из нескольких мощных светодиодов, управляет которыми процессор, отвечающий за правильное распределение света на дороге либо изменяя положение светового пучка, либо меняя его яркость. Вдобавок за то, куда и как будут светить эти фары, отвечает множество датчиков, отслеживающих положение управляемых колес, загруженность транспортного средства, наличие встречных или попутных автомобилей да много чего еще… Только такая светодиодная фара отвечает всем требованиям по безопасности эксплуатации транспортного средства.

Однако сегодня стать обладателем светодиодных фар может даже владелец «Москвича-412», достаточно купить на просторах интернета комплект из светодиодных лам, по цоколю адаптированных под фару конкретного автомобиля. Беда только в том, что рефлектор фар, на которых применяются галогеновые лампочки, не приспособлен под светодиодные лампы. Даже те лампы, расположение светодиодов в которых полностью повторяет расположение вольфрамовых ниток галогенок, все одно не дадут тот световой пучок, который обеспечит правильную «галку».

Все это приводит к тому, что как бы ярко ни светили такие фары, должным образом дорогу они осветить не смогут, к тому же водители встречных автомобилей явно будут ими ослеплены. Именно поэтому установка таких ламп запрещена законодательством, а статья КоАП РФ, которую инспектор сможет применить к владельцу автомобиля с такими лампочками, равноценна статье за использование нештатного ксенона, а именно 12.5 ч. 3: лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *