Вход для клиентов

Нужно ли российской организации выполнять обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль при покупке у иностранной компании наряду с услугами в электронной форме других услуг, местом реализации которых признается территория РФ? Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15.03.2019 № 03-07-08/17231.

Специалисты финансового ведомства рассмотрели ситуацию, когда российская организация приобретает у иностранной компании, не имеющей представительства в РФ, услуги в электронной форме и консультационные услуги.

В чем проблема

Если покупатель консультационных услуг осуществляет деятельность в России, местом их реализации считается территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Когда такие услуги оказываются иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, определение налоговой базы по НДС и уплата этого налога в бюджет производятся покупателем, который является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

До 1 января 2019 г. российские организации признавались налоговыми агентами по НДС и при приобретении у иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах, услуг в электронной форме (п. 9 ст. 174.2 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.). Напомним, что под услугами в электронной форме для целей главы 21 НК РФ понимается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий.

Таким образом, до 1 января 2019 г. при приобретении услуг в электронной форме и консультационных услуг у иностранной компании российская организация — покупатель как налоговый агент должна была исчислить со стоимости этих услуг НДС и уплатить его в российский бюджет.

С этого года иностранные компании при оказании услуг в электронной форме российским организациям и индивидуальным предпринимателям исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно. В связи с этим они подлежат постановке на учет в российских налоговых органах. Она осуществляется на основании заявления о постановке на учет (форма утверждена приказом ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677@), которое иностранная компания должна подать в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания в России услуг в электронной форме (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Поскольку оказание иностранной компанией услуг в электронной форме предполагает ее постановку на налоговый учет, возникает вопрос: нужно ли российскому покупателю в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ исполнять функции налогового агента по НДС при приобретении у такой иностранной компании услуг, которые не относятся к услугам в электронной форме?

Кроме того, в связи с постановкой иностранной компании на учет в российском налоговом органе возникает вопрос о необходимости исполнения организацией — покупателем функций налогового агента по налогу на прибыль.

Налоговые агенты по уплате НДС

Налоговый агент – это посредник, который рассчитывает, удерживает у налогоплательщика и перечисляет в бюджет сумму НДС. Налогоплательщиком называется организация, деятельность которой облагается налогами по законодательству РФ.

В нашем случае налогоплательщик – это иностранная компания, оказывающая платные услуги, но не зарегистрированная в налоговых органах РФ.

Именно по причине отсутствия регистрации в ФНС уплата НДС за иностранное юридическое лицо осуществляется налоговым агентом.

В обязанности налогового агента входит:

  • своевременный и ;
  • ;
  • контроль налогов (исчисление, удержание, перечисление в бюджет);
  • письменное информирование налоговой инспекции о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Уведомление направляется в инспекцию по месту учета налогового агента, срок информирования – 1 месяц с момента, когда агент узнал об образовании задолженности;
  • предоставление подтверждающей документации;
  • хранение документов, на основании которых осуществлялись расчеты налогов, в течение 4 лет;

За неисполнение своих функций налоговый агент может быть привлечен к ответственности:

  1. В соответствии со ст. 123 НК РФ.Наступает в случае, если агент не удержал / не перечислил или удержал/перечислил налог не в полной сумме. Мера пресечения – штраф в размере 20 % от суммы, которая должна быть удержана/перечислена.
  2. В соответствии со ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ.

Наступает в случае, если неисполнение обязанностей налогового агента было допущено в личных интересах. Информация о том, как классифицируются сумма неисполненных обязательств по расчету, удержанию и перечислению налогов, и о мерах воздействия за неисполнение обязательств представлена ниже в таблицах.

В крупном размере Сумма налогов:
● за три финансовых года подряд составляет более 5 млн рублей (при этом 25% подлежащих уплате налогов не исчислены, не удержаны и не перечислены в бюджет);
● или превышает 15 млн рублей.
В особо крупном размере Сумма налогов:
● за три финансовых года подряд составляет более 15 млн рублей (при этом 50% подлежащих уплате налогов не исчислены, не удержаны и не перечислены в бюджет);
● или превышает 45 млн рублей.

Меры пресечения зависят суммы неисполненных обязательств.

Неисполненные обязательства по уплате налогов Возможные меры воздействия
В крупном размере ● штраф от 100 до 300 тыс. рублей или в сумме дохода осужденного за период от 1 до 2 лет;
● или принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет);
● или арест на срок до 6 месяцев.
В особо крупном размере ● штраф от 200 до 500 тыс. рублей или в сумме дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;
● или принудительные работы на срок до 5 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет);
● или лишение свободы на срок до 6 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет).

Теперь давайте рассмотрим, кто может вести расчеты по НДС как налоговый агент при оплате услуг иностранной фирме. Под расчетами понимается весь комплекс мероприятий: .

Условия признания налоговым агентом

Основные требования описаны в ст. 161 ч. 2 НК РФ. Сосредоточимся на тех, которые предъявляются к налоговым агентам иностранных компаний, реализующим услуги на территории РФ.

Итак, для признания налоговым агентом необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • организация или (далее – ИП);
  • наличие регистрации в ФНС;
  • покупка у указанных иностранных компаний услуг на территории РФ.

Немного другие нормы действуют в случае, если иностранная компания оказывает услуги в электронной форме, т. е. посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе через интернет), полный перечень которых приведен в ст. 174.2 ч. 1 НК РФ.

Условия признания налоговым агентом зависят от того, кто выступает в роли покупателя подобных услуг, и участвуют ли в сделке посредники.

Кому оказываются услуги Кто выступает в роли налогового агента
Физическим лицам Иностранные организации-посредники, участвующие в расчетах с физлицами и действующие на основании договоров комиссии, поручения, агентских или других договоров с организацией-поставщиком услуг
Организациям и ИП, состоящим на учете в ФНС Покупатели услуг (указанные организации и ИП)
Физическим лицам, организациям и ИП (расчеты с покупателями при этом ведутся через посредников) Посредники, состоящие на учете в ФНС и участвующие в расчетах с покупателями в качестве посредников на основании договоров комиссии поручения и т. п.:
● российские организации и ИП;
● обособленные подразделения иностранных компаний, находящиеся на территории РФ

Определение налоговой базы по НДС

В общем смысле под налоговой базой понимается доход, который подлежит налогообложению. А вот порядок определения налоговой базы зависит от того, кто ее вычисляет: непосредственно налогоплательщик или налоговый агент.

Налогоплательщик

Налоговая база – это общая стоимость оказанных услуг без учета налога. Иными словами, это сумма денежных средств, полученных поставщиком услуг, с которой в дальнейшем будет рассчитываться и уплачиваться налог.

Если иностранная компания-поставщик услуг получала авансовые платежи (полная или частичная оплата), налоговая база будет определяться их суммой с учетом налога. Тем не менее предоплата не увеличивает налоговую базу в следующих случаях:

  • длительность производственного цикла составляет более 6 месяцев (только тогда, когда налоговая база определяется по мере оказания таких услуг);
  • налогообложение производится по нулевой ставке;
  • данный вид услуг не облагается налогом.

Налоговый агент

Если иностранная организация-поставщик услуг не состоит на учете в ФНС, налоговая база по НДС рассчитывается налоговым агентом. В данном случае она будет определяться суммой доходов от реализованных услуг с учетом налога, при этом формирование налоговой базы осуществляется отдельно по каждой операции.

Момент определения налоговой базы

Нельзя не упомянуть о таком понятии, как момент определения налоговой базы. В общем случае им является более ранняя из двух дат:

  • день оказания услуг;
  • день авансовой оплаты (полной или частичной) в счет последующего оказания услуг.

Однако в некоторых случаях применяются иные нормы:

Вид услуг Момент определения налоговой базы
Услуги, которые подлежат налогообложению по ставке 0% Последнее число квартала, в котором был собран полный пакет документов, подтверждающих право на нулевую ставку
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления Последнее число отчетного квартала

Расчет и уплата НДС

, как и бухгалтерская, должна формироваться за определенный период (его принято называть отчетным, а когда речь идет о налогах – налоговым) и предоставляться в установленные сроки. Для НДС предусмотрен налоговый период в квартал. Это значит, что каждые три месяца налогоплательщики должны осуществить все расчеты с бюджетом по НДС.

Исчисление осуществляется в конце каждого налогового периода, причем при расчете учитываются те операции, момент определения налоговой базы по которым наступил в отчетном квартале.

Сумма, которую нужно перечислить в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на процентную ставку налога; базовая ставка составляет 18%.

Но если иностранная компания занимается реализацией услуг в электронной форме, ее деятельность будет облагаться НДС по ставке 15,25%.

Если в организации ведется раздельный учет, то общий налог будет равен сумме налогов, рассчитанных для каждого объекта или операции. Такой порядок расчета применяется:

  • налоговыми агентами иностранных организаций, не состоящих на учете в ФНС РФ;
  • в случае реализации услуг, облагаемых налогом по нулевой ставке.

Налог уплачивается равными долями ежемесячно (в течение 3 месяцев, следующих за отчетным периодом) не позднее 25 числа:

  • иностранными организациями, зарегистрированными в ФНС, – по месту регистрации.
  • если расчеты с бюджетом ведутся через налогового агента – по месту нахождения агента.

Составление счета-фактуры

Счет-фактура – это документ, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы налога, предъявленные продавцом услуг.

Документ выставляется продавцом при реализации услуг и содержит следующие данные:

  • номер и дата оформления;
  • информация о продавце-налогоплательщике и покупателе (наименование, адрес, идентификационные номера);
  • номер платежного документа (если использовались такие способы оплаты за услуги, как полный или частичный авансовый платеж);
  • описание услуг и единицы измерения (если применимо);
  • объем оказанных услуг;
  • валюта;
  • цена за единицу измерения (если применимо) без учета налога;
  • стоимость всего объема услуг без налога;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога;
  • стоимость всего объема услуг с учетом налога.

Вычет агентского НДС

Налоговые агенты, уплачивающие НДС, могут принять его к вычету при соблюдении следующих условий:

  • наличие счета-фактуры;
  • наличие платежных документов, подтверждающих перечисление налога в бюджет;
  • услуги были оказаны покупателю, чья деятельность облагается НДС;
  • оказанные услуги приняты к учету.

Когда налоговый агент может заявить вычет НДС

Если соблюдены все указанные условия, то принять НДС к вычету можно в том же квартале, в котором налог был перечислен в бюджет.

Когда российская организация освобождается от уплаты НДС

Статья 149 НК РФ предусматривает перечень операций, не подлежащих налогообложению, и именно ее положения делают возможным оказание услуг без НДС для иностранной компании.

Итак, согласно налоговому законодательству, НДС не уплачивается при оказании услуг:

  • медицинских (за исключением ветеринарных, косметологических и санитарно-эпидемиологических);
  • по присмотру и уходу за детьми в дошкольных организациях, секциях, кружках и т. д.;
  • по уходу за больными, престарелыми и инвалидами;
  • по комплектованию, сохранению и использованию архивов;
  • по перевозке пассажиров;
  • ритуальных;
  • по предоставлению в пользование жилых помещений;
  • депозитарных;
  • по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов;
  • по сохранению объектов культурного наследия;
  • по производству кинопродукции;
  • оказываемых в аэропортах;
  • по обслуживанию морских судов;
  • аптечных организаций по изготовлению лекарств;
  • по организации и проведению азартных игр;

Порядок налогообложения организаций с иностранным капиталом

Как уже говорилось, российский рынок считается довольно привлекательным для иностранных инвесторов. Собственно говоря, это подтверждается большим количеством иностранных организаций, которые функционируют в самых разных сферах деятельности.

Страхование, банковское дело, аудит – вот примеры отраслей, где уже давно российские компании конкурируют с зарубежными. Для иностранных организаций предусмотрены особые условия деятельности: к примеру, есть ограничения в части разрешенных видов деятельности, ведения бухгалтерского учета.

Порядок взаимодействия с налоговыми органами также несколько отличается от установленного для российских компаний: предусмотрена специальная форма отчета о деятельности, есть особенности заполнения налоговой декларации.

Прочитайте полную информацию о

НДС

Специалисты финансового ведомства в комментируемом письме указали, что, поскольку с этого года обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную компанию, оказывающую услуги в электронной форме, независимо от того, кто является покупателем услуг — физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель), при приобретении с 1 января 2019 г. у иностранной компании услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации — покупателя не возникает. Если иностранная компания оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, но и консультационные услуги, местом реализации которых на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, то в части консультационных услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию.

Итак, из сказанного финансистами следует, что постановка иностранной компании на учет в российском налоговом органе в связи с оказанием ею услуг в электронной форме в России освобождает российские организации от исполнения обязанностей налогового агента по НДС при приобретении у такой иностранной компании любых услуг, местом реализации которых признается территория РФ.

Нужны ли доказательства постановки на учет

Российская организация, приобретающая электронные услуги у иностранной компании, не является налоговым агентом по НДС вне зависимости от того, выполнила ли иностранная компания требование Налогового кодекса о постановке на учет. То есть подтверждения того, что иностранец состоит на налоговом учете, российской организации не требуется. Отсутствие обязанностей налогового агента подтверждается уже самим фактом оказания услуг в электронной форме. В письме от 24.10.2018 № 03-07-08/76139 Минфин России разъяснил, что, если иностранная компания не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет именно она.

Если же наряду с электронными услугами российская организация приобретает у иностранца и иные услуги, местом реализации которых является территория РФ, ей нужно обязательно удостовериться, что иностранная компания стоит на налоговом учете в России. В противном случае за неуплату НДС по этим иным услугам отвечать будет российская компания — покупатель. Ведь она в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ обязана уплатить НДС при приобретении услуг у иностранной компании, не состоящей на учете в России качестве налогоплательщика.

Услуги в электронной форме оказывает компания из ЕАЭС

Если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, нужно учитывать следующие особенности.

Уплата НДС по операциям с такими контрагентами осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приведенном в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Протокол). Место реализации для целей исчисления НДС определяется согласно п. 29 Протокола. Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подп. 1—4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг. Исходя из этого, финансисты указывают, что местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых компаниями из стран ЕАЭС российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в России не облагаются (письма Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369, от 08.02.2019 № 03-07-13/1/7674).

Пунктом 4.6 ст. 83 НК РФ предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Таким образом, компании из стран ЕАЭС, оказывающие услуги в электронной форме российским организациям, не подлежат постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (письмо Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369).

При приобретении российской организацией у компании из страны ЕАЭС консультационных и иных услуг, указанных в п. 4 ст. 29 Протокола, местом их реализации является территория РФ. Следовательно, такие услуги подлежат обложению НДС в России и российская организация — покупатель исчисляет и уплачивает этот налог в качестве налогового агента (письмо Минфина России от 17.01.2019 № 03-07-13/1/1873).

Таким образом, если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, российская компания должна исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости консультационных услуг.

Место оказания услуг

Для корректного исчисления налогов большое значение имеет место оказания услуг. Общее правило можно сформулировать примерно так: налоги должны быть перечислены в бюджет той страны, на территории которой оказывались услуги. Для целей налогообложения принято выделять несколько признаков, определяющих место реализации услуг.

Местонахождение имущества

Этот признак предполагает, что услуги были связаны с любым имуществом. Территория страны, где находилось это имущество на момент реализации услуг, будет считаться местом их оказания. Соответственно, и налоги будут исчисляться согласно законодательству указанного государства.

Место фактического оказания услуг

Этот критерий характерен для услуг, связанных с определенными сферами и объектами повседневной жизни. Как правило, к ним относятся те услуги, которые оказываются в стационарных общественных учреждениях и организациях.

Место деятельности покупателя

Местом реализации услуг может быть признана территория той страны, где покупатель осуществляет свою деятельность. Важно, что эта деятельность должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства.

Подтверждающие документы

Место оказания услуг подтверждают следующие документы:

  • контракт;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (например, акты приемки-передачи, квитанции и т. п.).
  • при оказании услуг в электронной форме физическим лицам (не ИП) – реестры операций с указанием стоимости услуг.

Правила определения места реализации услуг по НДС

Необходимо отметить, что порядок определения места оказания «электронных услуг» для целей НДС НК РФ не урегулирован. По нашему мнению, местом реализации данных услуг необходимо признать место нахождения покупателя. Под «электронными услугами» следует понимать «веб-хостинг», предоставление доступа к базам данных, реализацию программного обеспечения, реализацию объектов авторских прав, включая игры, дистанционное обучение, а также любую платную передачу данных через Интернет или подобные средства коммуникации.

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

=

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

х

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Выручка от продаж, облагаемых НДС

+

Выручка от оказания рекламных услуг

+

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

=

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

+

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

+

Общие расходы

х

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям.

Налог на прибыль

Как мы уже выяснили, иностранная компания, оказывающая в России услуги в электронной форме, должна встать на учет в российском налоговом органе. Но означает ли это, что она может самостоятельно уплачивать налог на прибыль, а российская организация — покупатель вправе не выполнять обязанности налогового агента? Для ответа на этот вопрос нужно проанализировать положения главы 25 НК РФ, касающиеся налогового агентирования при выплате дохода иностранной компании.

Иностранная компания, получающая доходы от источников в РФ, признается налогоплательщиком по налогу на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ). Доходы, полученные от источников в РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль у иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в России через постоянное представительство (п. 3 ст. 247 НК РФ). Доходы таких налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ. Среди них, в частности, значатся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход (п. 1 ст. 310 НК РФ). Исключение составляют лишь случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

Получается, если иностранная компания не ведет деятельность через постоянное представительство, налог с выплачиваемых ею доходов должна удерживать и перечислять в бюджет российская организация — источник выплаты дохода. При этом неважно, что иностранная компания состоит на учете в российском налоговом органе по какому-либо иному основанию. Поэтому при приобретении у иностранной компании услуг в электронной форме и консультационных услуг российская организация — покупатель исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль вне зависимости от того, состоит ли иностранная организация на учете в российском налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.
Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:
1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;
2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *