Задачи по Прокурорскому надзору

3. Задачи прокурорского надзора

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например УПК, ГПК РСФСР. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Прокурорский надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач.

Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие, как:

1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами;

2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами.

Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать этим законам. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов. Второй специальной задачей этого направления надзора является обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

1. История развития прокуратуры

История развития прокуратуры начинается со времен Петра I, когда впервые были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора при сенате прокуроров.

Генерал-прокурор – это лицо, которое возглавляет деятельность всех прокуроров, являясь связующим звеном между монархом и управлениями, наблюдает за всеми отраслями деятельности государства.

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II.

Судебная реформа добавила новые функции прокуратуре. Основной задачей прокуратуры являлось осуществление обвинительной деятельности, которая заключалась в обнаружении преступления, уголовном преследовании виновных, поддержке обвинения в суде. Судебная реформа, определив функцией прокуратуры реализацию обвинительного положения, вместе с тем пришла к тому выводу, что прокуратура должна быть лишена возможности осуществлять надзор, который был основной функцией. Серьезная реформа деятельности прокуратуры началась накануне Первой мировой войны.

28 мая 1922 г. прокуратура была образована в качестве самостоятельной структуры Д.И. Курским. В начале века органы прокуратуры претерпевают изменения. Во многом принципы подчиненности прокуратуры отличались значительным своеобразием от других органов Советского государства и являлись спорными. В частности, долгое время велись дискуссии о том, должна ли прокуратура подчиняться только вышестоящим прокурорским органам или же она также должна подчиняться местным Советам. Точку в этом вопросе поставила работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности», обосновывающая необходимость и правомерность с точки зрения принципа законности деятельности прокуратуры подчинения прокуратуры исключительно вышестоящим прокурорским органам.

Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти. Вместе стем прокуратура не относится ни кодной из ветвей власти. Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Нельзя отнести прокуратуру и к органам исполнительной власти, которые дают властные распоряжения по отношению к подчиненным им органам. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей.

Этапы развития прокуратуры:

1) создание прокуратуры с ее фискальными органами (царский);

2) советский;

3) постсоветский, т. е. после создания Российской Федерации.

Отличие прокуратуры от других органов:

1) она не имеет ни законотворческих, ни административных, ни судебных функций;

2) не вмешивается в оперативно-хозяйственную и организационную деятельность, которую она наблюдает;

3) не подвергает деятельность и акты органов управления оценке с точки зрения их практичности и целесообразности. Это не в компетенции прокуратуры, она лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы и другие организации не допускали нарушения законов.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Понятие, предмет прокурорского надзора и система органов прокуратуры

Прокурорский надзор – понятие, характеризующее:

– основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности;

– отрасль юридической науки;

– учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган, осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлении, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорским надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, или любого из них в каждом конкретном случае.

Осуществление надзора за исполнением законов – особый вид деятельности. Его осуществляет прокуратура как особый вид государственных органов.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т. д.

Прокурорский надзор носит комплексный характер, поскольку его регулирование осуществляется на стыке нескольких самостоятельных дисциплин.

Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика, и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина—часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура – это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.

Пределы прокурорского надзора:

– не распространяется на прокуратуру РФ и суды;

– не распространяется на оперативно-хозяйственную деятельность органов;

– дополнительные пределы в каждой отрасли надзора.

Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.

1. Территориальное деление:

а) Генеральная прокуратура;

б) прокуратура субъектов РФ;

в) прокуратура городов, районов.

2. Военная прокуратура:

а) Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;

б) военная прокуратура округов, флотов;

в) военная прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;

г) прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.

3. Другие специализированные прокуратуры:

а) транспортная;

б) природоохранная;

в) по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

4. Научные образования, учреждения, редакции изданий.

Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения квалификации кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *