Водительское удостоверение: сроки действия и порядок обмена прав устаревшего образца

Как сообщают многие СМИ, данное требование предусмотрено законом Украины «О документах, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины», принятым Верховной Радой 23 сентября 2011 года. Все документы, выданные до вступления в силу этого закона, помимо водительских удостоверений, действительны до окончания срока их действия и не подлежат обязательной замене. А вот права, выданные с использованием образца бланка, утвержденного органом исполнительной власти СССР, прекращают свое действие с 1 января 2014 года.

Вместе с тем, мы выяснили, что в одноименном законопроекте № 8507 «О документах, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины», официальный образец которого есть на сайте Верховной Рады, нет требования об ограничении действия советских водительских удостоверений. Хотя, вполне возможно, что оно появилось либо варианте проекта, вынесенного на повторное рассмотрение в Верховной Раде, или же непосредственно во время самого голосования за данный документ.

Впрочем, волноваться водителям с правами времен СССР еще рано – данный закон еще не подписан Президентом Украины. Более того, оппозиция и правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции Михаил Бродский, призывают Виктора Януковича ветировать данный закон. В частности, Бродский заявляет, что принятие закона полностью противоречит всему тому, что говорил глава государства ранее о борьбе с коррупцией, упрощении административных процедур и дерегуляции.

Такую же позицию занимает и оппозиционный народный депутат Кирилл Куликов, который направил письмо президенту Украины с требованием ветировать данный закон. По мнению Куликова, под лозунгами выполнения плана действий по либерализации визового режима с ЕС украинские законодатели пролоббировали интересы коммерческой структуры, которая осуществляет печать бланков документов с голографической защитой. А участие при их изготовлении посредников лишит государство контроля за количеством и оборотом новых бланков, что приведет к образованию «теневого рынка» паспортов.

Тревогу по этому поводу ранее забили и в Минюсте – там утверждают, что данный закон нарушает Конституцию.

На сегодня все зависит от решения Президента Украины – подпишет он закон или все-таки ветирует.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

По сроку действия водительские удостоверения, выданные на территории Украины, делятся на три категории, в зависимости от даты их выдачи.

Так, водительские права, выпущенные во времена СССР, должны были действовать в Украине до 1 января 2014 года, пишет ВП.

Но 17 сентября 2013 г. Верховная Рада приняла закон №568-VII, разрешающий не обменивать водительские удостоверения образца СССР на новые. В то же время, водительские удостоверения времен СССР являются устаревшими и не позволяют их владельцам совершать ряд действий, к примеру, выезжать на собственном транспортном средстве за границу. Поэтому их все равно рекомендуется заменить.

Для замены старых прав образца СССР необходимо предъявить само водительское удостоверение, цветные фотографии 3,5х4,5, паспорт, медицинскую справку и карточку водителя (справку об окончании курсов вождения). Стоимость новых пластиковых прав с 21 мая 2014 г. составляет 114 грн. Никаких экзаменов при замене прав образца СССР сдавать не требуется.

Водительские удостоверения, выданные с начала независимости Украины и до 1 апреля 2013 года, действительны 30 лет.

В то же время, постановлением N185 от 13 марта 2013 года Кабинет министров Украины внес изменения в законодательство относительно срока действия удостоверения водителя, согласно которому все водительские права, полученные с 1 апреля 2013 года, действительны в пределах следующих сроков: «Права на управление транспортными средствами категории А, А1, В и В1, оформленные и выданные после вступления в силу этого постановления, — в течение двадцати лет с даты их выдачи, других категорий — в течение десяти лет с указанной даты. После окончания срока действия удостоверения водителя подлежат обмену в установленном порядке».

Обмен старых прав на новые осуществляется без экзаменов для водителей.

В 1923 году в России стали выдавать «удостоверение шофера» единого для всех образца. Как выглядели первые советские права и правила дорожного движения?

Несмотря на то, что первые правила дорожного движения придумали еще в Древнем Риме на рубеже нашей эры, в России необходимость упорядочить дорожное движение почувствовали только в самом начале ХХ века — в 1909 году, когда Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

Водительское удостоверение 1910 года
В 1923 году уже новая власть — Совнарком — утвердила «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль.
Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму.

Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Питере, например, не признавались в Москве.
Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофера».
Водительское удостоверение 1936 года
Водительское удостоверение 1937 года
Также современным водителям будет крайне интересно ознакомиться и с первыми советскими правилами дорожного движения, которые действовали в СССР в начале 20-х годов.

Лишь в 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенными транспортными средствами. http://maxpark.com/community/129/content/5243931

А первые ПДД в России звучали так : Это было постановление № 7453 министра путей сообщения князя М.И. Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах».

Эти правила состояли всего из 12 пунктов, в современном же их варианте более 200. Автомобиль в первых ПДД называют «самодвижущимся экипажем», скорость движения ограничивается понятиями «тихо», «самый тихий ход». А вот техосмотр уже тогда был обязателен, правда он осуществлялся по тем же правилам, как и осмотр паровых котлов на пароходах.

А вот собственно сами правила:

  1. При прохождении по шоссе самодвижущихся экипажей должны соблюдаться все установленные законом правила проезда по шоссе и относящиеся к сообщению по шоссе правительственные распоряжения, а также все постановления, которые впредь будут издаваемы относительно движения по шоссейным дорогам.
  2. При эксплуатации самодвижущихся экипажей скорость их движения, при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, чтобы не пугать лошадей, должна быть уменьшаема до самого тихого хода, с этой же целью самодвижущийся экипаж при сказанных встречах должен удаляться по возможности на самый край шоссе.
  3. На крутых поворотах самодвижущиеся экипажи должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, трубить.
  4. Соответственно с требованиями общей безопасности скорость прохождения самодвижущихся экипажей должна быть уменьшаема: на спусках, при встречах с другими экипажами, в местах пересечения шоссе с другими дорогами и по селениям.
  5. При движении по шоссе, на которых существуют заставы для взимания шоссейного сбора, самодвижущиеся экипажи уплачивают шоссейный сбор в том размере, который будет установлен за право проезда по шоссе таких экипажей.
  6. При каждом самодвижущемся экипаже должно иметься надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и что все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии.
  7. Железные шины на ободьях самодвижущихся экипажей должны быть по всей поверхности плоскими, отнюдь не выпуклыми и не вогнутыми и так прикреплены к ободьям, чтобы гвозди, штифты, винты или заклепки не выступали наружу.
  8. Ширина колесных ободьев и железных шин не должна быть ни в каком случае менее 3 ¼ дюймов при полном весе экипажа с нагрузкою от 120 до 180 пудов и не менее 4 дюймов при весе экипажа с нагрузкой от 180 до 300 пудов.
  9. Проход по шоссе самодвижущихся экипажей весом более 300 пудов не дозволяется без особого, испрошенного заблаговременно, разрешения.
  10. Весною, до просушки шоссейного полотна, проход общественных и грузовых самодвижущихся экипажей может быть воспрещаем заведывающими шоссе, причем точное определение времени остановки движения этих экипажей предоставляется их усмотрению, но с тем, чтобы, останавливая движение, они немедленно доносили о том Министерству Путей Сообщения и местному губернскому начальству, а также безотлагательно озаботились вывешиванием по линии следования сказанных экипажей объявлений о сделанном распоряжении. Если в упомянутом распоряжении не будет указано число дней, на которое приостановлено движение, то тем же порядком, т.е. при условии донесения Министерству и местному губернскому начальству и вывешивания объявлений, должно быть сделано распоряжение и об открытии движения означенных самодвижущихся экипажей и притом заблаговременно, не менее как за день до открытия движения.
  11. Наблюдение за исполнением сих правил возлагается на местную полицию и лиц, заведывающих ремонтом шоссе; в случае сомнения в точном соблюдении правил означенные лица удостоверяются в нарушении правил и привлекают виновных к законной ответственности. За причиненную же остановку самодвижущегося экипажа для удостоверения веса или осмотра шин владельцы не имеют права требовать вознаграждения.
  12. Министр Путей Сообщения оставляет за собою право не разрешать прохождение общественных и грузовых самодвижущихся экипажей по отдельным шоссе ведомства путей сообщения там, где по размеру общего движения на этих шоссе и ширине полотна их, означенное прохождение может представляться не безопасным для проезда конных экипажей. http://risingsun.by/samyie-pervyie-pravila-dorozhnogo-dvizheniya-03-2013/

И подборка плакатов о ПДД советских времён:

Оригинал взят у leon_rumata в История автомобильных «прав» и Правил дорожного движения в СССР и до 1917 года

Оригинал взят у amarok_man в Первые советские права и правила дорожного движения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *