Установите другой браузер

Как часто вы читаете этикетки? Задумываетесь о достоверности информации, указанной на них? Так, при покупке продуктов в соседнем супермаркете потребитель редко вчитывается в состав знакомых марок. А вот при приобретении автомобиля, уже более основательно изучает товар – узнает все характеристики, условия гарантийного обслуживания, кто производитель.

Нужно ли идти до конца (вплоть до подачи иска в суд), если ваши права были нарушены? ДаНет

Представьте, что вы приобрели продукт, а производитель не указал в составе ингредиент, на который у вас аллергия. Скорее всего, зная о непереносимости какого-то компонента, вы изучили состав. Тогда это серьезное нарушение. Изготовитель (продавец) по закону должен ответить за него, а также возместить вам причиненный ущерб.

Информация о товарах (услугах), которая предоставляется покупателю, строго регулируется законом. А именно статьей 10 Федерального Закона «О защите прав потребителей» РФ и Гражданским Кодексом РФ. Существуют и специальные правовые акты, которые регламентируют предоставление информации об отдельных видах товаров.

Сведения о продавце (изготовителе), о товаре обязательно необходимо размещать на упаковке и на русском языке

Необходимая информация для покупателя согласно закону

Давайте разберемся, о чем вас должен информировать продавец (производитель/изготовитель) по российскому законодательству. В законе «О защите прав потребителей» говорится – информация должна быть достоверна и способствовать правильному выбору товара. Это важно.

Потому что если информация ложная или неполная, вас вводят в заблуждение. Вы можете купить вещь, совершенно не подходящую вам по потребительским или эксплуатационным свойствам. И это приведет к неудобствам, убыткам, ущербу или другим проблемам. Приятного здесь мало.

Для наглядности рассмотрим пример из судебной практики

Покупательница В. приобрела пластиковые окна, но после установки обнаружила, что в сильные морозы на стеклах образуются конденсат и наледь. Оказалось, окна ПВХ фирмы ООО «Дальсервис» не соответствуют ГОСТу и техническим регламентам, а монтаж был выполнен с нарушениями.

По результатам экспертизы также выяснилось, что окна не предназначены для эксплуатации в морозы ниже 15 градусов, их теплообмен имеет недостатки. При этом покупательница, чтобы снизить стоимость монтажных работ, согласилась на установку монтажного шва не по ГОСТу, а по технической документации фирмы. Что существенно повлияло на промерзание окон, хотя не должно было привести к таким последствиям.

Продавец не проинформировал обо всех нюансах покупательницу и не предоставил ей полную информацию о товаре и услугах, как предписывает статья 10 Закона «О защите прав потребителей». Женщина обратилась в магазин с претензией, но получила отказ. Тогда В. пошла в юридическую консультацию и обратилась в суд с иском.

Истица не получила от ООО «Дальсервис» при заключении договора полной, точной и достоверной информации, что повлекло неприятные последствия и для нее, и для магазина.

Суд постановил: расторгнуть договор купли-продажи, выплатить неустойку и возместить все судебные расходы покупательнице.

Если бы ей заранее сказали, что недорогой профиль не выдерживает морозов, а удешевление установки (монтажа) приведет к образованию наледи и конденсата – она, наверно, лучше переплатила, но приобрела более качественные товар и услуги.

Всю информацию продавец может доносить до потребителей любыми законными способами

Итак, по закону (ст.10 ЗоЗПП РФ) продавец должен сообщить вам достоверную информацию:

  1. О потребительских качествах (характеристиках)/составе товара. Касаемо продуктов питания, нужно подробно указывать:
    1. состав, в особенности наличие различных добавок и ГМО;
    2. назначение;
    3. пищевую ценность;
    4. сроки и условия хранения;
    5. способы, место и дату изготовления;
    6. вес (объем);
    7. противопоказания (только для некоторых категорий, Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 № 481).
  2. О техническом регламенте (или другом установленном документе). То есть должен быть документ, который подтверждает соответствие товара всем предусмотренным требованиям согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании». Все товары, которые имеют подтверждение, полученное в законном порядке, маркируются специальным знаком обращения на рынке (ПП РФ от 19.11.2003 № 696).
  3. О цене, причем в рублях (относится больше к розничной торговле).
  4. Об условиях и сроках гарантии. Если они не установлены, нужно указывать срок безопасной и эффективной эксплуатации.
  5. Об энергетической эффективности товаров, для которых это требуется. Например, стиральные машины, телевизоры, холодильники и т. д. (все товары перечислены в ПП РФ от 31.12.2009 № 1222).
  6. О сроке годности/эксплуатации (для товаров, у которых предусматриваются такие сроки). Также указываются возможные последствия при использовании товаров с истекшим сроком годности и действия по утилизации.
  7. О точном адресе продавца (изготовителя/ производителя), его полном фирменном наименовании (других сведений о регистрации).
  8. О соответствии требованиям безопасности (ст.7 Закона «О защите прав потребителей»).
  9. О реальном человеке, который будет делать работу или предоставлять вам услугу.
  10. О правилах продажи (покупатель должен иметь к ним свободный доступ).
  11. О товарах, которые уже были в употреблении. Если продавец это скроет, потребитель может вернуть покупку, ссылаясь на то, что товар был продан с неоговоренными недостатками.
  12. Об использовании звукозаписей.

Минимальная информация которую необходимо раскрывать о товаре раскрыта как раз в ст 10 ЗОЗПП

Всю информацию продавец может доносить до потребителей любыми законными способами (п. 2 ст.10 ЗоЗПП РФ). Например, при помощи технических документов, инструкций, сертификатов, этикеток, маркировок, бирок и пр.

Для отдельных видов товаров необходимо указывать дополнительные сведения (смотрите главу 1 ПП РФ от 19.01.1998 № 55). Например, это информация о лицензии, различных разрешениях и т. д. Покупатель вправе в любой момент ознакомиться с ними.

Если товар уже был в употреблении, имеет недостатки, продавец обязан сообщить об этом покупателю и устно, и письменно (в договоре, на ярлыке и т. п.).

Сведения о продавце (изготовителе), о товаре обязательны на русском языке. Покупатель может беспрепятственно получать всю необходимую и важную информацию о товаре (услуге), чтобы выбрать нужное именно ему.

Нарушение продавцом норм статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Если продавец не сообщил покупателю истинную информацию о товарах (услугах или работах) либо дал неполные сведения, он должен отвечать за это согласно законодательству РФ. Так, за несоблюдение норм статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» законом предусмотрены штрафы до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Предоставление необходимой информации о товаре регулируется и нормами Гражданского Кодекса РФ. А именно статьей 495, пункты 3 и 4 которой закрепляют ответственность продавца за уклонение или отказ от выдачи информации о товаре. Покупатель при нарушении п. 1 и 2 статьи 495 ГК РФ может требовать возмещения убытков. Или вообще отказаться от намерения покупать и настаивать на возврате уплаченной суммы. Эти же нормы есть и в самом законе о «Защите прав потребителей» в статье 12.

Недостатки, которые возникли из-за отсутствия нужной информации (если это доказано), по требованию покупателя либо устраняются, либо происходит замена товара или возврат денег. В случае, когда из-за недостатков товара, а также услуг или работ потребителю был причинен вред, за это продавец (изготовитель или исполнитель) несет имущественную ответственность (ст. 14 ЗоЗПП).

Если вы в результате неверной, неполной или недостоверной информации о товаре (услуге/работе) пострадали, защищайте свои права. Это можно делать как в досудебном порядке, так и через суд.

Если продавец (производитель/изготовитель) ввел вас в заблуждение, предоставил ложные или неполные сведения, пишите ему претензию с требованиями вернуть или обменять покупку (возместить убытки, стоимость). В случае отказа можно обращаться в суд.

Вы всегда можете проконсультироваться с юристами, чтобы действовать по закону и не терять времени. Все понесенные затраты вам должен будет возместить продавец по решению суда. Вы имеете право потребовать и компенсацию за моральный ущерб, вне зависимости от неустоек и других выплат.

Перед покупкой обязательно внимательно ознакомьтесь с полной информацией о товаре (услуге). Особенно это важно для дорогостоящих приобретений или товаров, требующих специального разрешения на продажу. Старайтесь избегать сомнительных покупок и ненадежных производителей.

Мы желаем вам только качественных товаров и добросовестных продавцов!

Комментарий к ст. 10 ЗоЗПП

В статье ФЗ РФ идет речь о таких понятиях, как «своевременность”, «достоверность” и «необходимость”. Определения «достоверность” и «необходимость” раскрыты в комментарии к ст. 8 ЗоЗПП. Своевременность означает то, что сведения о продукции по закону необходимо предоставить во то время, когда покупатель только принимает решение о покупке.

В п.2 КоАП говорится о том, какие сведения о продукте нужно донести до покупателя. Если товар содержит энергетические характеристики, то такие данные также должны быть представлены на его маркировке или этикетке. Эти продукты перечислены в Положении Правительства РФ, к ним относятся бытовая техника, лампы, лифты, которые предназначены для перевозки людей и др.

Судебная практика по ст. 10 ФЗ РФ «О защите прав потребителей”

В 2014 году гражданка Палымова обратила в суд с просьбой признать недействительным ГОСТ о парфюмерно-косметических изделиях. Истица ссылалась на первый пункт 10 статьи ЗоЗПП, говоря о том, что латинское написание состава товара не удовлетворяет условиям предоставления полной и достоверной информации потребителю.

Нарушением своих прав как покупателя гражданка назвала то, что, приобретая шампунь своему ребенку, она не смогла сделать правильный выбор продукта, так как русскоязычная информация о составе гигиенического средства на упаковке отсутствовала. Тем самым женщина была не в состоянии определить, не угрожает ли этот продукт жизни и здоровью ребенка.

Истец вправе выдать полный спектр доказательств своей правоты. Но Верховный Суд Российской Федерации завершил судебное разбирательство не в пользу истца, так как не нашел оснований для удовлетворения ее требований.

Примером использования ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» может быть иск, поданный от гражданина Соколова банку Национальный банк «ТРАСТ».

Суть спора заключалась в том, что гражданин заключил с банком договор о персональном кредитовании с процентной ставкой 28,15%. Условием заключения сделки была оплата страхования в размере более чем 29 тысяч рублей. Соколов оплатил страховые услуги, но позже выяснил, что они включены в процентную ставку. Соответственно клиент оплатил страхование до получения кредита и оплачивал его во время выплат процентной ставки по кредитованию.

Истец в своем обвинении ссылался на первый пункт 10 статьи ФЗ «О защите прав потребителей», говоря о том, что исполнитель во время заключения циркуляра не предоставил покупателю полной и достоверной информации об услуге и о процентной ставке. «ТРАСТ» отказался от обвинения.

Соколов потребовал возврата денежных средств, которые он внес перед тем, как получить кредит у банка.

Верховным Судом Российской Федерации гражданин Соколов был признан правым. Суд обязал банк выплатить компенсацию клиенту в размере предварительной оплаты страховых выплат.

Примеры из судебной практики по ст. 10 ЗоЗПП доказываю то, что граждане Российской Федерации обязаны быть грамотными в области прав потребителей. Люди ежедневно совершают покупки, и, не осознавая того, какую информацию они вправе получить, могут подвергать свою жизнь, здоровье и имущество опасности. А также и производители товара и те, кто его реализует обязаны знать о том, какую информацию они должны предоставлять покупателям. Знание статей ФЗ «О защите прав потребителей» поможет обеим сторонам сделки по купле-продаже избежать проблем с требованиями закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *